Особенности духовно-нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подхода

Актуальность рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания, которое ведется параллельно с обучением в контексте культурологического подхода, обусловлена тем фактом, что, к сожалению, цель получить хорошее образование, найти престижную работу, ставят перед собой далеко не все студенты СПО. Связано это не только и не столько с психологическими особенностями подросткового возраста («стадией онтогенетического развития между детством и взрослостью от 11-12 до 16-17 лет» [1, с. 231]), но и затягивающимся у части молодежи, периодом  инфантилизма. Вызвано данное психическое явление с тем, что молодые люди позже входят в возраст социальной ответственности. Этому способствуют как желание родителей оградить своих детей от решения бытовых проблем, так и негативное влияние средств массовой информации, пропагандирующим «праздник жизни», которые не соответствует будням, и, в свою очередь, вызывают фрустрацию молодых людей. В результате, принимая решение закончить 9 классов и потом идти в СПО получать профессию, молодые люди зачастую не думают о будущем, где будут (или смогут) работать.

Рассматривая особенности духовно-нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подхода, мы учитываем тот факт, что он предоставляет возможность сочетать в образовательном процессе общекультурный и психолого-педагогический компоненты, позволяя строить обучение по принципу «от человека образованного к человеку культурному». Использование культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов предполагает реализацию таких педагогических условий, как создание культурологического воспитательного пространства, способность учащихся к культурной самоидентификации, создание ситуаций успеха в процессе воспитания, учет специфики духовно-нравственного воспитания.

Технологическое обеспечение реализации культурологического подхода в  духовно-нравственном воспитании студентов основывается на активных методах обучения, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Поскольку в основе активных методов лежит диалог, как между преподавателями и студентами, так и между самими студентами, они, выстраивая свою личностную позицию, взгляд, учатся  ее отстаивать. Данные методы обучения, вызывая личностный интерес к решению познавательных и практических задач, способствуют активизации  самостоятельной познавательной деятельности студентов, раскрывают перспективы применения полученных знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

При изложении учебного материала в учреждениях СПО, преподаватель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и осуществление контроля за их воспроизведением. Его задача заключается в создании условий для самостоятельного овладения учащимися психологическими знаниями в процессе активной познавательной деятельности, а также переводе на осознаваемый уровень необходимости ими соблюдения социальных норм.

При этом, как отмечают Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева, «социализация индивида осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены, интериоризированы социальные нормы, и их реализация становится для  индивида привычкой.  Это  может произойти только тогда, когда та или иная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира индивида, перешла в его подсознание. Для правильного усвоения нормы необходимо ее познание личностью и сопоставление со своими внутренними параметрами - с тем, насколько ее будущая реализация соответствует интересам, потребностям, ценностным ориентациям, возможностям и способностям индивида» [2, с. 83]. 

Культурологический подход, как средство формирования профессионального мышления  будущего специалиста, включает активизацию творческой активности студентов, устремленность обучаемого к самостоятельному теоретическому осмыслению знаний, проявление инициативы в поиске решения проблемы, интенсивное проявление познавательных процессов.

Особенности духовно-нравственного воспитания студентов включают изучение этических принципов и приоритеты интересов в профессиональной деятельности специалиста. Интериоризации социальных норм служит решение студентами на занятии практических ситуаций по определению проявляющейся потребности вести себя нравственно в конкретных ситуациях.

Так, проблемно-задачный подход при закреплении учебного материала применяется в процессе изучения блока тем, посвященных профессиональной этике. В рамках данного подхода нами используется решение проблемных вопросов и ситуаций «Кому нужно уступать место в общественном транспорте?», «Какие нормы этикета наиболее актуальны для девушек (парней)?», «Какие особенности профессионального дресс-кода?» и др., касающихся этических норм, с использованием методов дискуссии, мозгового штурма. 

Особенности духовно нравственного воспитания студентов в контексте культурологического подхода

Творческая домашняя работа учащихся заключается в стимулировании их участия в научно-практических конференциях, самостоятельном написании ими научных статей и проектов. Как правило, наибольший интерес у учащихся вызывают проблемы общения, как на вербальном, так и невербальном уровнях. Поэтому целесообразно проведение практических занятий, включающих элементы социально-психологического тренинга, как «Стиль общения, оптимальный для установления доверительных отношений на работе», «Разрешение конфликтных ситуаций», «Распознание и противодействие манипулятивному стилю поведения собеседника», «Психодиагностика невербальной коммуникации собеседника», «Формирование внешнего облика специалиста (физический облик, мимика, жесты, позы, осанка, оформление внешности, манера поведения)» и др.

Развивающие дидактические приемы применяются при идентификации учащихся в будущую профессию в виде написания эссе на темы: «Личностно-нравственные качества специалиста», «Составление перспективного плана будущей профессии на ближайшие десять лет», «Призвание и профессия», «Уровень моральности специалиста», «Нравственность как основа личности специалиста».

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее. Практической реализацией культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов СПО может стать культурологическая модель духовно-нравственного воспитания, структура которой исходит из структуры культурологического подхода, нацеливающей на определение содержательной стороны данной модели по трем направлениям: приобретенные знания (основные этические положения и принципы, принятые в современном обществе), освоенная деятельность (умения и навыки как образовательной, так и поведенческой, общественной деятельности, деятельности по самовоспитанию), сформированные качества (нравственно-этические, эстетические).

Список использованной литературы

  1. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Олма-Пресс, 2004.
  2. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. М.: Инфра-М, 2001.


Просмотров: 511
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Методика воспитания волевых качеств юных хоккеистов на основе психолого–педагогического подхода
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Развитие мотивов творческой самореалиции, учебно-познавательных и социальных мотивов у студентов
  • «Типология учащихся на основе уровневого подхода В.В. Лебединского»
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Как помочь ребенку стать духовно зрелым
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Практика осознанности, чтобы стать духовно богаче.
  • Азы семейного воспитания глазами специалиста психолога.
  • Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников на «Уроках Победы"
  • Культурное и духовно-нравственное развитие особых детей.
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Хочу духовно развиваться
  • Духовно неправильное просветление
  • Два подхода в воспитании детей
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Растешь духовно – не отказывайся от материальности
  • Духовно - субъективные аспекты наркомании
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Об изменах в контексте системного подхода
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Адаптированная духовно-психологическая программа 12 Шагов
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • 3 подхода к решению любой проблемы
  • Изменение персонального качества жизни в социуме с помощью применения коучингового подхода
  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь