|
Сказка как средство воспитания и развития ребенкаАвтор статьи: Максимова Елена Николаевна
Испокон веков сказка была жанром устного творчества наших предков. Она в нашем понимании ассоциируется с детством. Если обратиться к истории, то обнаруживается, что сказки предназначались не только детям, но и взрослым. Сказочники входили в штат челяди купцов, дворян, они были почитаемы и уважаемы в артелях рабочих. Со времен Петра Первого, сказка из устного жанра перешла в литературный, благодаря чему сейчас мы обладаем культурным наследием в виде народных сказок, имеющих многовековую историю. Многолетняя привычка к логическому мышлению далеко уводит современного взрослого из мира символов и образов в мир прагматизма, что сказывается на различие в восприятии сказок взрослым и ребенком. Так что же дает нашим детям сказки? В чем секрет их притягательности? Сказка доступным языком рассказывает детям о жизни, учит, развивает и воспитывает. Она – одно из средств восприятия внутреннего и внешнего мира, которым ребенок эффективно владеет уже по своей природе. Спектр воздействия на нас сказки очень широк. Остановимся хотя бы на некоторых из них.
9. Благодаря своей неоднозначности сказки, особенно народные - универсальны. Это значит, что каждый, кто их читает или слушает, обязательно найдет созвучие сказки со своей собственной жизнью. 10. Формирование ожидаемой модели поведения намного быстрее и эффективнее можно привить ребенку через сказочное моделирование бытовой ситуации, в которой описаны причины и последствия одобряемого и нежелательного поступка. Это обусловлено тем, что ребенок, особенно дошкольник лучше воспринимает информацию через образы. 11. Развитие устной речи с помощью сказок происходит следующим образом. Вы читаете сказку ребенку, а потом сами ее пересказываете. Слушая устную речь непосредственно от Вас, ребенок копирует интонацию, жесты, мимику, слова и другие атрибуты устной речи, которые являются неотъемлемой стороной талантливого расказчика, умеющего увлечь не сколько информацией, сколько эмоционально. Не бойтесь читать детям сказки, в которых присутствуют злые герои, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т. д. Встречаясь со своим страхом в образе таких персонажей, ребенок учится справляться с ним вместе с главным героем, преодолевая различные препятствия. Ведь практически все народные волшебные сказки заканчиваются хорошо. Вспомните себя, страшно, а все равно хочется слушать. Сказки с эмоционально насыщенным сюжетом на ночь нужно читать с осторожностью, чтобы не перевозбудить нервную систему ребенка. Эффективность и универсальность сказок породили очень популярный среди психологов метод для развития и коррекции личности не только детей, но и взрослых, которое так и называется – сказкотерапия. И, напоследок, хочется отметить, что время, которое Вы проводите с ребенком, читая или рассказывая сказку, поистине волшебно. Ведь это время, когда ребенок совершает захватывающие и невероятные приключения вместе с Вами!
ВЫБОР СКАЗОК В наше время чтение и рассказывание сказок детям — преимущественно мамино или бабушкино дело. Но и папу стоит привлечь к этому полезному занятию. Современные дети испытывают дефицит мужской составляющей в процессе воспитания, а сказка — это отличный повод для папы или дедушки пообщаться с ребенком и подарить ему радостные моменты. Как выбрать правильную сказку для малыша? Прежде всего, нужно ориентироваться на возраст ребенка. Интересоваться устной речью дети начинают ближе к году — именно тогда можно знакомить ребенка с простыми сказками, в которых можно подражать звукам и разговорам знакомых героев — мышек и кисок, птичек и машинок. Яркие книжки с крупными рисунками и небольшим количеством текста подойдут для этого лучше всего. И не забывайте о мимике и жестах — малышам нравится, когда по ходу сюжеты взрослые активно демонстрируют сюжет — гримасничают, жестикулируют, жалеют и защищают нарисованных героев. Детям раннего возраста 2−4 лет уже можно начинать понемногу рассказывать волшебные сказки, так как к этому возрасту они уже способны фантазировать. Однако, помните, что различать реальный и вымышленный мир дети учатся только к 4−6 годам. Поэтому не слишком увлекайтесь насыщенностью сюжета — иногда у детей может развиться страхи и боязнь отрицательных сказочных персонажей, которая окажет влияние на психическое развитие ребенка. Очень полезно приучать детей слушать и понимать сказки о природе и жизни животных. Они отлично расширяют кругозор и формируют эрудицию — зачастую дети лучше взрослых разбираются в разновидностях жучков, птичек или экзотических животных. Эти сказки играют важную роль в экологическом воспитании — и отлично, если у вас есть возможность продемонстрировать ребенку жизнь знакомых персонажей в естественных условиях. Дети 4−6 лет и младшие школьники могут уже сами высказывать предпочтения и выбирать себе сказки. Им часто нравятся сказочные рассказы о детях- ровесниках — например, книжки о Карслоне, Незнайке, Вини-Пухе и его друзьях, повести Э. Успенского или серия о волшебнике Изумрудного города. Даже если ребенок научился читать свои первые книжки, не отказывайте ему в просьбе почитать перед сном — ведь его литературные интересы часто обгоняют технику чтения. Старшие дошколята уже интересуются толстыми книжками и длинными сказками, которые можно читать постепенно, день за днем. Для современного подростка замечательной альтернативой сказок будут служить чтение басен и притч. Сейчас в книжных магазинах можно найти сборники притч на любой вкус и возраст. ВОТ И СКАЗОЧКЕ КОНЕЦ…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|