«Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых

Сказка  ложь да в ней намек  или Сказки для детей и взрослых

Когда человек попадает в трудную для себя ситуацию, он при любой возможности говорит о волнующей его проблеме. Ему важно, чтобы его понимали и разделяли его боль. Современный человек ищет поддержку у близких людей, а если этого недостаточно — обращается к психологу. А как было раньше, как люди справлялись со своими переживаниями? Ответ можно найти в традициях предков: в обрядах, песнях, танцах, рассказывании сказок.

Сказки занимали особое место в жизни народа, их рассказывали особенной интонацией, вводя человека в своеобразный транс. В результате человек находил в себе силы справиться со своей проблемой.

Если язык сознания составляют слова, то языком нашего бессознательного являются образы. Сюжеты сказок народов мира очень схожи между собой, что подтверждает универсальность сказочных сюжетов. Благодаря своей метафоричности сказка доступна любому возрасту. Она обогащает  духовно, создавая ресурс не только в сознании, но и в нашем бессознательном, позволяя прикоснуться к памяти предков.

Сказочные истории подсказывают нам, как действовать в тех или иных обстоятельствах: бытовые сказки и сказки о животных рассказывают о способах выхода из конфликта, передают черты характера: простодушие, доброту, хитрость, агрессивность, трусость и пр. В таких сказках в выигрыше остается тот, кто обладает смекалкой (творческим подходом к решению задач) или разнообразным жизненным опытом. Волшебные сказки описывают захватывающие дух приключения, заставляющие главного героя быть на волоске от гибели. Во время этого путешествия герой приобретает новые умения, связи, статус (Иван-дурак становится царевичем, Лягушка превращается в царевну).

Что говорят сказки о воспитании детей?

Личность ребенка сначала формируется в семье, и от его отношений с  родителями очень много зависит в его жизни. Главными потребностями младенца (после физиологических) являются безопасность и материнская любовь. Наши предки знали, что без материнской любви ребенок может умереть (сказка Мёртвая Мать). В конце девятнадцатого века так интенсивно развивалась наука, что люди совершенно забыли об этом. Только трагедия второй мировой войны напомнила о необходимости материнской любви. В монастырских приютах Европы младенцы умирали, не смотря на кормление и уход. Выжить удалось тем деткам, которых монахини брали на руки чаще других, согревая их своей любовью.

Что касается безопасности — это тоже очень важная потребность. Человек, растущий в мире сплошных запретов, воспринимает мир опасным и враждебным. Дети у слишком строгих и требовательных родителей не уверены в себе и очень тревожны. Удивительно, но дети, для которых нет запретов, которым «все можно», не менее тревожны и не уверены в себе. Почему? Потому что пространство безопасности для ребенка создают родители. Как? Во-первых, выражением своей безусловной любви, во-вторых, объяснением правил: как можно и как нельзя, что хорошо и что плохо. Правила должны формулироваться предельно просто и понятно. Тогда у ребенка создается ощущение, что он желанный гость в этом мире, и представление о том, как с ним, этим миром, взаимодействовать.

В возрасте примерно от 3 до 6-7 лет формируется образное мышление, поэтому, на мой взгляд, сказки являются одним из лучших воспитательных средств. Они убедительно показывают детям, как себя надо вести, и к чему приводит нарушение правил (кстати, не все народные сказки заканчиваются хорошо). Для ребенка это безопаснее — слушать, как какой-нибудь мальчик не выполнил наказа родителей. В увлекательной  и понятной форме они рассказывают ребенку о том, что с посторонними надо быть настороже и незнакомым дверь не открывать (Волк и 7 козлят), не пить грязную воду (Сестрица Аленушка и братец Иванушка), различать своё и чужое (Три медведя), не быть слишком самонадеянным и не переоценивать свои возможности (Колобок), быть трудолюбивым и сообразительным (Мальчик с пальчик), слушать родителей и проявлять уважение к старшим (Привередница, Гуси-Лебеди).

А тот, кто не послушал старших, попадает к Бабе-Яге.

Кто такая Баба-Яга?

В русских народных сказках Баба-Яга является очень страшным персонажем. У нее костяная нога, нос в потолок врос, по земле она не ходит, а летает по небу в ступе, и пожирает всех своих гостей: от маленьких девочек до царевичей.  Живет она в страшном дремучем лесу в странной такой избушке. Избушка та на курьих ножках, без окон, без дверей, да еще поворачивается, если надо. И ограда вокруг избушки из человеческих костей и черепов. Жуткая картина…  С такой встречаться не захочется. Что интересно: сказки разные, а Баба-Яга везде одинаковая (напомню, в народных сказках).

Давным-давно умерших людей не закапывали, а хоронили в лесу. А чтобы звери не растащили останки, гробы ставили на сваи. Баба-Яга — это метафорический образ смерти. В гробу нет ни окон, ни дверей, и потолок так низко, что у Бабы-Яги нос до него достает. Поэтому кости и черепа вокруг. И мы с вами знаем, что смерть пожирает всех независимо от возраста и социального статуса.

Дети по своей неосторожности могут попадать в разные опасные ситуации. Послушание — важное условие безопасности детей. Родители обладают бОльшим жизненным опытом и знанием окружающего мира, поэтому их надо слушаться.

В двадцатом веке появились кинематографические и мультипликационные сказки, где стали показывать Бабу-Ягу доброй или глупой. Это вполне объяснимо. В век стремительного развития науки многое было изобретено, чтобы избежать смерти: от антибиотиков до установок противоядерного удара. Возможно, поэтому наши дети стали относиться к смерти как к чему-то несерьезному?..

Когда мы учим ребенка переходить дорогу, нужно предупредить об опасности, а не обесценивать её. Иначе, для чего учить правила! Страх — это чувство, которое сигналит нам об опасности и призывает к осторожности в своих поступках. Если мы не сможем с ним встретиться, мы не сможем им управлять. В попытке оградить наших детей от всего неприятного (страх переживать очень неприятно) мы совсем не  помогаем им развиваться. Человек развивается только через преодоление. Только претерпевая трудности, мы становимся сильнее. К счастью, в наш организм заложен алгоритм не только физического развития, но и психического. Дети всегда откуда-то знали, что страх нужно учиться переносить постепенно и лучше вместе с другими. У детей есть свои традиции тренировки переживания страха — рассказывание разных страшилок про Черную-черную комнату, совместное посещение страшных мест и т.д. 

«Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям»

Сказки наставляют не только детей, но и их родителей. В одних сказках дети попадают в опасные ситуации по халатности родителей, когда дети остаются одни; в других сказках говорится о том, что избалованность детей добра не приносит ни родителям, ни окружающим, ни самим детям.

Впереди у ребенка подростковый возраст (о нём тоже очень много сказок, но об этом отдельно), и к нему надо подготовиться. Нужно поддерживать своё чадо в преодолении трудностей, научить вставать при каждом падении и идти дальше.

Еще одно интересное свойство сказок — их универсальность и многослойность. Метафорический язык позволяет интерпретировать их по-разному. Глубина интерпретации зависит от подготовки слушателя. Чтение сказок может стать для взрослого подсказкой, для ребенка — прививкой от серьезных ошибок в жизни. Говорят, что когда Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее, он сказал: «Читайте им сказки. А если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».  С удовольствием присоединяюсь к этому пожеланию!



Просмотров: 577
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказки только для детей.
  • Сказки для детей: в ситуации смерти близкого.
  • Сказки для детей и родителей (продолжение). Зависть.
  • Ресурсные сказки для родителей особых детей.
  • Сказки для детей и родителей. Слоненок, птица и туча.
  • Как познакомить детей с садо-мазо: К.И. Чуковский — прекрасный человек и его ужасные сказки.
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • О внутреннем ребёнке или Зачем детям рассказывают сказки, если взрослая жизнь не такая сказочная...
  • Сказки в жизни детей
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Сказки в жизни ребенка
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Надо ли читать детям сказки?
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Почему дети любят сказки...
  • Ужасные сказки для детей.
  • Сказки для детей: усыновление
  • Дети и сказки
  • Сказкотерапия для детей. Сказки-прививки.
  • Пример составления терапевтической сказки для детей
  • Читайте детям сказки!
  • Сказки и судьба ребенка
  • Роль сказки в социализации ребенка
  • О влиянии сказки на развитие ребенка
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сокровище Сердца
  • Терапевтические сказки. Человек и медведь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь