Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере

Выбор брачного партнера – важное решение, от которого зависит благополучие будущей семьи, детей, собственной личности и даже общества. По данным демографического ежегодника ООН Россия является лидером по количеству разводов. В связи с этим крайне важно знать условия развития представлений молодежи о брачном партнере и формировать адекватное представление о семье и браке.

Существует множество факторов, оказывающих влияние на представления об избраннике. Внешние данные, интеллект, характер, ценностные ориентации, образование и материальное положение  – все это учитывается при выборе будущего спутника жизни [3]. Важнейшим условием развития представлений студентов о брачном партнере являются отношения с родителями. Модель поведения мужа и жены усваивается именно из родительской семьи, и в браке человек стремится к тем отношениям, которые сложились у его родителей (В.Томан). Большое влияние на выбор брачного партнера оказывает стиль семейного воспитания. Молодежь из семей с демократическим стилем ценят взаимопонимание и уважение к родителям. Юноши и девушки из авторитарных семей уделяют внимание материальной стороне брака, а попустительские семьи не способствуют формированию каких-либо критериев  брачного партнера [2]. Зигмунд Фрейд считал, что при выборе важную роль играет сходство между избранником и родителем противоположного пола. Существует мнение, что в своей семье человек стремится удовлетворить  те потребности, которые ранее игнорировались (Г.Дикс и Дж.Вилли) [1].

В связи с обозначенной актуальностью было проведено исследование, целью которого явилось изучение влияния отношений с родителями на представления студентов о брачном партнере. Мы предположили, что благополучные отношения с родительской семьей способствуют развитию положительного образа избранника.

В исследовании приняли участие 16 респондентов Института социальных и образовательных технологий в возрасте от 19 до 21 года.

Были использованы следующие методики: «Детско-родительские отношения глазами подростка» (ДРОП), тест «Сакса-Леви» (методика незаконченных предложений), исследование уровня эмпатийных тенденций (Юсупов И.М.), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, опросник аффилицации А.Мехрабиана, опросник Джона Готтмана, применяемый для диагностики супружеских отношений. Нами была разработана анкета, в которой респонденты могли рассказать о своем взгляде на институт брака в целом и о личном опыте отношений с противоположным полом. 

В результате качественного анализа анкет было выявлено, что среди причин вступления в отношения респонденты указали: заботу о другом человеке – 38%, потребность любить и быть любимым – 31%, подавление одиночества, потребность быть нужным – 19%, потребность в счастье – 19%, создание семьи – 19%, потребность в опоре, поддержке – 12%, симпатию – 12%, корысть – 6%, потребность в ощущении полноты жизни – 6%, потребность быть ближе к данному человеку – 6%.
На вопрос «Зачем люди вступают в брак?» были получены следующие ответы: «чтобы создать семью» – 38%, «для продолжения рода» - 38%, «чтобы узаконить отношения» - 31%, «чтобы провести жизнь вместе» - 19%, «чтобы взять ответственность за отношения, иметь обязанности» - 19%, «потому что любят друг друга» - 12%, «чтобы заботиться о супруге» - 6%. Таким образом, существуют различия в понимании студентами причин вступления в отношения и причин вступления в брак. Если в первом случае они в основном ориентированы на удовлетворение собственных  потребностей, то во втором - на удовлетворение потребностей общества или партнера. Выявленные конструкты не зависят от отношений с родителями.

Нами было установлено, что 100% респондентов положительно относятся к институту брака, но только 75% хотели бы оформить свои отношения с партнером. 12% на данный момент не хотят вступать в брак, так как считают, что не готовы к нему. Взаимосвязи между готовностью к браку и отношениями с родительской семьей в нашем исследовании выявлено не было.

Было установлено, что качество отношений с партнером не зависит от статуса родительской семьи. Студенты из полных и неполных семей могут иметь, как и благополучные, так и неблагополучные отношения.

В результате корреляционного анализа были выявлены 2-сторонние значимые положительные взаимосвязи между шкалами тестов: цели отношений (опросник Готтмана) коррелируют с уровнем материнского контроля (ДРОП) (r=0,638), поощрениями со стороны отца (ДРОП) (r=0,646), отношением к отцу (Сакс-Леви) (r=0,651), эмпатией отца (ДРОП) (r=0,769), символами в отношениях (опросник Готтмана) (r=0,942) стремлением к людям (опросник аффилиации) (r=0,790). Можно говорить о том, что чем благополучнее отношения с отцом и выше материнский контроль, тем более осознанным является выбор партнера и более легко выстраиваются отношения с ним.

В результате исследования было выявлено, что отношения с родителями оказывают влияние на развитие отношений с партнером. Большое влияние оказывает материнский контроль, который способствует осознанному выбору партнера и построению дальнейших целей отношений.  Особую роль играют отношения с отцом: чем благополучнее взаимодействие с ним, тем более легко выстраивается общение с избранником. Однако отношения с родителями не являются решающим фактором, так как различий в причинах  вступления в брак между студентами с  положительной оценкой отца и матери, и студентами,  с  отрицательной оценкой родителей, выявлено не было.

Отсутствие в обществе культуры психологической подготовки молодежи к созданию семьи приводит к тому, что представления студентов о браке и семье складываются стихийно, оказываются недостаточно адекватными действительности и в последующем влияют на качество семейных отношений.

Перспективами исследования является более глубокий анализ причин развития представлений студентов о брачном партнере.

 

Литература

  1. Артамонова, Е.Р. Предбрачный период жизненного цикла семьи (Материалы к изучению курса «Психология семейных отношений») / Е.Р. Артамонова. - Владимир, ВГГУ, 2009. - 48с.
  2. Бобкова А.Г., Коваль В.В. Особенности выбора брачного партнера юношами и девушками из семей с разным стилем воспитания// Валихановские чтения-17: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Кокшетау, 2013. – с.310-314
  3. Гаджиева Н.Х. Теория выбора брачного партнера и особенности предбрачных представлений юношей и девушек// Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань, 2009. – с. 114-118

 



Просмотров: 611
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Межличностные отношения студентов и восприятие отношений с родителями в детстве
  • «Отношения с родителями в детстве и межличностные отношения студентов»
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 8
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 11
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 7
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 7
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 6
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 4
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 10
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 9
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 5
  • Выбор партнера для брака (отношений) или каких партнеров выбирать нельзя - 3
  • Лепим отношения из того, что было
  • Как построить гармоничные отношения с детьми, если трудные отношения со своими родителями?
  • Меня не слышат. Отношения между мужчиной и женщиной. Психология отношений.
  • Разрушители отношений: 10 признаков того, что вы разрушаете отношения
  • Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)
  • Межличностное общение или отношения с образом партнера?
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Отношения. Выбор партнера. Убеждения, по которым мы живем.
  • Как детские проблемы с родителями влияют на отношения женщины с мужчинами. Медитация на принятие отца.
  • Опыт отношений: а что это было?
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Отношения между родителями и их детьми.
  • Отношения отца с ребенком при разводе родителей. За что отвечает мама?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь