Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

 

 Анализ любимой сказки Аленький цветочек  Пример из практики

По мнению Карла Густава Юнга – жизнь человека повторяет определённый архетипический миф. Эту идею популязировал Э. Берн, говоря, что каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о будущей жизни, создавая в своём воображении возможные жизненные сценарии, которым соответствует любимая сказка. О соответствии жизненного сценария и любимой сказки говорят и многие другие авторы, например, Стюарт Й., Джойнс В., Макаров В.В., Макарова Г.А. и др.

Слушая различные сказки, ребенок выбирает из них – ту, которая больше всего похожа именно на его бессознательный план жизни, то есть, сценарий. Ту, которая «про него», на которую удобней всего ложатся принятые решения. Многое зависит и от родителей, выбирающих, какие сказки читать детям. В моей практике часто были случаи, когда одна любимая сказка передавалась из поколения в поколение, от бабушки к маме, от мамы к дочери. Судьбы этих женщин так же были похожи.

Важно и то, что во время чтения сказки происходят различные взаимодействия, формирующие выводы ребенка об отношении к нему мамы, читающей сказку. На основании этих выводов формируется отношение ребенка к самому себе. Легкое поглаживание, ласковая улыбка матери означают - «Ты хороший, любимый и успешный», а отстраненное выражение лица - «Ты не нужен, не интересен». Любимая сказка становится основой «сценария» - плана жизни. Она особенно эффективна и «принимается», если соответствует «семейному мифу» и доносится до ребенка достаточно долго для того, чтобы у него сформировались соответствующие установки, запреты и разрешения. Если ребенок видит в герое, его целях, поступках сходство с собой, происходит отождествление себя с героем. И уже во взрослой жизни человек поступает так же, повторяя ошибки и успехи любимого героя.

Одна из техник работы со сказкой для выяснения сценария – написание клиентом любимой сказки по памяти. По мнению Ж. Лакана, бессознательное, выраженное в сновидениях, симптомах, в творчестве, во внутренних текстах-фантазиях и т.д. становится доступным сознанию, когда рассказано как текст,  переведено и интерпретировано. Обсуждение с клиентами содержания сюжетов, образов, которые произвели на них впечатление, имеет цель определить "сквозные", "образцовые" сюжеты, фабулы, на которые личность в большей или меньшей мере осознанно ориентировала свою жизнь. Истоки этой деятельности лежат в работах К.Г. Юнга, С. Биркхойзер-Оэри, Р. Джонсона и др.

 

В качестве примера анализа предлагается сказка «Аленький  цветочек», записанная клиенткой.

Жил – был купец и было у него трое детей – две дочери и сын. Отправился однажды купец за дальние моря, высокие горы и спрашивает: «Дети мои милые, дети мои любимые, что вам привести?» Младший сын говорит: «Привези ты мне, батюшка, волшебный лук, чтобы стрелял без промаха», средняя дочь говорит: «А мне, батюшка, привези волшебное зеркало, которое разговаривать умеет и на любой вопрос даст ответ». А мне, молвила старшая девица: «Привези цветочек аленький».

Долго странствовал купец, нашел он и лук волшебный, который стреляет без промаха и волшебное зеркало, которое разговаривать умеет и на любой вопрос даст ответ, только аленький цветочек для старшей дочери никак ему не попадается.

Притомился купец и прилег отдохнуть на травку в саду, а когда проснулся, вдруг увидел рядом с собой цветочек аленький красоты необыкновенной, протянул руку и сорвал цветок и тут же раздался страшный гром и засверкала молния, разгневанный мужской голос прозвучал откуда – то сверху: «Как ты посмел без спроса сорвать мой любимый цветок? За это до конца своей жизни останешься в моем царстве и никогда не увидишь своей семьи»

- Что ты, хозяин невидимый, не могу я остаться у тебя. Домой я должен вернуться, подарки детям обещал. Да и не смогу я жить без них. Цветок я сорвал в подарок старшей дочери, уж больно она у меня хорошая, люблю я ее сильно. И рад бы спросить разрешение, да не у кого было. Готов я отвечать за свою невольную вину по всей строгости, но разреши детей повидать, дать им родительское благословение, а потом вернусь я к тебе.

- Хорошо – ответил невидимый голос. – Будь по – твоему. Жду тебя через неделю или можешь вместо себя прислать ко мне кого – нибудь из своих детей, кто сам захочет. Возьми волшебное кольцо, кто его на безъимянный палец правой руки наденет и три раза повернет, тот и окажется у меня.

Вернулся купец к детям, подарил им подарки. Дети радуются, а купец грустный ходит.

- Что случилось, батюшка, что ты грустен, невесел, буйну голову повесил? – спрашивает старшая дочь.

- Нет, все хорошо, тебе показалось.

На следующий день опять его спрашивает старшая дочь: «Что случилось, батюшка, что ты грустен, невесел, буйну голову повесил?»

И опять он ей отвечает: «Не волнуйся ни о чем, все будет хорошо»

Но на третий день опять его спрашивает старшая дочь: «Что случилось, батюшка, что ты грустен, невесел, буйну голову повесил?»

Тут и признался ей во всем отец, не выдержал: «Грущу о том, что скоро предстоит разлука с вами на веки вечные, должен я вернуться в то место, где провинился невольно. Хозяину обещал»

- Что же ты сделал такое?

- Цветочек аленький сорвал, а хозяина не спросил.

- Может быть я смогу там жить вместо тебя, ведь из – за моего желания все случилось?.

- Что ты, моя милая. Без тебя мне жизнь не в жизнь.

- Как же ты попадешь туда?

- Дал мне хозяин волшебное кольцо, кто его на безымянный палец правой руки наденет и три раза повернет, тот и окажется у него.

 

Сняла ночью тихо старшая дочь кольцо у отца с пальца, надела на безымянный палец правой руки и три раза повернула, только и успела сказать: «Прощайте, мои любимые» и оказалась в волшебном саду. Кругом цветут цветы невиданные, один краше другого, бьют фонтаны, поют птицы, стоит чудесный аромат, дорожки в саду выложены разноцветным мрамором и прямо перед девушкой огромный белоснежный дворец, отделанный золотом. И мраморная лестница ведет к дверям дворца. А двери уже сами собой распахиваются. «Добро пожаловать, - слышит девушка красивый мужской голос. – Я очень рад видеть тебя. Все, что ты пожелаешь, я постараюсь исполнить»

И стала девушка жить во дворце. Каждый раз, когда она входила в гостиную, на столе появлялась скатерть – самобранка, а на ней множество великолепных кушаний. После еды девушка говорила: «Спасибо» и все само собой исчезало. Она подолгу гуляла по дворцовым комнатам и в саду, слушала пение птиц. В одной из дворцовых комнат было множество великолепных нарядов и все как раз ей в пору, как будто сшиты на нее, а еще в одной из дворцовых комнат была прекрасная библиотека и девушка могла наслаждаться чтением книг.

 

- Что ты хочешь, моя ненаглядная?- спрашивает ее хозяин.

- Хочу, чтобы ты показался мне, потому что странно мне жить у тебя, слышать и не видеть.

- Нет, об этом даже не проси, заколдовала меня злая волшебница в чудище ужасное, не хочу пугать тебя, потому что очень дорога ты мне.

Как девушка не настаивала, чудище стоял на своем. Не смотря на все прелести жизни во дворце, она все равно очень скучала по своим родным. И когда, в очередной раз, хозяин спросил ее: «Что ты хочешь, моя ненаглядная?», девушка ответила.

- Хочу оказаться дома, хоть одним глазком взглянуть на свою семью.

- Хорошо, я отпущу тебя повидаться. Но, если через три дня ты не вернешься, я умру от тоски.

Так оказалась девушка в отчем доме. Все бросились ее встречать, обнимали, плакали от радости. Она рассказала все о своей жизни, о том, что чудище умрет от тоски, если девушка не вернется через три дня. Брат с младшей сестрой посовещались и решили: «Пусть лучше умрет чудище, чем они навсегда лишатся любимой сестры» и перевели они часы на четыре часа назад. Вот пришло время возвращаться девушке, сердце вдруг заныло, хотя по часам вроде бы и рановато еще. «Что – то душа у меня не на месте, как бы не случилось чего с другом моим сердечным. Вернусь - ка я немного раньше назад». С этими словами повернула девушка три раза кольцо и оказалась в волшебном саду чудища. А там дует страшный ветер, небо потемнело и как будто бы опустилось до земли. Видит девушка, лежит ужасное чудище и уже испускает последний дух. Бросилась она к нему: «Встань, оживи, друг мой милый. Я вернулась к тебе, я всегда буду с тобой, чтобы не случилось» И поцеловала его. И тут раздался страшный гром, сверкнула молния и ударила прямо в чудище и рассеялись чары волшебные, вдруг, на глазах у девушки чудище превратился в прекрасного юношу. И стали они жить поживать душа в душу, и родных девушки не забыли.

Анализ сказки проведен по следующей схеме:

Жанр сказки - драматический. Тональность - минор. Дворцами и явствами напоминает сказку – «Руслан и Людмила». Запретом смотреть на партнера  –  «Миф о Психее».

Продолжительность различных частей сказки: долгое вступление, а основная часть и конец скомканы. Самой длинной кажется часть сказки, где описывается дворец с его красотой и удобствами. Возможно, это говорит о том, что основная потребность героини – комфорт.

Чувства, названные в сказке, являются разрешенными в семье клиентки. Это следующие чувства: грусть – купец грустный ходит, грущу о том, что скоро предстоит разлука с вами на веки вечные, батюшка, что ты грустен – 3 раза; страх – чудище ужасное, не хочу пугать тебя, страшный ветер, лежит ужасное чудище, страшный гром – 2 раза; гнев - разгневанный мужской голос; тоска –  я умру от тоски; скука - очень скучала по своим родным. К слову вина добавляется слово «невольно» – отвечать за свою невольную вину, провинился невольно, как будто автор снимает с себя ответственность за свои поступки, он не волен, это не его воля была совершить тот или иной поступок.

Положительные чувства: любовь – дети мои любимые, люблю я ее сильно; радость: дети радуются, получив подарки, чудище говорит девушке: «Я очень рад видеть тебя»; наслаждение –  наслаждаться чтением книг.

Положительные чувства в сказке смешаны с отрицательными – прощайте, мои любимые; все … плакали от радости.

Осознание связи с жизненной реальностью – нарушения в родительской семье, с мамой эмоциональная депривация. С отцом инцестуозные отношения - «любимая дочка». «Кольцо сняла у отца с пальца и наделана безымянный палец правой руки» - обручилась с отцом, «что ты грустен, невесел, буйну голову повесил» - так говорит обычно женщина мужчине. «Что ты, моя милая, без тебя мне жизнь не в жизнь» - слова отца, обращенные к дочери.

В сказке проявляется нарушение иерархии среди сиблингов – желания загадывают снизу вверх. Сначала младший сын, затем средняя дочь и только потом старшая.

Младший сын говорит…, средняя дочь говорит…, молвила старшая девица (брат и сестра говорят, а героиня «девица» - молвит). К тому же, подчеркивается ее половая принадлежность, а не роль в семье, она - «девица»

Героиня решает трудные ситуации через терпение, слезы.

Язык любви в семье: забота, слова, подарки.

Повторяющиеся слова: волшебный лук, волшебное зеркало, волшебное кольцо, в волшебном саду, чары волшебные. Не слишком ли много волшебства? Звучит в сказке и превосходная степень прилагательных: великолепные кушанья, великолепные наряды, прекрасная библиотека, прекрасный юноша,красота необыкновенная. Что стоит за этим? Желание приукрасить реальность?

 В сказке есть и смысловые повторы. Купец говорит: «не смогу я жить без них» (о детях), чудище: «если через три дня ты не вернешься, я умру от тоски». «Что ты, моя милая, без тебя мне жизнь не в жизнь» - слова отца, адресованные дочери. Невозможность жить без кого – либо - показатель созависимости. Героиня принимает решения за отца, берет чужую ответственность. Ее брат и сестра тоже принимают за нее решение - переводят часы. Это тоже - показатель созависимости.

Как складываются отношения героини с партнером - мужчиной? Присутствует перепутанность всех ролей героя. То он друг милый, то чудище, то хозяин. То «оно», то «он». После поцелуя – страшный гром. Вывод: «не целуйся, страшно». Любовь сочетается с грустью и слезами. Отношения построены на чувствах жалости и вины.

Получила ли к концу сказки героиня то, что хотела?  Что она хотела – выручить отца? Похоже, что героиня не знает своих желаний, не знает, что хочет. Получает принца, но ощущения награды нет.

Какие послания несет сказка? ...

В конце работы может даваться директива – написать счастливый конец, в котором герой преодолевает все препятствия и достигает поставленной цели. Возможно написание сценария, который будет полной противоположностью существующему.

Буду очень благодарна, если  Вы, уважаемый Читатель, дополните мой анализ своими идеями и предположениями.

 

Анализ любимых сказок в изложении других клиенток:

Золушка или на первом месте у женщины – ее муж

Анализ любимой сказки «Золушка» Пример из практики.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

История Золушки или как удачно выйти замуж.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.

Вот она какая, сказка непростая.

Статьи на сказочную тему:

Ужасные сказки для детей.

Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Вы похожи на Красную Шапочку?

Сочинение сказки в семейной терапии.

Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.

Символика туфельки в сказке.

Красавица, чудовище и отделение от родителей.

 

 



Просмотров: 666
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.
  • Привези мне, батюшка, цветочек аленький…
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Анализ сказки Аленький цветочек. Красавица и Чудовище.
  • Анализ любимой сказки «Золушка» Пример из практики.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Отцы и дочери: скрытая безотцовщина или "Если б знал ты, папка, милый, как мне плохо без тебя"
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Психологический анализ сказки «Аленький цветочек»
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Дочь - любимая женщиная отца, сын, победивший отца или что мы делаем с детьми
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Жизнь женщины: мне не нравится моя жизнь, но я не хочу предпринимать шаги, чтобы что-то изменить
  • Скажи мне, что ты видишь вокруг, и я скажу, что у тебя на душе
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь