Сказка как средство воспитания и развития ребенка

 

Испокон веков сказка была жанром устного творчества наших предков.

Она  в нашем понимании ассоциируется  с детством. Если обратиться к истории, то обнаруживается, что сказки предназначались не только детям, но и взрослым. Сказочники входили в штат челяди купцов, дворян, они были почитаемы и уважаемы в артелях рабочих. Со времен Петра Первого, сказка из устного жанра перешла в литературный, благодаря чему сейчас мы обладаем культурным  наследием в виде народных сказок, имеющих многовековую историю.

         Многолетняя привычка к логическому мышлению далеко  уводит современного взрослого из мира символов и образов в мир прагматизма, что сказывается на различие в  восприятии  сказок взрослым и ребенком.

Так что же дает нашим детям сказки? В чем секрет их притягательности? Сказка доступным языком рассказывает детям  о жизни, учит, развивает и воспитывает. Она  –  одно из средств восприятия внутреннего и внешнего мира,   которым ребенок эффективно владеет уже по своей природе.

Спектр воздействия на нас сказки очень  широк. Остановимся хотя бы на некоторых из них.

  1. Приобщение к истории наших предков помогает нам  ощутить связь со своими культурными корнями.  Эта связь осуществляется через волшебные сказки, в которых описываются обряды, существовавшие на Руси в далекие-далекие времена – обряды  вступления в брак, инициации, т. е. взросление юношей и девушек через прохождение испытаний и приобретение новых качеств.  (Царевна-лягушка, Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде  и др.)
  2. Понимание того, что более сильного можно победить  хитростью, умом, смекалкой,  дает веру ребенку, что  из любой ситуации можно найти выход. Ведь если вспомнить лису из сказок о животных, то из каких же  сложных ситуаций ей удавалось выйти целой и невредимой! (Лисичка-сестричка и Волк).
  3. Воспитание морально-нравственых качеств происходит через осмысление того, что Добро сильнее  Зла. В ребенке воспитываются  чувство справедливости, сопереживания другому, формирует позитивное отношение к жизни, упорядочивает и гармонизирует чувства ребенка.  (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Царевна-Лягушка).
  4. Считается, что  одни из самых древних и загадочных сказок, такие как Курочка Ряба,  Колобок, Теремок, Репка содержат   зашифрованные послания от наших предков об устройстве жизни, которые через многозначность образов попадают  в глубинные слои нашей личности. Обратите внимание, как наши дети внимательно эти сказки слушают.  Это одни из самых первых сказок народного творчества, которыми очаровываются наши дети!
  5. Саморазвитие, самовоспитание, самогармонизация ребенка также может происходить с помощью сказки. Если Ваш ребенок часто просит Вас читать одну и ту же сказку, значит в данный момент,  она имеет для него особый значение. Возможно он пытается уловить для себя какой-то ее скрытый или явный смысл, возможно  он вместе со сказочными героями  проходит символические испытания или примеривает на себя различные роли, как хороших, так и плохих героев.  
  6. Созвучие сказки внутреннему  миру дает ребенку ощущение понятости. Многие сказки повествуют о волшебных свойствах живой и неживой природы, делая образы красочнее, колоритнее, захватывающее. Дети верят в чудеса благодаря особенному восприятию мира через так называемое магическое мышление.
  7. Развитие фантазии, как основы гибкости мышления в будущем, особенно эффективно происходит через придумывание сказочных историй. Когда ребенок очень мал, опора на  иллюстрации и красочные картинки, сопровождаемые сказку, помогает ребенку создавать более полный образ сказочных героев и сюжетов. А вот дошкольнику и младшему школьнику, можно читать сказки  без картинок. Тогда эмоционально насыщенные сказочные образы не сдерживаются нарисованными, а возникают в воображении ребенка самостоятельно.
  8. Развитие настойчивости в достижении целей происходит через понимание, что преодолевая препятствия, можно стать сильнее, мудрее. Легко полученное также легко и исчезает, а заработанное трудом ценится и бережется.

9. Благодаря своей  неоднозначности сказки, особенно народные -    универсальны. Это значит, что каждый, кто их читает или слушает,  обязательно найдет созвучие сказки со своей собственной жизнью.

10. Формирование ожидаемой модели поведения намного быстрее и эффективнее можно привить  ребенку  через сказочное моделирование бытовой ситуации, в которой описаны причины и последствия одобряемого и нежелательного поступка. Это обусловлено тем, что ребенок, особенно дошкольник   лучше воспринимает информацию  через образы.

11. Развитие устной речи с помощью сказок происходит следующим образом. Вы читаете сказку ребенку, а потом сами ее пересказываете. Слушая устную речь непосредственно от Вас, ребенок копирует интонацию, жесты, мимику, слова  и другие атрибуты устной речи, которые являются неотъемлемой стороной талантливого расказчика, умеющего увлечь не сколько информацией, сколько эмоционально.

Не бойтесь читать детям сказки, в которых присутствуют злые герои, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т. д. Встречаясь со своим страхом в образе таких персонажей, ребенок учится справляться с ним вместе с главным героем, преодолевая различные препятствия. Ведь практически все народные волшебные сказки заканчиваются хорошо. Вспомните себя, страшно, а все равно хочется слушать. Сказки с эмоционально  насыщенным сюжетом на ночь нужно читать с осторожностью, чтобы не перевозбудить  нервную систему ребенка.

Эффективность и универсальность сказок породили очень популярный среди психологов метод  для развития и коррекции личности  не только детей, но и взрослых, которое так и называется – сказкотерапия. 

И, напоследок, хочется отметить, что  время, которое Вы проводите с ребенком, читая или рассказывая сказку,  поистине волшебно. Ведь это время, когда ребенок совершает захватывающие и невероятные приключения вместе с Вами!

  

ВЫБОР СКАЗОК

                В наше время чтение и рассказывание сказок детям — преимущественно мамино или бабушкино дело. Но и папу стоит привлечь к этому полезному занятию. Современные дети испытывают дефицит мужской составляющей в процессе воспитания, а сказка — это отличный повод для папы или дедушки пообщаться с ребенком и подарить ему радостные моменты.

       Как выбрать правильную сказку для малыша? Прежде всего, нужно ориентироваться на возраст ребенка. Интересоваться устной речью дети начинают ближе к году — именно тогда можно знакомить ребенка с простыми сказками, в которых можно подражать звукам и разговорам знакомых героев — мышек и кисок, птичек и машинок. Яркие книжки с крупными рисунками и небольшим количеством текста подойдут для этого лучше всего. И не забывайте о мимике и жестах — малышам нравится, когда по ходу сюжеты взрослые активно демонстрируют сюжет — гримасничают, жестикулируют, жалеют и защищают нарисованных героев.

       Детям раннего возраста 2−4 лет уже можно начинать понемногу рассказывать волшебные сказки, так как к этому возрасту они уже способны фантазировать. Однако, помните, что различать реальный и вымышленный мир дети учатся только к 4−6 годам. Поэтому не слишком увлекайтесь насыщенностью сюжета — иногда у детей может развиться страхи и боязнь отрицательных сказочных персонажей, которая окажет влияние на психическое развитие ребенка.

       Очень полезно приучать детей слушать и понимать сказки о природе и жизни животных. Они отлично расширяют кругозор и формируют эрудицию — зачастую дети лучше взрослых разбираются в разновидностях жучков, птичек или экзотических животных. Эти сказки играют важную роль в экологическом воспитании — и отлично, если у вас есть возможность продемонстрировать ребенку жизнь знакомых персонажей в естественных условиях.

       Дети 4−6 лет и младшие школьники могут уже сами высказывать предпочтения и выбирать себе сказки. Им часто нравятся сказочные рассказы о детях- ровесниках — например, книжки о Карслоне, Незнайке, Вини-Пухе и его друзьях, повести Э. Успенского или серия о волшебнике Изумрудного города.

       Даже если ребенок научился читать свои первые книжки, не отказывайте ему в просьбе почитать перед сном — ведь его литературные интересы часто обгоняют технику чтения. Старшие дошколята уже интересуются толстыми книжками и длинными сказками, которые можно читать постепенно, день за днем.

Для современного подростка замечательной альтернативой сказок будут служить чтение басен  и притч. Сейчас в книжных магазинах можно найти  сборники притч на любой вкус и возраст.

ВОТ И СКАЗОЧКЕ КОНЕЦ…

 



Просмотров: 651
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Зачем нужно читать детям сказки на ночь?
  • Как правильно читать детям сказки
  • Надо ли читать детям сказки?
  • Почему стоит читать детям русские сказки? О женственности в разных культурах...
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • О влиянии сказки на развитие ребенка
  • Неопределённость - проживание через метафору сказки.
  • Сказки в жизни ребенка
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Немного о парадоксальном шифровании или какой ответ можно получить из сказки?
  • О внутреннем ребёнке или Зачем детям рассказывают сказки, если взрослая жизнь не такая сказочная...
  • Как работает сказкотерапевт ? (продолж.)1б) Женские сказки. Можно ли стать Золушкой?
  • Простая и эффективная техника проживания сказки через рисунок.
  • Кладезь знаний или почему читать сказки полезно?
  • Выбирайте детям сказки с умом
  • Дети и сказки
  • Утешительная сказка (Сказки для взрослых)
  • Роль сказки в социализации ребенка
  • Для чего взрослому читать сказки и размышлять над ними?
  • Читайте детям сказки!
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сокровище Сердца
  • Почему дети любят сказки...
  • Авторский разбор сказки - Царевна Лягушка
  • Сказки и судьба ребенка
  • Эбру. Волшебные Сказки на Воде.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь