|
Ужасные сказки для детей.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
В детских сказках мы часто встречается со «страшными» поворотами сюжета: то Волк съедает положительных героев - козлятушек в сказке «Волк и семеро козлят», бабушку и внучку в «Красной шапочке», то детей выгоняют в лес их родители, Синяя Борода убивает своих жен и т.д. По этому поводу часто слышу возмущение родителей: « Мы не читаем детям такие сказки, чтобы не травмировать ребенка. Лучше покажем «добрые мультики» или переделаем сказки, расскажем их по – другому, без агрессии». Например: "Волк не СЪЕЛ, а ЗАБРАЛ козленка, и коза не брюхо вспарывала волку, а догнала его и козляток отняла". Как правило, это говорят очень тревожные мамы, сами недополучившие в детстве родительской любви и поддержки. У таких родителей происходит смещение своих желаний на ребенка.
Отказ от чтения сказок может быть вызван: - сверхценным отношением родителей к детям, стремлением дать им "все самое лучшее", уберечь от любых, даже мифических сложностей; - преувеличением потенциальной опасности мира; - желанием контролировать ребёнка, каждое его впечатление. Однако, оригинальные, народные, проверенные временем сказки имеют архетипический смысл. В них заложены знания о жизни, об отношениях с людьми, о том, какие ловушки могут подстерегать в жизни. Сказки отражают коллективное бессознательное, общее для всех людей. Поэтому в сказках разных народов можно увидеть похожие сюжеты. Они неподвластны переменам в окружающем нас мире. Не зря одни и те же сказки читаются из поколения в поколение. И самое правильное читать детям именно такие сказки, так как в авторских сказках отражен «невроз автора», то есть проблемы того, кто сочинил сказку. Подтверждением уникальности и незаменимости сказок служит, например, опыт молодой советской России, в которой вместе с «буржуазными» елками отменили и сказки. Позже выяснилось, что дети, которым и которые не читали сказок, страдают серьезными психическими расстройствами, включая необоснованные страхи. Взрослое и детское восприятие литературы отличается. У взрослых мышление и восприятие реалистическое, а у детей – символическое. Глубинная часть психики ребенка воспринимает не фабулу сказки, а символы. Например, когда родители в сказке выгоняют своего ребенка в лес — это символизирует начало его самостоятельной жизни. Сказка предвосхищает эту ситуацию, и ребенок проигрывает отделение от родителей на бессознательном символическом уровне. В этом проявляется скрытая работа сказки. Т.Зинкевич – Евстигнеева пишет: «главное, чтобы родители понимали сказочный шифр, не пугались некоторых сказочных ситуаций, помнили, что за ними стоит так называемый акт инициации, посвящение ребенка во взрослость». Слова, которые пугают родителей, такие как, «зарубил», «вспороли живот», воспринимаются детьми просто как слова. И если родители прочитывают их со спокойной интонацией, то и дети не акцентируют на них внимание, их гораздо больше интересует активное действие в сказке. Скиннер Р. в книге "Семья и как в ней уцелеть" пишет: "Сказки в действительности поощряют детей проецировать не поддающиеся контролю чувства в образы ведьм и людоедов, и если сказку про злодеев ребенку читают любимые мамочка, папочка или еще кто-то из старших, не меньше любимый, ребенок успокаивается: уж взрослые-то знают всему свое место". Отношение ребенка к сказке и ее героям может быть и диагностическим. Например, если ребенка пугает мужской сказочный персонаж - Волк, Кощей, вероятнее всего, у малыша непросто складываются отношения с реальной мужской фигурой: отцом, дедушкой, старшим братом, дядей. Качества реального человека, который слишком строгий, требовательный или отстраненный от ребенка переносятся на сказочного героя. Частое упоминание и присутствие в снах ребенка отрицательных женских сказочных персонажей: Баба Яга, ведьма, колдунья и т.д. говорит о проблемах в отношениях с мамой или другим близким человеком женского пола. Эмоционально холодных, требовательных родителей ребенок ассоциирует со злыми, угрожающими сказочными героями. То, что демонстрирует ребёнок, является его реакцией на ситуацию в семье, поведение родителей. Например, мама жалуется, что дочь «неадекватно» воспринимает одну из сказок, она радуется, когда сказочный герой засовывает дочь Бабы Яги в печь. В семье появился малыш, и для старшей девочки, мама, переключившая свое внимание на другого ребенка, стала Бабой Ягой. В данном контексте, сказочный герой, засовывающий дочь Бабы Яги в печь, реализует желание самой девочки избавиться от сиблинга. Одно из символических значений печи – матка, то есть, девочка через реакцию на сказку сообщает маме о своем желании в отношении брата: «Роди его обратно» Детство - важнейший период жизни, когда бурно развивается воображение. Страх – одно из глубинных чувств ребенка. Страх, это базовая биологическая реакция, которая обеспечивает выживание. Если ребенок боится, значит с ним все в порядке. Боятся наиболее впечатлительные, чувствительные дети, обладающие развитым воображением. Только тем взрослым, кто бережно относится к своим чувствам, доступно разрешение бояться и своему ребенку. Не смотря на то, что страх неприятное состояние, в нем можно находиться. Такой опыт дает малышу возможность и в дальнейшем испытывать любые чувства. Когда ребенок молчит о своем страхе, он кажется ему огромным, но как только страх озвучен, он начинает уменьшаться. Разговор с ребенком o его страхах, поцелуй, ласковые прикосновения – способы успокоить ребенка. Бывают и дети, которые не испытывают страхов. Это те счастливчики, которым поведение родителей дает ощущение спокойствия, но, чаще такие «бесстрашные» дети - из неблагополучных семей. Для них характерно отсутствие глубоких переживаний, подавление их. Иногда родители стремятся уничтожить детскую веру в существование страшных сказочных персонажей, настойчиво объясняя, что Бабы Яги за шкафом быть не может. И этим мешают развитию эмоциональности ребенка. Когда в детских книжках, фильмах и спектаклях из отрицательных героев делают безобидных и даже симпатичных персонажей, это приносит путаницу в сознание ребенка, смешиваются понятия добра и зла. Почему детям нравится бояться? - Страшилки-сказки дают возможность ребенку в малой доле пережить стресс и выработать иммунитет. Если от детей спрятать Кощея Бессмертного или историю про Синюю Бороду, они все равно доберут свою порцию «прививки от страха», много раз слушая и замирая в темноте летнего лагеря страшилки про черную-черную комнату, черную-черную руку, мертвецов и оборотней... Страшилки, рассказанные в компании, дарят детям чувство общего, разделенного на всех страха («не только я боюсь, но и другие, значит, это нормально»). Переживая напряжение вместе, проговаривая и обсуждая волнительные моменты, дети усматривают в нереальной выдумке что-то смешное, гротескное. Так происходит эмоциональная разрядка; - страх дает много разнообразных ярких ощущений; - после переживания страха дети с удовольствием смеются над ним, он кажется пустяком; - ребёнок учится справляться со своими страхами, слушая из раза в раз одну и ту же любимую сказку; - контраст между сказочными событиями и реальностью, в которой ребенку тепло и хорошо, успокаивает и подтверждает, что дом – безопасное место; - большинство сказок хорошо начинаются и счастливо заканчиваются. Дети любят слушать о победе добра над злом, чтобы поверить в надежность окружения; - все качества персонажей ребенок неосознанно примеряет на себя; - ребенок на примере персонажей изучает как вести себя в опасной ситуации; - победа главного героя над злым персонажем нередко помогает ребенку победить какие-то свои страхи; - в детстве ребенок осознает смерть и конечность жизни. Чтобы с этим экзистенциальным страхом повстречаться и принять его и нужны сказки. Сказки помогают научиться со страхом жить, а не умирать от него. Возможно, для тех родителей, которые боятся сказок, этот вопрос тоже не решен...
Анализ любимых сказок: Золушка или на первом месте у женщины – ее муж Символика туфельки в сказке. История Золушки или как удачно выйти замуж. Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики. Русалочка и жизнь в любви. Дюймовочка: путь от фантазий к реальности. Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2 Красавица, чудовище и отделение от родителей. Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики. Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева. Вы похожи на Красную Шапочку? Вот она какая, сказка непростая. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|