Читая любые педагогические труды любой эпохи и периода, вы без труда обнаружите сосуществование двух противоположных течений, двух подходов к воспитанию детей: путь воспитания страха и жестокости и путь воспитания человечности, основанный на сочувствии и уважении. Оба подхода успешно применялись и продолжают применяться по отношению к нашим детям, осознанно и не вполне. Оба подхода весьма действенны, но влекут за собой противоположные последствия. Говоря кратко, можно пояснить простую истину: ребенок как губка впитывает те модели поведения и мышления, которые транслирует ему окружение значимых взрослых, и затем продолжает бытие в усвоенной им системе. Но давайте чуть подробнее остановимся на каждом из вышеуказанных подходов.
Итак, что же представляет из себя воспитание страхом и к чему оно ведет? Строгость, жесткость в обращении с ребенком, следование традициям ранних бихевиористов, прием “кнута и пряника”, неизменный упор на наказания, четкое позиционирование ребенка как более слабого, подчиненного мнению взрослых, вынужденного следовать их словам без права на собственное мнение, запугивание ребенка последствиями его действий, преувеличение (катострофизация) неудач ребенка. Такая модель воспитания выбирается в случае, когда из малыша хотят вырастить безропотное, послушное создание, хорошо осознающее иерархические отношения и выполняющее команды авторитетов, идеального исполнителя. Позитивные результаты воспитания страхом видны сразу – такие дети “удобны” для родителей, для учителей, для всех, кто находится “выше по званию”, они проявляют боязненное и беспрекословное уважение к старшим, к авторитетным личностям. Дети, воспитанные путем страха, хорошо подходят для жестких вертикальных систем, находят себя в армии, религиозных институтах, в авторикратических и тоталитарных политических партиях. Однако существует и ряд негативных последствий, среди которых можно выделить следующие:
1) отсутствие собственного мнения, конформность;
2) отсутствие критического мышления по отношению к указаниям “сверху”, слепое следование за авторитетами;
3) сдержанная и накопленная агрессия, проявляемая только по отношению к более слабым или направленная на самих себя (аутоагрессия), как следствие - жестокость по отношению к более слабым;
4) неуважение к чужим границам, неумение поддерживать горизонтальные отношения (быть с кем-то на одном уровне, дружить);
5) повышенная тревожность, наличие мышечных зажимов, спазмов, общее перенапряжение, неврологические расстройства;
6) склонность к аппатии, депрессивным состояниям, отсутствие внутренней мотивации к деятельности;
7) проблемы с самооценкой, выраженные как в чрезмерно заниженной самооценке, так и в завышенной (в качестве психологической защиты).
По сути своей, единственная действительная полезность и необходимость в применении такого типа воспитания - это быстрое реагирование взрослого на ситуации, когда ребенок подвергает свое или чужое здоровье и жизнь опасности (что не исключает в дальнейшем возвращение ко второй педагогической модели, с пояснением для ребенка, почему к нему были применены экстренные, возможно, не гуманистические меры).
Совсем другой подход к воспитанию предлагает путь человечности.
Это подход, наиболее полно отраженный в работах выдающегося, известного на весь мир педагога, врача, писателя Януша Корчака, основателя “Дома сирот”. Основной принцип этого подхода – видеть в ребенке изначально личность, человека, а не заготовку для человека или личности. Это значит умение быть на одном уровне, что не раскрывается как ошибочное восприятие ребенка за взрослого или собственное впадание в детство. Путь человечности учит ребенка мыслить, чувствовать и анализировать, учит ребенка иметь свое мнение и критично воспринимать реальность (включая собственное мнение). В таком подходе ребенку с детства прививается идея о том, что свобода – это ответственность за свои поступки, это выбор, что свобода одного ограничена свободой другого, что каждое живое существо имеет свои права и достойно базового уважения к своим границам. Если в подходе страха больше всего педалируется ценность силы и власти, то в подходе уважения основной ценностью является жизнь. Ребенок научается сочувствовать другим, ставить себя на их место, уважать. Он следует не приказам, но просьбам и предложениям, и не слепо, а прислушиваясь к собственным мыслям и чувствам на этот счет.
Основные принципы пути человечности:
1. Реальная выполнимость условий, предлагаемых ребенку.
2. Безусловная любовь к ребенку в родительской семье.
3. Наличие развернутых пояснений для ребенка.
4. Разрешение ребенку иметь собственное мнение. Готовность убеждать, а не подавлять в дискуссии.
5. Внимание к ребенку и его состояниям. Отсутствие стыжения за эмоции, переживаемые ребенком.
6. Искренность по отношению к ребенку.
7. Признание индивидуальных особенностей ребенка, отсутствие сравнений с другими детьми, восприятие ребенка как уникальной личности.
8. Общение с ребенком на уровне возможностей его понимания, в соответствии с возрастом. Но не избегание общения. Любую условно “взрослую” тему можно и важно доносить до ребенка понятными ему словами в случае, если ребенок проявляет интерес, потому как не получив ответа у тех взрослых, к которым он изначально обратился, ребенок либо получит ответ из другого источника (и это лишает взрослого как ответственности за информацию, так и доли авторитета, основанного на уважении, в глазах ребенка) либо (в случае наказания за “неудобный вопрос”, характерный для первого типа воспитания) потеряет любознательный интерес не только к этой теме, но и в целом.
Путь человечности как педагогический подход требует большей вовлеченности, внимательности взрослых, требует больше терпения с их стороны. В этом заключаются его основные минусы. Этот подход работает не так быстро, как метод страха, однако в долгосрочной перспективе позволяет ребенку вырасти в ответственную, осознанную личность, ориентированную на знание, развитие, созидание.