|
Дюймовочка или «Унесенная ветром»(пример сценарного анализа сказки)Автор статьи: Уласевич Тина Васильевна
«Более глубокий смысл живёт в сказках, рассказанных мне в моем детстве, чем в правде, которая преподается жизнью» Шиллер Никто не знает, что мой дом летает... «Однажды давным-давно»… «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве»»…Так начинаются все старые сказки, которые мы читали в детстве. И правильно начинаются, потому что сразу понимаешь, что речь пойдет о другом мире. Сказочном мире. А такой ли он другой? В нем есть герои, есть злодеи, есть борьба добра и зла, есть хэппи энд. Но, ведь и в жизни все это тоже есть. Так жизнь – это сказка? Возможно. Но, кто сказал, что эта сказка с хорошим концом? И кто сказал, что вы в ней главный герой? И что она написана вами? «Жизнь - это история, рассказанная идиотом, где нет никакого смысла, а есть только шум и ярость» - утверждал Шекспир, устами одного из своих героев. В отличие от сказки, в жизни нет ясности, нет простоты, и положительный герой не всегда побеждает. Так мы рождены, чтоб сказку портить былью? Не знаю. Знаю что каждый человек строит свою жизнь в соответствии со сценарием, который написал сам. Сценарий - это бессознательный жизненный план, в основе которого лежат решения, принятые в раннем детстве. Сценарий определяет наше отношение к себе и другим людям, диктует определенные поступки и поведение в целом. Заложенная в детстве программа может быть выявлена путем анализа любимой сказки детства. Считается, что та или иная сказка не случайно произвела на ребенка сильное впечатление, возможно, имела место идентификация с ее героем из-за совпадения сюжета и жизненных обстоятельств. И, обнаружив потом эту сценарную сказку, можно определить, по какой программе живет взрослый человек, исследовать его семейный, сексуальный, профессиональный сценарий. Таким образом, сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет… Как это выглядит? Возьмем сказку Х-К. Андерсена «Дюймовочка». Почему именно эту сказку? Потому что сказочная героиня демонстрирует один из самых распространенных в настоящее время паттернов поведения незамужних или разведенных женщин: череда непостоянных или недоступных возлюбленных в вечном поиске то ли себя, то ли своего Принца. Итак, попробуем представить, что героиня сказки - современная женщина, которая живет рядом с нами… Краткая характеристика героини Чаще всего, Дюймовочку трудно с кем-либо спутать. Это — миниатюрная (вне зависимости от габаритов) женщина-ребенок, которую всегда хочется опекать и защищать. Она склонна одеваться в стиле, который условно можно назвать стилем «взрослеющей девочки». Но, не думайте, что для того, чтобы быть Дюймовочкой, обязательно надо одеваться в детском отделе. Дюймовочку отличает не маленький рост, а склонность к переменам, скитаниям и прочим душевным метаниям. Эта девушка никогда не знает точно, чего она хочет и живет по воле обстоятельств. Единственное, что она может сказать, так это то, что она не хочет того, что есть у нее в данный момент. Дело в том, что она, как известно из сюжета, поглощена постоянными поисками самой себя, но найти никак не может. Дюймовочки наивны и простоваты. Постоянно находятся в поиске авторитетов, так как по своей натуре — не лидеры, а ведомые. Им нужно, чтобы их постоянно кто-то направлял. Они нуждаются в защите. В муже, любовнике, начальнике, а зачастую в любом человеке старше и сильнее себя, они склонны видеть опору. Чрезвычайно внимательные к людям, они постоянно ожидают такого же внимания к себе. Не требуют, а именно ожидают, так как они вообще не в состоянии чего-либо требовать. У Дюймовочек не развиты социальные навыки. Им трудно заставить себя сказать "нет", они готова подчиняться воле других - будь то начальство или просто настойчивые представители из ближайшего окружения. Они легко приспосабливаются к желаниям других людей, часто бессознательно стараются стать такими, какими их хотят видеть окружающие (прежде всего родители и мужчины). Они чувствуют зависимость от щедрости и расположения более сильных и авторитетных людей. Поэтому пытаются заслужить их благодарность. Дюймовочки вечно сомневаются в правильности своих решений, ждут «подсказок от старших» и живут в ожидании чуда, которое внезапно обрушится на них и изменит их жизнь. Столкнувшись с суровой действительностью, Дюймовочки часто впадают в депрессию. Как только реальный мир кажется слишком сложным или требовательным, они отступают в привычный внутренний мир фантазии. Дюймовочки сентиментальны, сострадают птичкам, но совершенно пассивны - их, то и дело, уносит ветром или течением, в крайнем случае, их «умыкают» более активные персонажи. Они довольствуются малым, едят без аппетита и ждут, пока кто-нибудь окажется ласточкой и переместит их прямо в объятия Эльфа. Отношения с родителями Помните, как начинается сказка? «Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит: - Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!.. - Чего же проще! - ответила колдунья. - Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не из тех, что зреют у вас на полях и родятся птице на корм. Возьми-ка его да посади в цветочный горшок. Увидишь, что будет. - Спасибо тебе! - сказала женщина и дала колдунье двенадцать медяков. Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его полила, зернышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился. - Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали - Дюймовочка…» Отношения с матерью. Дюймовочка была долгожданным и любимым ребенком. Однако, воспитанная матерью-одиночкой, она с самого начала знала, что женская судьба родительницы не задалась (для рождения дочки той пришлось даже прибегнуть к искусственному зачатию в цветочном горшке – «ЭКО»?). С одной стороны, цветок, в котором родилась Дюймовочка – символ материнской любви, заботы, подчинения своей жизни развитию и счастью другого существа. А с другой – мама, вроде ребеночка ждала, а вот имя так и не придумала, только прозвище в соответствие с размером дала (Дюймовочка – дюйм). Похоже, мама дочку всерьез не воспринимала, растила ее в игрушечном, ненастоящем мире. Может и Дюймовочка для нее своего рода игрушка: нарядить, показать, а подлинной заботы о ребенке - нет? Оставить скорлупу ореха, в которой спала Дюймовочка, на подоконнике…да, поистине «материнская» забота…А может просто пришла пора сепарироваться от доброй матери и повзрослеть? Отношения с отцом. Нет никаких отношений, потому что папы у Дюймовочки нет. Следовательно, нет и образа мужчины рядом с женщиной. Отец является первой маскулинной фигурой в жизни девочки, служит примером формирования свободных и безопасных отношений с противоположным полом. Так как он является «Другим», т.е. отличающимся и от нее, и от ее матери, он также формирует ее уникальность и индивидуальность. Одна из многих ролей отца – помочь дочери совершить переход из защищенной домашней материнской сферы во внешний мир, справиться с конфликтами, которые возникают в жизни каждого человека. Традиционно отец также определяет жизненные ориентиры для своей дочери. Он создает модель ответственности, умения принимать решения, объективности, порядка и дисциплины. Когда дочь становится достаточно взрослой, отец отступает назад, чтобы она могла интериоризировать эти идеалы и актуализировать их у себя внутри. Если у дочери не было отношений с отцом, на что ей опираться в своем представлении об отношениях мужчины и женщины? Скорее всего, она будет ориентироваться на то, что слышит от матери, а также на свои фантазии, которые начинают развиваться в отсутствие реальности. В сказке ничего не сказано о мнении матери Дюймовочки по поводу мужчин, но в жизни мать-одиночка часто переполнена горечью, цинизмом и раздражением…В таком случае у дочери может сформироваться отрицательное отношение к мужчинам (семейный сценарий), либо, компенсаторное, идеалистическое отношение (антисценарий), когда девушка уходит в мир своих фантазий, живет мистической верой в Принца. В итоге, отсутствие отцовской фигуры сделало нашу героиню совершенно беспомощной в отношениях с мужчинами, неспособной самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Возможно, поэтому, она проходит такой непростой путь, ей встречаются такие разные партнеры. Только на личном опыте она может понять, что такое «хорошо», а что такое «плохо» в отношениях с мужчиной. Только так она может осознать чего хочет от жизни. Отношения с окружающими С самого детства Дюймовочке суждено играть роль незаметного и слабого существа. Это кроткое, безобидное на первый взгляд, создание, которое ни за что ни про что подвергается репрессиям со всех сторон. Это у нее нелады с одноклассниками и учителями, это против нее интригуют соседские девчонки, это ее обошли на конкурсе, и ни за что уволили с работы… У окружающих (как у мужчин, так и у женщин) часто возникает желание ее пожалеть. И хотя ее слабость и беспомощность обычно раздражают энергичных подруг - они честно опекают ее и пытаются пристроить. В первый момент все проникаются сочувствием к этому хрупкому гонимому созданию. Они отпаивают ее чаем, слушают ее горести и предлагают помощь. Но проходит месяц-другой, и ситуация не меняется, на новом месте у Дюймовочки те же проблемы. То ли она как магнит притягивает к себе неприятности, то ли часть их – плод ее бурного воображения. На самом деле, верно и то и другое. Дюймовочки действительно довольно часто раздражают окружающих – неумеренной эмоциональностью и хандрой, рассказом о своих бедствиях и нежеланием учиться на своих ошибках. Они не только доверчивы, но и слышит только то, что им хочется. Поэтому на работе обычное «молодец» будет сразу рассматриваться как «вот-вот повысят зарплату» (а потом будут слезы, потому что, размечтавшись, Дюймовочка потратила деньги в надежде на повышение, а его не случилось – интриги!) Дюймовочку часто «спасают» более сильные персонажи, но бескорыстно ей помогают только такие же, как она, маленькие и беспомощные существа. А вот в отношениях с теми, кто сильнее, всегда есть обмен. Жабий сын мечтает, чтобы его оставили в покое, а мама-жаба наконец перестала спрашивать, когда же он наконец женится и народит ей чудесных внучат-жабенят. Майский жук желает, чтобы рядом с ним была такая подруга, какой ни у кого нет и которой можно хвастать, но в рамках приличий, чтобы ее необычность была одобрена в его кругу. Мышь, у которой Дюймовочка проводит холодную зиму, требует развлекать ее сказками и работать по дому. Крот хочет слышать нежный голосок, но чтобы его обладательница не имела своего мнения, а полностью разделяла все убеждения мужа. Ласточка уносит Дюймовочку в теплые края в благодарность за спасение. Только Эльф ценит ее такой, какая она есть. Но, ведь и Дюймовочка к концу сказки изменится. Давайте вспомним, как это было… Отношения с противоположным полом Дюймовочка прехорошенькая и нравится почти всем. Ее широко открытые, удивленно смотрящие в мир глаза, делают из любого мужчины Дон Кихота, которому для совершения подвига в ее честь не хватает только ветряных мельниц. Про таких говорят: «Не от мира сего». Обычно у таких женщин спрашивают: «Откуда ты такая взялась?» Это логический вопрос, так как, понаблюдав за ее поведением, можно заметить, что она очень инфантильна. Это не может не привлечь к ней потенциальных женихов, которым нравится ее послушание и безропотность. Однако ей катастрофически не везет на кавалеров… В ее планы не входит повторить печальную судьбу матери, она хочет семейного тепла и домашнего уюта. Но часто те, кого она встречает на своем жизненном пути, не считаются с ее желаниями (она и сама их плохо осознает) и манипулируют ею. Сценарии отношений с мужчинами 1. Сватовство Жабы – проработка первого сценария женской судьбы Первый жених Дюймовочки оказался маменькиным сынком, а его мамаша, будущая свекровь - подлинной жабой. Дюймовочку забирают как вещь и ставят перед фактом свадьбы. Мама-жаба, увидев это эфемерное существо, решает очень быстро. Сына женить пора, жена должна быть покорная и незаметная на фоне маминой массивной фигуры. Такая, что и слова лишнего ни ей, ни мужу не скажет, а все делать будет, что от нее потребуют. Мама лучше знает, что ее ребенку-жабененку подойдет! И решительно забирает Дюймовочку в свое болото. Помните? …«Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату пробралась большущая старая жаба, мокрая и безобразная. С подоконника она прыгнула на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка. - Как хороша! - сказала старая жаба. - Славная невеста будет моему сыну! Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад. Возле сада протекала речка, а под самым ее берегом было топкое болотце. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный - точь-в-точь мамаша! - Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! - только и мог он сказать, когда увидел маленькую девочку в ореховой скорлупке»... Наша героиня, сначала вообще не понимает что произошло, и только потом, увидев своего мужа, осознает…что не готова к таким отношениям. Здесь все за нее решили, и даже муж-жаб все время с мамой ходит, а на нее особого внимания не обращает. В реальной жизни, Жаб – типичный маменькин сынок, мужчина-тряпка, который слушает маму во всем, она ему говорит, что есть, как одеваться и на ком жениться. Маменькины сынки не умеют принимать решения самостоятельно и привыкли перекладывать свои проблемы на плечи других. Но, что Дюймовочка может сделать сама, в чужом мире, о котором она ничего не знает, ведь это ее первое столкновение с суровой реальностью? Только плакать и остается. Была бы это реальная женщина, неизвестно сколько убивалась бы, все надеясь, что «отвоюет» мужа у матери. Что он ее полюбить сможет, такую нежную и беззащитную, такую нуждающуюся в поддержке и наставлении, такую открытую и наивную. Но, все бесполезно. Если женщина мечтает о варианте «за мужем, как за каменной стеной» - маменькин сынок не для нее. Для него идеалом женщины всегда будет мама. Хотите построить с ним отношения – во всем подражайте его драгоценной мамочке. Но, Дюймовочка - другая. Уж никак не властная женщина. Поэтому, ее огромные полные детской мольбы глаза, будут смотреть на каждого мужчину с надеждой на избавление от страданий семейной жизни. Сама она уйти не может, ей нужен спасатель. Такой первый брак - типичное испытание для наивной юной девушки: если выбор партнера был несамостоятельным и неосознанным. Из неудачного брака можно понять хотя бы, чего точно не хочется. Тем не менее, Дюймовочка все еще оставляет свою судьбу на волю обстоятельств: кто-то другой ее жалеет, крадет или спасает. Что в сказке делает Дюймовочка? Она плачет – и помощники находятся… «Маленькие рыбки, которые плавали под водой, услыхали, что сказала старуха жаба. Жениха с матушкой они видели и раньше. Теперь они высунули из воды головы, чтобы поглядеть на невесту. Взглянув на Дюймовочку своими круглыми глазками, они ушли на самое дно и стали думать, что же теперь делать. Им было ужасно жалко, что такой миленькой маленькой девочке придется жить вместе с этими отвратительными жабами где-нибудь под корягой в густой жирной тине. Не бывать же этому! Рыбки со всей речки собрались у листа кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и перегрызли стебелек листа. И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и лист плыл очень быстро. Теперь-то уж старая жаба никак не могла бы догнать Дюймовочку. Дюймовочка плыла все дальше и дальше, а маленькие птички, которые сидели в кустах, смотрели на нее и пели: - Какая миленькая маленькая девочка! Легкий белый мотылек все кружился над Дюймовочкой и наконец опустился на лист - уж очень ему понравилась эта крошечная путешественница. А Дюймовочка сняла свой шелковый пояс, один конец набросила на мотылька, другой привязала к листу, и листок поплыл еще быстрее»… Кстати, иногда в борьбе за счастье Дюймовочек гибнут помощники (поясок-то она так и не отвязала…). Бедный Мотылек… Символическое значение сказочных образов: Сын Жабы – символ мужа, который живёт ради удовлетворения биологических инстинктов: еда – сон – продолжение рода. Болото – символ обывательского образа жизни, который затягивает как трясина, погружая попавших в неё всё глубже и глубже на самое дно существования. Рыбки, птички, мотылек – ресурсы личности: внешние (конкретные люди) или внутренние. Результат отношений: Дюймовочка сбегает от злой толстой жабы с ее противным пассивным сынком, который только и делает, что квакает, потому что ничего умного сказать не может. 2. Сватовство Жука – проработка второго сценария женской судьбы В качестве второго жениха Дюймовочке попадается тот еще Жук, который приносит ее к себе на дерево, словно экзотическую новинку. Жук постоянно «тусуется» с разного рода насекомыми, мнение которых для него куда важнее, чем его собственная подруга. Вся его жизнь – праздник, он живет «здесь и сейчас», у него все так легко и просто, что наша героиня им просто очарована. Он спасает ее из опостылевших отношений и вносит в ее унылый мир феерию новых красок. Эти отношения яркие, наполненные событиями, явная противоположность прежним. Дюймовочка и рада бы остаться с Жуком, но, как-то не складывается, скучно ему становится. Не такая она как он ожидал. В «рот заглядывает», чего от жизни хочет не знает…Сначала это Жуку льстило, а потом…надоело. Образ Дюймовочки потускнел, каждый день ее спасать расхотелось… В его яркой жизни и женщины должны быть неординарные. А здесь – мелочь какая-то неформатная... Образ жизни Жука - по шаблонам общества, по мнению авторитетов, ведёт к тому, что Дюймовочка не вписывается в принятые в данном обществе стандарты, признаётся некрасивой, отторгается обществом и Жуком. «Майский жук уселся на ветке большого дерева, усадил рядом Дюймовочку и сказал ей, что она ему очень нравится, хоть и совсем не похожа на майских жуков. Потом к ним пришли в гости другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они с любопытством разглядывали Дюймовочку, а их дочки в недоумении разводили крылышками. - У нее только две ножки! - говорили одни. - У нее даже нет щупалец! - говорили другие. - Какая она слабенькая, тоненькая! Того и гляди, переломится пополам, - говорили третьи. - Очень на человека похожа, и к тому же некрасивая, - решили наконец все жуки. Даже майскому жуку, который принес Дюймовочку, показалось теперь, что она совсем нехороша, и он решил с ней распрощаться - пусть идет куда знает. Он слетел с Дюймовочкой вниз и посадил ее на ромашку»... И улетел наш Жук, под шорох переливающихся крылышек, которых у Дюймовочки не было, чтобы лететь с ним на небо. «Поматросил» и бросил.. Нелегко ей пришлось. Сменив болото на небеса, почувствовав вкус жизни, снова вернуться на землю. В неизвестность. Результат отношений: Новый жених отказался от «неподходящей партии», чтобы не уронить себя в глазах друзей и знакомых. Что в сказке делает Дюймовочка? «Дюймовочка сидела на цветке и плакала: ей было грустно, что она такая некрасивая. Даже майские жуки прогнали ее! А на самом деле она была премиленькая. Пожалуй, лучше ее и на свете-то никого не было». Дюймовочка вновь остается только рыдать, однако эти слезы означают уже вторую ступень личностного развития. Чему учит сказка? - Сказка о Дюймовочке – это распространенный пример того, что даже если все вокруг (правильнее сказать, непосредственное окружение) думают о чем-либо одинаково, это вовсе не означает, что они думают правильно. - Нарциссическое самоупоение и роль жертвы у каждого из нас однажды должны смениться горьким, но нужным пониманием реальности: где-то можно оказаться чужой, непривлекательной, не всем мы кажемся идеальными и далеко не каждый рвется беспрестанно нами восхищаться. В сказке реальность наступает и в самом конкретном смысле — приходят зима, голод и холод. И снова героиню спасают, давая еще один шанс. Символическое значение сказочных образов: Жук – символ мужа, который подстраивает свою жизнь под общественные стереотипы. Другие Жуки – символ общественного мнения. Периоды самостоятельной жизни Период относительного благополучия «Все лето прожила Дюймовочка одна-одинешенька в большом лесу. Она сплела себе из травы колыбельку и подвесила ее под большим листом лопуха, чтобы укрываться от дождя и от солнышка. Она ела сладкий цветочный мед и пила росу, которую каждое утро находила на листьях». Период лишений и скитаний «Так прошло лето, прошла и осень. Близилась долгая холодная зима. Птицы улетели, цветы завяли, а большой лист лопуха, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, засох и свернулся в трубку. Холод пробирал Дюймовочку насквозь. Платьице ее все изорвалось, а она была такая маленькая, нежная - как тут не мерзнуть! Пошел снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата снега. Мы-то ведь большие, а она была ростом всего-навсего с дюйм. Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и бедняжка сама дрожала, как осенний листок на ветру». Символическое значение сказочных периодов: «Лето» жизни когда-нибудь закончится. Придет осень, наступит зима. Если хочешь жить, то пора проявлять активность. Осень – зима – периоды обретения самостоятельности под давлением среды, столкновение с реалиями жизни на собственном опыте. Активация внутренних ресурсов личности, развитие воли. «Дюймовочка решила уйти из лесу и поискать себе приют на зиму. За лесом, в котором она жила, было большое поле. Хлеб с поля уже давно убрали, и только короткие сухие стебельки торчали из мерзлой земли. В поле было еще холоднее, чем в лесу, и Дюймовочка совсем замерзла, пока пробиралась между высохшими жесткими стеблями. Наконец она добрела до норки полевой мыши. Вход в норку был заботливо прикрыт травинками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: кухня и кладовая у нее были битком набиты хлебными зернами. Дюймовочка, как нищенка, остановилась у порога и попросила подать ей хоть кусочек ячменного зерна - вот уже два дня во рту у нее не было ни крошки. - Ах ты, бедняжка! - сказала полевая мышь (она была, в сущности, добрая старуха). Ну иди сюда, погрейся да поешь со мною!» В сказке Дюймовочка встречает мудрую женщину – Мышь (либо развивает внутреннюю мудрость). Мышь всю свою жизнь жила тем, что тащила все в дом – в свою нору, обустраивала жизнь самостоятельно и поэтому знает цену вещам. Она берется учить Дюймовочку тому, как нужно жить, объясняет, что для нормальной жизни, ей нужен новый мужик, «при деньгах и статусе», чтобы, как сама Мышь, не приходилось всю жизнь на своем горбу тянуть все заботы и тяготы. Дюймовочке предлагают выгодную «партию» - выйти замуж за очень состоятельного субъекта, продать себя «подороже». С ним она будет жить в достатке, но без любви.
3. Сватовство Крота – проработка третьего сценария женской судьбы «- Скоро у нас будут гости, - сказала ей однажды полевая мышь. - Раз в неделю меня приходит навестить мой сосед. Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землей, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, - великолепную черную шубу! Выходи, девочка, за него замуж! С ним не пропадешь! Одна беда: он слеп и не разглядит, какая ты хорошенькая. Ну, уж ты зато расскажешь ему самую лучшую сказку, какую только знаешь»... Таким образом, стараниями старой благодетельницы, покровительницы Мыши (почти крестной-феи), Дюймовочка едва не стала женой богатого старика, инвалида по зрению. Жених, за которого бы руками и зубами ухватились бы многие другие девушки и с которым, возможно, была бы счастлива сама старая хитрая мышь, был богатый, ученый и солидный. Этот последний вариант даже мог бы рассматриваться всерьез, и, как показывает жизнь, многие женщины выбирают такой союз из соображений выживания. Даже наша сказочная героиня, которая была бы рада найти опору в подобном отцовском образе, чуть не соблазнилась его надежностью и консерватизмом. Возможно, она какое-то время действительно думала, что счастье в покое и стабильности. Может и нет ее, той Любви…Кто ее видел? Что может маленькая Дюймовочка? А Крот мужчина серьезный, уважаемый и молодая жена ему по статусу положена, тем более такая тихая и покорная, и, кстати, ест не много… Кроту, возможно, и правда нравилась Дюймовочка. Ему не важна ее внешность, он ценит скорее ее умение рассказывать сказки и послушание. Многим Дюймовочкам на каком-то этапе отношений действительно нужен «папа», «мужчина-отец». Лучший спутник жизни для юной Дюймовочки – сильный властный мужчина, который будет мало считаться с ее мнением и будет воспринимать ее… как хрупкую девочку-цветочек, очаровательное, но декоративное создание. Может и не лучший – но безопасный и удобный. Но, наша Дюймовочка уже знает, что по-настоящему любит сама: солнце, пение птиц — то, к чему Крот слеп и буквально, и душевно. Выйди Дюймовочка за Крота их отношения превратились бы, скорее всего, в историю Алексея и Анны Карениных, не принеся счастья ни одному из супругов. Так что она проявила твердость очень вовремя: не пожелав смириться с сытой жизнью в подземелье, отстояла свою свободу — и (как мы знаем) получила в итоге именно то, что ей было нужно. А нужна ей, как оказалось, новая идентичность, новое «я».
Что касается реальной жизни, то Дюймовочка в этой части сказки все еще соответствует архетипическому жизненному паттерну «вечная девочка». Наша культура всегда потворствовала развитию данного сценария у женщины. Женщин хвалили за их покладистость, умение приспосабливаться и доброту, за их очарование юности, за послушание и покорное содействие мужьям, - и они становились как бы «формой без содержания». Преимущества, связанные с таким сценарием, очевидны. Наверное, очень приятно испытывать чувство, что тебя обожают как сладкую девочку, зависеть от другого человека, более сильного, при необходимости принимающего важные решения, блаженствовать, наслаждаясь романтическими фантазиями о Принце, подобно хамелеону менять личины, быть усладой мужской души и взора, покорительницей его сердца, или даже уйти от жизни в свой внутренний мир желаний и фантазий. Однако такой феминный стиль жизни имеет и множество недостатков. Роль «вечной девочки», несмотря на видимые преимущества, зачастую лишает женщину независимости и заставляет ее жить пассивной, зависимой жизнью. Вместо того чтобы добиваться личного и профессионального роста, работать над формированием своей идентичности, вместо того, чтобы узнать, кто она такая на самом деле, решая трудную задачу трансформации, - «вечная девочка» обычно формирует свою идентичность на основе проекций на нее других людей. Она похожа на фотомодель, образ которой определяется и воплощается в жизнь взглядом фотографа. Вместо того чтобы укреплять свою силу, реализовывать собственные возможности и при этом принимать на себя ответственность за содеянное, «вечная девочка» прибывает в состоянии беспомощности. Мужчины забавляются ею, как она в детстве своими игрушками. Подобно гуттаперчевой кукле, она позволяет другим делать себя и свою жизнь такой, как им вздумается. А потом расплачивается за предательство себя: О, как я ненавижу Свою презренную гуттаперчевую душу, Которая, скрюченная и смятая Чужими руками, Безропотно переносит все… (Карин Бойе) Или не расплачивается… Некоторые женщины вполне комфортно существуют в данном сценарии всю жизнь, и считают, что им очень повезло, свысока глядя на «неудачниц», которые сами зарабатывают себе на жизнь. Как себя обычно ведет женщина, которая «застряла» в образе «вечной девочки»? Она играет роль этакого «милого, кукольного» создания, маленькой игрушки, показывая тот образ, которую в ней хочет видеть ее мужчина (чеховская Душечка – помните?), тем самым приспосабливаясь к его фантазиям в отношении «истинной женственности». Внешне она кажется очень счастливой, успешной и, как всемогущая принцесса, может быть предметом зависти для многих женщин, воплощая их тайные желания. Но ее идентичность не развивается, остается слабой и зависимой, так как она постоянно демонстрируя другим символы успеха, на самом деле не осознает, кто она такая и куда движется. Фактически она является куклой, марионеткой, забавой. Сколько женщин прожили таким образом большую часть своей замужней жизни, будучи очаровательными спутницами своих мужей и прекрасными хозяйками в доме, а затем, где-то в середине жизни, остались ни с чем – брошенными, на самой низкой стадии личностного развития? Любые игрушки рано или поздно надоедают. «Бойся данайцев дары приносящих…». Если женщина всеми силами старается избежать ответственности за свою жизнь, избежать выбора и принятия решений, переложив это на плечи другого человека, она попадает в зависимость. И умирает как личность. На каждую Персефону найдется свой Гадес (Аид), который ее похитит и увлечет в подземный мир. Символическое значение сказочных образов: Крот – символ мужа, способного с помощью накопленных ресурсов влиять на существование других. Осознав свою власть, он рассматривает отношения с точки зрения договора купли-продажи – «выгодно» - «не выгодно». Результат отношений: Маленькая героиня не пожелала смириться — зачем ей все эти богатства, если жить придется в норе, лишившись радости видеть солнце? Материальное благополучие в «золотой клетке»? Спасибо, нет. Дюймовочка опять сбегает. Ей остается снова плакать, но это уже не слезы страха или каприза, а выражение чувств повзрослевшей девушки, способной не только красоваться, отвергать поклонников и быть безответственной жертвой обстоятельств, но и по-настоящему кого-то любить, сопереживать, быть благодарной. В реальной жизни на данном этапе женщина, как правило, осознает, что ей недостаточно существовать, лишь исполняя желания мужа и служа экраном для его проекций, ей важно понять, кто она на самом деле, важно научиться полагаться только на себя. Встреча с Ласточкой. «Дюймовочка увидела мертвую ласточку. Должно быть, бедная птичка погибла от холода. Ее крылья были крепко прижаты к телу, ножки и голова спрятаны в перышки. Дюймовочке стало очень жалко ее. Она так любила этих веселых легкокрылых птичек - ведь они целое лето пели ей чудесные песни и учили ее петь. Но крот толкнул ласточку своими короткими лапами и проворчал: - Что, небось притихла? Не свистишь больше? Вот то-то и есть!.. Да, не хотел бы я быть этакой пичужкой. Только и умеют носиться в воздухе да щебетать. А придет зима - что им делать? Помирай, и все тут. Нет уж, моим детям не придется пропадать зимой от голода и холода. - Да, да, - сказала полевая мышь. - Какой прок от этого чириканья и щебета? Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься! Дюймовочка молчала. Но когда крот и мышь повернулись к птице спиной, она нагнулась к ласточке, раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глаза. “Может быть, это та самая ласточка, которая так чудесно пела летом, - подумала девочка. - Сколько радости принесла ты мне, милая ласточка!”… «Ночью Дюймовочке не спалось. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой ковер и, пробравшись в подземную галерею, прикрыла им мертвую птичку. Потом она отыскала в кладовой у полевой мыши теплого пуху, сухого мха и устроила для ласточки что-то вроде гнездышка, чтобы ей не так жестко и холодно было лежать на мерзлой земле… - Прощай, милая ласточка, - сказала Дюймовочка. - Прощай! Спасибо тебе за то, что ты пела мне свои чудесные песни летом, когда деревья были еще зеленые, а солнышко так славно грело. И она прижалась головой к шелковистым перышкам на груди у птички. И вдруг она услышала, что в груди у ласточки что-то мерно застучало: “Стук! Стук!” - сначала тихо, а потом громче и громче. Это забилось сердце ласточки. Ласточка была не мертвая - она только окоченела от холода, а теперь согрелась и ожила. Когда девочка поняла, что птица жива, она и обрадовалась и испугалась. Еще бы не испугаться! Ведь рядом с ней ласточка казалась такой огромной птицей. Но все-таки Дюймовочка собралась с духом, потеплее укрыла ласточку своим плетеным ковром, а потом сбегала домой, принесла листочек мяты, которым сама укрывалась вместо одеяла, и укутала им голову птицы…» «Всю зиму прожила ласточка в подземной галерее, а Дюймовочка ухаживала за ней, кормила и поила ее. Ни кроту, ни полевой мыши она не сказала об этом ни слова - ведь оба они совсем не любили птиц»... Дюймовочка, спасая Ласточку, спасает себя. Учится ответственности за жизнь другого и за свою жизнь, проявляет бескорыстную заботу. Сначала Дюймовочка даже отказывается лететь с Ласточкой в теплые края из страха огорчить добрую старушку мышь, которой была обязана жизнью. Но, по-настоящему погоревав о своей все еще не складывающейся жизни, она отказывается от покоя и довольства в доме крота и отправляется в полет в неизвестность. В жизни женщина на данном этапе часто осознает, что для того, чтобы себя понять ей нужно остаться одной, научиться формировать свою систему ценностей и выражать собственную точку зрения, а не заимствовать чужие взгляды или поддерживать общественное мнение. И она принимает важное решение – начать жить самостоятельно, с «чистого листа»… Символическое значение сказочных образов: Ласточка, сначала бездыханная (отсутствие всякой надежды на иное развитие судьбы), а потом выхоженная Дюймовочкой – олицетворяет возвышенную мечту. Ласточки вестники весны, обновления природы – в данном случае обновления психики личности. Тёплые края – идеал существования, счастье, цель жизни. Полёт на Ласточке в тёплые края – проявление собственного волеизъявления, сознательное изменение собственной жизни. 4. Сватовство Принца Эльфов – проработка четвертого (идеального) сценария женской судьбы «Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов. Никогда еще он не видал такой красивой девочки одного с ним роста. Он низко поклонился ей и спросил, как ее зовут. - Дюймовочка! - ответила девочка. - Милая Дюймовочка, - сказал эльф, - согласна ли ты быть моей женой, королевой цветов? Дюймовочка поглядела на красивого эльфа. Ах, он был совсем не похож на глупого, грязного сынка старой жабы и на слепого крота в бархатной шубе! И она сразу согласилась. Тогда из каждого цветка, перегоняя друг друга, вылетели эльфы. Они окружили Дюймовочку и одарили ее чудесными подарками. Но больше всех других подарков понравились Дюймовочке крылья - пара прозрачных легких крылышек, совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке за плечами, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок. То-то была радость! - Тебя больше не будут звать Дюймовочкой. У нас, эльфов, другие имена, - сказал Дюймовочке король. - Мы будем называть тебя Майей!» Итак, сбежав из-под венца, Дюймовочка прилетает в страну цветов. Если вспомнить, что она родилась из цветка, она находит свой истинный дом. Здесь она встречает своего Принца, который влюбляется в нее с первого взгляда. О ее бурной жизни никто не знает, а Дюймовочка девочка уже мудрая, лишнего не болтает…А то ее Принц цветочный, неизвестно как к ее опыту отнесется, ведь он такой тонкий и ранимый. Принц делает ей предложение и дарит то, о чем она всю жизнь мечтала – крылья для свободного полета без посторонней помощи. Дюймовочка также обретает новое имя. И это правильно. Представьте себе женщину с именем вроде Девяносто Шестьдесят Девяносто, Третий Номер или XL… «Дюймовочка» подчеркивает лишь ее размеры (дюйм), то есть телесное измерение, внешность, и игнорирует душевную суть. А супруг нарекает ее Майей, ведь «размер не главное». Майя - «богиня весны», и с этим именем она начинает новую жизнь — и новую сказку. Эльф дает ей все, что хотели сами женихи: покой и уют, признание в обществе, надежность и достаток. И главное, что дарит женщине настоящий супруг, а не случайный партнер,— саму себя, достойное место среди равных и уважение. Символическое значение сказочных образов: Эльфы заботятся о росте цветов, служат Природе, красоте. Крылья – символ окрылённости и вдохновения. Результат отношений: В сказке: Дюймовочка выходит замуж за прекрасного принца — причем не ради статуса, а потому, что, наконец, встретила того, кто разделяет ее взгляд на жизнь и близок ей по духу. В конце непростого пути героиня находит партнера, который действительно ей подходит, не использует ее, а спрашивает, хочет ли она быть с ним, и помогает взлететь. В жизни: Так как Дюймовочку очень легко в чем-либо убедить и с такой же легкостью переубедить, то мужчины у нее могут меняться довольно часто. Точно также ее очень легко обмануть, воспользовавшись ее доверием. Она очень женственна и чувствительна и любой нескромный взгляд в свой адрес может трактовать как «он меня домогался». Часто она сама не знает, чего она хочет и может морочить ухажерам голову не сознательно (на что мастерицы другие сказочные героини), а из-за перемены чувств и настроений. Неукротимая тяга к «лучшей доле» мешает ей строить отношения с земными мужчинами. Она позволяет поклонникам увлекать ее, но в тот момент, когда мужчина уверен, что Дюймовочка у него «в кармане», она издает призывный клич: «Ласточка, милая ласточка!...» и скрывается в неизвестном направлении в поисках Принца Эльфов (причем, что характерно: сама она и не подозревает, что ищет именно его…). У принцев недостаток только один, но, к сожалению, весьма существенный – они очень редко встречаются в жизни. Часто Дюймовочки все-таки успевают выйти замуж за Крота, и тем вызывают у встречных мужчин острую жалость и желание немедленно прийти на помощь. Они ценят малейшее проявление заботы и внимания – вероятно, потому, что им недоставало в детстве ласки и любви. В подсознании Дюймовочки живет миф о недопустимости активных действий со стороны девушки, чем и пользуются многочисленные Жуки, Кроты и Жабы. В очередной раз будучи похищенной ретивым женихом, Дюймовочка всячески старается соответствовать его ожиданиям, даже если противно и не хочется…И когда какой-нибудь Жук в ней разочаруется, она вздохнет о Судьбе и пойдет плести колыбельку из травинок, где и будет лежать и ждать очередного ухажера… В реальной жизни, если не вмешается случай, Дюймовочка и Эльф, к сожалению, могут никогда так и не встретить друг друга. Эльф - столь же романтически настроенный, инфантильный и не очень деятельный молодой человек (в отличие от предыдущих «женихов», он добился согласия Дюймовочки угрозой умереть на месте сию же секунду, но никаких активных действий по ее поиску и завоеванию им предпринято не было). Сексуальный сценарий. Дюймовочка в сказке совершенно асексуальна, она – девочка, инфантильная и хрупкая. Не доросла она в своем игрушечном мире до женщины, со своими желаниями, и пониманием, чего она хочет от отношений. О сексуальном воспитании говорить не приходится. Все плотские моменты в сказке опущены: создается впечатление, что ее мать ничего не знала, о том, откуда обычно берутся дети, ведь малышка появилась из цветка. Объяснение родителей из серии бесполых мифов о рождении: «Откуда я появился?» - «В капусте нашли». Мать лишь любовалась дочерью, как миниатюрной безделицей, и не могла передать ей опыт общения с мужчинами. Поэтому, героиня так и не избавилась от робости и застенчивости, а вот печального опыта у нее хоть отбавляй. Так что, если вы мужчина, возьмите инициативу в свои крепкие мужские руки и покажите ей любовь. Иначе вы рискуете никогда не получить от нее ничего, что можно было бы хотя бы с натяжкой назвать страстной ночью, а себе заодно заработать пару комплексов. Забудьте о… спонтанном сексе, садо-мазо, оргиях и т.п. Терпения, нежности и душевного тепла – вот чего от вас хотят. Пригласите Дюймовочку на дачу. Зажгите камин (или на худой конец, печку-буржуйку), сварите глинтвейн, заверните ее в плед – и вот она уже забыла о страшных кротовьих норах и странных лягушках, которых она перевидала немало за свою короткую и бестолковую жизнь. После совместно проведенной ночи: либо быстро сматывайте удочки, чтобы больше никогда не видеть этого молчаливого укора в ее глазах, либо делайте предложение и все будет хорошо - она будет верной и тихой женой. Если вы, конечно, этого захотите. И если она признает вас своим Принцем. Семейный сценарий Дюймовочки – хорошие девочки, которые хотят получить лучшее, но по дороге к этому вполне согласны на промежуточные варианты, и не мстят своим партнерам за несовершенство. Если вы подходящий для них партнер, они тихо входят в вашу жизнь и не уходят, пока их не попросят. Ласточка – отдыхает. Муж для Дюймовочки – опора и защита. Поэтому, стоит прикинуть свои возможности - нахождение рядом с тихой, робкой особой требует от партнера постоянных усилий на ниве жизнеустройства. Мужчине достанется бремя всех решений, а пока он будет готовить согревающий компресс для ее озябших ножек, заглядываться Дюймовочка все равно будет на какого-нибудь сладкоголосого эльфа в телевизоре. В семейной обстановке Дюймовочка остается верна себе. Для мужа — это еще один ребенок, для дочери — подружка, для сына — идеал будущего выбора. Профессиональный сценарий. Дюймовочка часто старается пойти работать туда, где уже работают ее друзья или родственники. Она хорошо справляется с работой, которая не требует инициативы, упорства или сосредоточенности. Обычно у нее недостаточно сил и нет стимула для активной трудовой деятельности. Она предпочитает однообразную работу с приятным окружением. Наиболее подходящие профессии для Дюймовочки — это те, где не надо никем руководить. Это может быть косметолог, переводчик, писатель и т.д. Смысл сказки: Путь Дюймовочки – это, прежде всего, развитие женских качеств и способность правильно выбрать себе спутника жизни. Дорога от зависимости к свободе. Судьбу Дюймовочки двигают вперед сменяющие друг друга романы, которые всякий раз кончаются разочарованием, слезами и чудесным спасением. С каждым повтором жизненного сюжета девочка взрослеет, меняется и, в конце концов, обретает себя и среди жаб, кротов и жуков всё-таки находит своего единственного Принца, соразмерного супруга. Негативный аспект образа: Дюймовочка – символ человека, пассивно плывущего по течению жизни. Позитивный аспект образа: Дюймовочка – символ избавления от ненужных влияний. Земля летала По законам тела, Дюймовочка летала, Как хотела. В каждом из нас есть все: и сила, и хрупкость. Мы способны перенести все невзгоды на своем пути, главное принимать их как опыт, менять то, что нам не нравится, а не ждать, что кто-то сделает это за вас. Может и сделает, но это будет, скорее всего, совсем не то, что вы хотели. Когда полностью отдаешь ответственность за свою жизнь кому-то другому, есть вероятность, что он сделает ее такой, какой он хочет, а не такой как хотелось бы вам… Важно знать, чего ты от жизни и от отношений хочешь. Иди навстречу своим желаниям, а не беги от проблем. Сохраняй детскую непосредственность и открытость, даже если окружающие считают, что ты наивна и веришь в сказки. Только так можно получить новый опыт. Ищи свой путь. Список литературы, использованной при написании статьи: 1. Андерсен Ханс Кристиан. Сказки рассказанные детям. Новые сказки. М., Литературные памятники.1983. 2. Леонард Линда Ш. Встреча с безумной женщиной: Жить, преодолев страх, гнев и обиду. М.: Независимая фирма «Класс», 20011. 3. Славина Т. Сказочные сценарии нашей жизни. Женская сказка – Дюймовочка (сайт http://happywoman.su/ /skazochnyie-stsenarii-nashey-zhizni) 4. Интернет-ресурсы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|