Как правильно читать детям сказки

К счастью, сегодня мало кто из родителей ставит под сомнение необходимость читать детям сказки. Но часто, ограничиваясь лишь чтением, мы  недооцениваем важность той информации, которая зашифрована в сказке. Современным детям необходимо раскрывать смысл даже самых известных сказок. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок описаны важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

·        область отношений между людьми

·        инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов

·        сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним

·        рекомендации по противостоянию стрессу

·        типологии людей и способы влияния на них

·        духовное развитие человека

·        мужская и женская психология.

 Часто родители жалуются, что дети не хотят слушать сказки. Чтобы дети с удовольствием слушали сказки, вам необходимо рассказывать их интересно.  Станете рассказывать интересно, вас станут слушать. Научатся слушать, будут в вас нуждаться. Станут нуждаться, постепенно проснется подлинное уважение. А когда у детей есть к вам уважение, они захотят, чтобы вы их воспитывали.

Чтобы чтение сказки обладало не только развлекательным, но и воспитательным воздействием, необходимо знать алгоритм правильного обсуждения сказки.

Первое, что нам важно понимать, это принцип – «чем короче сказка, тем больше в ней скрытого смысла. Родители должны уметь выделить эти смыслы сначала для себя. Например, сказка « Курочка Ряба», короткая история, а сколько в ней зашифровано важной и ценной информации.

·        жизнь твоя, моя и каждого жителя на Земле – великий дар, особая ценность, беречь которую надо как зеницу ока;

·        мир полон чудес и наша задача научиться видеть их и грамотно пользоваться ими;

·        все, что мы не пожелаем, обязательно сбудется, поэтому пусть все желания приносят пользу и тебе, и другому.

Второе, найти способы адекватные возрасту ребенка, с помощью которых родители могут передать ему эти смыслы. Например, для детей от полутора до трех лет важно усвоение содержания сказки, от трех до пяти – возраст «почемучек», от пяти до семи дети начинают отстаивать свою независимость и самостоятельность, учатся наблюдать за собой и другими, использовать прошлый опыт, осознавать настоящее и формировать позитивное отношение к будущему. Одна и та же сказка может расти вместе с вашим ребенком. Сначала это можно делать, рассказывая сказку с элементами драматизации (сопровождать рассказ движениями). «Жили-были (руки разводятся вперед и в стороны ладонями вверх) дед (показывается длинная окладистая борода – обе руки совершают округлое движение навстречу друг другу в районе подбородка) да баба (левая рука согнута в локте, предплечье находится параллельно груди, а правый кулак подпирает щеку), и была у них курочка Ряба (обе руки согнуты в локтях и плавно поднимаются и опускаются, имитируя движения крыльев)» и т.д.

 Следующий этап - изготовление главного символа сказки, в данном случае Золотого Яйца из пластилина, моделина, соленого теста. Эта совместная деятельность научит ребенка переносить в реальную жизнь образность сказки. Эту поделку можно оставить у себя или подарить кому-то из членов семьи как символ собственной силы, ценности жизни и здоровья своего и близких. При этом можно выучить такие стихи:

«Яйцо золотое есть у меня,

В нем чудо и счастье каждого дня,

Его я своими руками создал

Я славный волшебник,

Хотя еще мал!»

Эту поделку можно использовать в дальнейшем, приучая ребенка обращаться к ней, когда он чувствует упадок сил или вдруг ценность жизни стала уменьшаться. В случае если ребенок кого-то несправедливо обидел, вместо того, чтобы читать ему банальные лекции что так делать нельзя, можно подвести его к поделке яйца и сказать: «Чтобы вспомнить, что жизнь каждого нуждается в защите, а не нападении, давай подержим в руках твою поделку несколько минут, с момента, когда яйцо станет теплым, ты больше не будешь никого бить (толкать, кусать и т.д.). Можно сопровождать это такими словами:

«Яйцо Золотое, мне помоги!

Силу и радость вновь обрести!

Своими руками тебя я создал,

Любовь и Добро свое передал!»

А если Вы наблюдаете, что ребенок все равно продолжает нежелательные действия, можно показать ему, что его пластилиновая поделка начинает разрушаться, усилия, приложенные к ее восстановлению, остановят нежелательное поведение ребенка.

С более старшими детьми можно пофантазировать на тему «А что было бы, если…». Представьте себе, что курочка обиделась на бабу с дедом и не стала больше нести яйца. Чем закончилась бы эта история? Было бы это хорошо или плохо? Полезно или вредно? Как бы эту историю рассказал каждый персонаж (пусть ребенок попробует себя в каждой роли)?

Итак, глубина раскрываемых смыслов, зашифрованных в сказках, растет вместе с детьми. Благодаря такому чтению сказок наши дети учатся находить собственные способы разрешения противоречий, тонко чувствовать механизмы взаимодействия между людьми, управлять широким спектром чувств и эмоций. Грамотная работа со сказками дома – есть наилучший психологически экологичный способ общения с ребенком, который позволяет сформировать нужные качества характера и отношение к жизни, а при необходимости корректировать их. Процесс такого общения и называется воспитанием.



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Как при помощи сказки объяснить ребенку, почему его родители разводятся?
  • Ох уж эти сказки! Сказки для коллектива.
  • Как предупредить суицид. Что можно делать, чтобы угроза суицида миновала наших близких?
  • Надо ли читать детям сказки?
  • Немного о парадоксальном шифровании или какой ответ можно получить из сказки?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • О внутреннем ребёнке или Зачем детям рассказывают сказки, если взрослая жизнь не такая сказочная...
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Как работает сказкотерапевт ? (продолж.)1б) Женские сказки. Можно ли стать Золушкой?
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Сказка про пьяные вишни. Когда трезвость становится в тягость, что делать чтобы не опустить руки?
  • Не хочу больше жить! Или что можно сказать отчаявшемуся человеку.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Зачем нужно читать детям сказки на ночь?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Кладезь знаний или почему читать сказки полезно?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь