|
Особенности духовно-нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подходаАвтор статьи: Бондаренко Татьяна Алексеевна
Актуальность рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания, которое ведется параллельно с обучением в контексте культурологического подхода, обусловлена тем фактом, что, к сожалению, цель получить хорошее образование, найти престижную работу, ставят перед собой далеко не все студенты СПО. Связано это не только и не столько с психологическими особенностями подросткового возраста («стадией онтогенетического развития между детством и взрослостью от 11-12 до 16-17 лет» [1, с. 231]), но и затягивающимся у части молодежи, периодом инфантилизма. Вызвано данное психическое явление с тем, что молодые люди позже входят в возраст социальной ответственности. Этому способствуют как желание родителей оградить своих детей от решения бытовых проблем, так и негативное влияние средств массовой информации, пропагандирующим «праздник жизни», которые не соответствует будням, и, в свою очередь, вызывают фрустрацию молодых людей. В результате, принимая решение закончить 9 классов и потом идти в СПО получать профессию, молодые люди зачастую не думают о будущем, где будут (или смогут) работать. Рассматривая особенности духовно-нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подхода, мы учитываем тот факт, что он предоставляет возможность сочетать в образовательном процессе общекультурный и психолого-педагогический компоненты, позволяя строить обучение по принципу «от человека образованного к человеку культурному». Использование культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов предполагает реализацию таких педагогических условий, как создание культурологического воспитательного пространства, способность учащихся к культурной самоидентификации, создание ситуаций успеха в процессе воспитания, учет специфики духовно-нравственного воспитания. Технологическое обеспечение реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов основывается на активных методах обучения, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Поскольку в основе активных методов лежит диалог, как между преподавателями и студентами, так и между самими студентами, они, выстраивая свою личностную позицию, взгляд, учатся ее отстаивать. Данные методы обучения, вызывая личностный интерес к решению познавательных и практических задач, способствуют активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, раскрывают перспективы применения полученных знаний в предстоящей профессиональной деятельности. При изложении учебного материала в учреждениях СПО, преподаватель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и осуществление контроля за их воспроизведением. Его задача заключается в создании условий для самостоятельного овладения учащимися психологическими знаниями в процессе активной познавательной деятельности, а также переводе на осознаваемый уровень необходимости ими соблюдения социальных норм. При этом, как отмечают Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева, «социализация индивида осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены, интериоризированы социальные нормы, и их реализация становится для индивида привычкой. Это может произойти только тогда, когда та или иная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира индивида, перешла в его подсознание. Для правильного усвоения нормы необходимо ее познание личностью и сопоставление со своими внутренними параметрами - с тем, насколько ее будущая реализация соответствует интересам, потребностям, ценностным ориентациям, возможностям и способностям индивида» [2, с. 83]. Культурологический подход, как средство формирования профессионального мышления будущего специалиста, включает активизацию творческой активности студентов, устремленность обучаемого к самостоятельному теоретическому осмыслению знаний, проявление инициативы в поиске решения проблемы, интенсивное проявление познавательных процессов. Особенности духовно-нравственного воспитания студентов включают изучение этических принципов и приоритеты интересов в профессиональной деятельности специалиста. Интериоризации социальных норм служит решение студентами на занятии практических ситуаций по определению проявляющейся потребности вести себя нравственно в конкретных ситуациях. Так, проблемно-задачный подход при закреплении учебного материала применяется в процессе изучения блока тем, посвященных профессиональной этике. В рамках данного подхода нами используется решение проблемных вопросов и ситуаций «Кому нужно уступать место в общественном транспорте?», «Какие нормы этикета наиболее актуальны для девушек (парней)?», «Какие особенности профессионального дресс-кода?» и др., касающихся этических норм, с использованием методов дискуссии, мозгового штурма.
Развивающие дидактические приемы применяются при идентификации учащихся в будущую профессию в виде написания эссе на темы: «Личностно-нравственные качества специалиста», «Составление перспективного плана будущей профессии на ближайшие десять лет», «Призвание и профессия», «Уровень моральности специалиста», «Нравственность как основа личности специалиста». Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее. Практической реализацией культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов СПО может стать культурологическая модель духовно-нравственного воспитания, структура которой исходит из структуры культурологического подхода, нацеливающей на определение содержательной стороны данной модели по трем направлениям: приобретенные знания (основные этические положения и принципы, принятые в современном обществе), освоенная деятельность (умения и навыки как образовательной, так и поведенческой, общественной деятельности, деятельности по самовоспитанию), сформированные качества (нравственно-этические, эстетические). Список использованной литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|