Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.

 

 Анализ любимой сказки Дюймовочка  Пример из практики

Когда взрослый человек рассказывает свою любимую детскую сказку, что – то он забывает, упускает, а что – то добавляет свое. Получается, что у каждого свой неповторимый пересказ известной сказки, не похожий на другого человека, как неповторим морозный узор на стекле, на каждом окне он свой. На примере сказочной метафоры вырисовывается краткое содержание реальной жизни, с ее особенностями, ресурсами и ограничениями.

 Предлагаю читателю поисследовать вместе с нами историю жизни 35 летней женщины на примере ее любимой сказки «Дюймовочка».

«Одна женщина очень хотела ребенка. Однажды она посадила семечко, и из него вырос прекрасный цветок. В центре этого цветка, очень похожего на тюльпан, сидела милая девочка, ростом не больше дюйма. Ее так и назвали – Дюймовочка».

 

Для появления ребенка необходим мужчина, именно он дает семя. В сказке нашей героини ее мама «посадила семечко», став одновременно и матерью и отцом и, соответственно, как бы вычеркнула из жизни ребенка отца.

- Как получилось, что мама Дюймовочки получила ее посредством цветка? Где были мужчины? Они вообще – то есть в том мире, где она живет?

- Есть, но она их не видит, ей проще самой с собой. Отношения с мужчинами выстраивать трудно. В реальной жизни отец оставил маму и меня без средств к существованию. И отец, и дед гуляли, пили и даже били своих жен.

«Ей очень хорошо жилось дома, мать любила ее и баловала, окружала красивыми вещами: колыбелька из покрытой лаком скорлупки, постель из лепестков роз, озеро из фарфорового блюдца».

- Мама действительно стремилась к тому, чтобы все вокруг было чисто и красиво, к этому же приучала и меня. Но, ее никогда не интересовала, как я себя чувствую, и что происходит в моей жизни. Иногда мне кажется, что мама забавлялась мной, как игрушкой.

«Когда Дюймовочка подросла, ей стало интересно узнать, что за мир за открытым окном, около которого она так долго спала по ночам. Девочка решила сходить ненадолго погулять. Рядом с домом был красивый пруд. Там Дюймовочка познакомилась с мальчиком – лягушкой. Он был особенный (в отличие от других лягушек, симпатичный, а в душе – очень красивый). Лягушонок стал для Дюймовочки другом. Его мама тоже оказалась милой и хорошо относилась к Дюймовочке, она хотела счастья своему сыну. Мальчик – лягушка стал готовиться к свадьбе и отнес кроватку Дюймовочки на отдельный лист кувшинки. Дюймовочка полюбила лягушку (или это был принц?). И ей хотелось жить на своей (это слово выделено голосом) отдельной кувшинке вместе с ним. Но, когда мечты стали реальностью и вопрос со свадьбой решен, а мальчик – лягушка ее любил, то Дюймовочке стало скучно.  «Я всю жизнь проживу вот тут в болоте и больше ничего не увижу?» - подумала она. И она позволила мотыльку увезти себя».

 

- Как чувствовала себя Дюймовочка рядом с Лягушонком?

- Спокойно, но нехорошо. Для него она приз, награда. С ней интересно поговорить. А она изнеженная, утонченная девочка, непрактичная, «тонкая кожа». Он питался мухами, она нектаром. В болоте скучно. Поэтому, когда мотылек предложил улететь на красивое озеро, она согласилась.

«Потом был жук. Жук очень гордился Дюймовочкой перед своими друзьями и родственниками. У них не было такой милой, хозяйственной и неглупой невесты. Но очень быстро Дюймовочка поняла, что они с жуком очень разные, но еще продолжала с ним жить, не могла сама сделать первый шаг. Пока жук сам не взял ее и не отнес туда, где нашел. Дюймовочка хотела вернуться к лягушке, но в ее колыбельке уже спала другая, не менее хорошая девочка».

 

- Жук – сильный, молодой, любил привлекать внимание к себе и невесте, жил на дереве.  Но говорить с ним не о чем, вернее, его интересовали только разговоры о нем самом и похвала. А Дюймовочка хвалить не умела, да и не хотела. Она потеряла болото, и появилось ощущение опасности, страх, что «одна пропадет». С ним связано первое унижение, когда жук отказался от Дюймовочки.

«И тогда Дюймовочка решила жить одна. Она поселилась в саду около дома своей матери. Прошли тяжелые осень и зима, к весне она повеселела и решила, что ее судьба – жить одной среди цветов. Она больше не хотела уходить из сада, с кем – то знакомиться. Дюймовочка радовалась красивым цветам, растущим в саду и солнышку».

- Жук «посадил Дюймовочку под дерево в саду около дома ее мамы». Что помешало Дюймовочке вернуться домой?

- Вернуться к матери мыслей не возникало. Вот если бы с принцем, а так не хотелось. Она не оправдала ожиданий мамы в отношении замужества.

 

 

«Однажды Дюймовочку позвала к себе на День рождения ее знакомая – полевая мышь, живущая в саду. Там Дюймовочка познакомилась с Богачем – кротом. Ему очень понравилась Дюймовочка и он сразу позвал ее замуж. «Мы будем жить в норе» - говорил крот, «мы будем путешествовать по миру, я буду любить тебя и когда – нибудь ты меня полюбишь. Ведь скоро осень, затем зима и тебе будет холодно. Зачем так жить?». А Дюймовочка подумала про лягушонка, у которого к тому времени  уже родился сынок от другой хорошей девочки, и согласилась с кротом. Мышь очень радовалась за девочку. Дюймовочка вышла за крота».

 

- Дай определение кроту.

[i]- Дай определение кроту.[/i]

- Крот – царь подземелья, уверенный в себе, полуслепой, крепкий, с блестящей шкурой «есть порох в пороховницах», любит только себя.

- Зачем полевая мышь познакомила Дюймовочку с кротом?

-  Познакомила, так как хотела быть приближенной к кроту. Крот богатый, хозяйственный и это вызывает уважение у мыши. Вообще – то они больше друг другу подходят. Оба грызуны.

 

- Почему крот женился на Дюймовочке?

-  Ему была нужна домработница, его привлекало в Дюймовочке что – то утонченное, а мышь на роль жены не годилась, она была всегда под боком, очень понятная, а Дюймовочка неизвестная.

- Что он хотел от Дюймовочки?

- Послушания и восхищения им.

 

- Я правильно поняла, что для Дюймовочки легче умереть, чем сказать кроту доброе слово?

-  Да.

- Складывается впечатление, что у тебя существует запрет на добрые слова, адресованные мужчинам. Ты слышала, чтобы мама или бабушки говорили своим мужьям слова благодарности и восхищения?

- Нет, я слышала только критику и претензии. Им действительно было не за что говорить мужчинам что – то хорошее.

- Как Дюймовочка относится к самой себе?

- Хорошо.

- В тексте сказки ты называешь Дюймовочку милой, хорошей, хозяйственной и неглупой, изнеженной, утонченной девочкой, непрактичной, с «тонкой кожей». Я правильно понимаю, что от обычной взрослой девушки Дюймовочка отличается только ростом?

- Да.

- Следовательно, Дюймовочка – человек, женщина, оказывается в отношениях с животными, причем традиционно большинством людей они воспринимаются как малопривлекательные. Это лягушка, жук и крот. Как же так получается, ведь ты упоминаешь много хороших качеств Дюймовочки?

-  Мама говорила, что все мужчины «мерзкие животные», поэтому выбора у Дюймовочки не было.

В реальной жизни у Дюймовочки были серьезные отношения с тремя мужчинами. С первым они долго дружили,  но, он был «женат на маме», то есть жил с мамой и полностью от нее зависел и «никуда не стремился». Второй поначалу восхищался Дюймовочкой и обещал ей «золотые горы», а в дальнейшем его восхищение перешло на себя самого. Третий – ее муж, стабильный, обеспеченный, с которым заключен официальный брак.

- На протяжении всей сказки ты называешь Дюймовочку девочкой. И лягушка – мальчик,  и в колыбельке у него после исчезновения Дюймовочки спала другая девочка. Сказка заполнена героями, которые пытаются выдавать себя за взрослых, хотя на самом деле являются детьми. Или, наоборот, они являются взрослыми, которые ведут себя, как дети. В конце сказки ты пишешь о Дюймовочке: «От этих мыслей девочка чувствовала себя очень виноватой». Получается, что Дюймовочка все еще ощущает себя маленькой девочкой, хотя уже стала женой и мамой. Что произойдет, если она повзрослеет?

-  Ей придется брать на себя ответственность за свою жизнь, а она не умеет этого.

- На самом деле, на протяжении сказки Дюймовочка периодически берет на себя ответственность, принимая решения, например, уходя от мамы к лягушонку и отказываясь возвращаться к маме после разрыва отношений с жуком, потому что не оправдала ожиданий мамы в отношении замужества. Отказ от действий – это тоже принятие ответственности за бездействие, потому что Дюймовочка понимает, что последует за этим решением и осознанно делает выбор. Однако, Дюймовочка подчеркивает, что не может уйти от жука. Мы с тобой уже знаем, что за любым «не могу» стоит «не хочу». Получается, что Дюймовочка не хочет сама сделать первый шаг в отношении жука, например, ты пишешь в сказке: «Очень быстро Дюймовочка поняла, что они с жуком очень разные, но еще продолжала с ним жить, не могла сама сделать первый шаг» Это фраза из твоей сказки. То есть, Дюймовочка может принимать решения, но предпочитает, чтобы за нее это сделал кто – нибудь другой. Дюймовочка жила с жуком «Пока жук сам не взял ее и не отнес туда, где нашел».

«Они стали много путешествовать, радоваться солнышку. Крот надевал солнцезащитные очки, и солнце не слепило его, а грело шкурку, и ему было приятно. Через год Дюймовочка родила сына – кротика. Она очень любила его и проводила с ним много времени и окружала его такими же красивыми вещами как когда – то ее мама. Кроту не нравилось, что Дюймовочка предпочитает сына ему. Дюймовочка старалась быть хорошей хозяйкой (крот всегда говорил, что именно это для него важно - еда и секс). Но душой она отдыхала только рядом с кротиком.

Начались ссоры, ссорились долго, потом мирились и снова ссорились. Тогда крот вырыл просторную и красивую нору с большими окнами для солнечного света. Он хотел, чтобы Дюймовочке было хорошо, и старался, как мог. Семья переехала в новую нору. Там было комфортно: сухо, тепло, солнечно и очень красиво. Дюймовочка каждый день украшала дом живыми цветами из сада. Рождались другие кротики, жизнь шла, Дюймовочка и крот старели. Крот все более был недоволен. Ему хотелось спокойствия и уединения. Но кротики шумели, требовали общения и внимания, Дюймовочка много времени проводила  с ними. А крот сидел в своей спальне (куда кротиков не пускали) и ждал Дюймовочку.
У Дюймовочки иногда возникало чувство, что что – то не так, но кротики были так похожи на крота, и так любили папу, а папа так старался сделать Дюймовочку счастливой. А еще, чем больше Дюймовочка убиралась в норе и украшала ее, тем больше любила свое гнездышко. Только здесь ей было безопасно. Временами она думала, это было очень стыдно, но она думала: «Вот было бы все так же, только без крота…» От этих мыслей девочка чувствовала себя очень виноватой.
А крот все больше ругался и хандрил, ему все не нравилось в ней. Если Дюймовочка обижалась и плакала, крот говорил: «Это моя нора, я ее вырыл. Не нравится – забирай кротиков и уходи!». Когда крот состарился, жизнь с ним стала совсем невыносимой. Дюймовочка забрала кротиков и ушла жить в сад. Она погибла, так как кожа у нее тонкая, а зима холодная, а кротики остались слабенькими на всю жизнь. Крот жил долго и счастливо (или притворялся). Он редко вспоминал кротиков, а Дюймовочку – никогда. Но это уже было неважно».

- Как вести себя с мужчинами Дюймовочка не знает. Так же она не знает, чего хочет.  И постоянно недовольна тем, что имеет. Казалось бы, любила мальчика - лягушку и при первой же возможности улетела от него. Как оказалась вместе с жуком, вообще непонятно. Мечтала путешествовать, иметь красивый дом, получила реализацию этой мечты с помощью крота и опять разочарование.

- Да, это так.

- Какие моменты в сказке вызывают у тебя больше всего эмоций?

- Первое – то, что кротики остались слабенькими на всю жизнь. Второй эмоциональный момент – то, что хотела вернуться к лягушонку, но в колыбельке уже спала другая девочка. А третий – мысль: «Вот было бы все так же, только без крота…»

- Что хотела Дюймовочка в начале сказки?

- Хотела узнать мир, увидеть как можно больше всего.

- Ее желание исполнилось к концу сказки?

- Не совсем. Она, конечно, путешествовала с кротом… Удивительно, но я даже не вспомнила о ласточке. А ведь в сказке была ласточка, и можно было с ней улететь. Дюймовочка не знала, что существуют другие мужчины – эльфы. Сама - то Дюймовочка могла бы найти себе место, например, среди эльфов, но маленькие кротики были бы там лишними. Они совсем другие. Дюймовочка очень сильно переживает за сына, опасно то, что он будет кротом, как отец и станет таким же бесчувственным и непонятным для матери. У него душа человека, он другой, чувствующий.

- Судя по финалу сказки, складывается впечатление, что на самом деле цель жизни Дюймовочки – умереть. Напиши к нашей следующей встрече окончание сказки.  

(продолжение следует)

 

Анализ любимых сказок:

 Золушка или на первом месте у женщины – ее муж

Символика туфельки в сказке.

История Золушки или как удачно выйти замуж.

Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2

Красавица, чудовище и отделение от родителей.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

 Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Вы похожи на Красную Шапочку?

Ужасные сказки для детей.

Вот она какая, сказка непростая.



Просмотров: 1395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2
  • Дюймовочка или «Унесенная ветром»(пример сценарного анализа сказки)
  • Почему Дюймовочка не может быть женой
  • Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.
  • Дюймовочка - триллер
  • Великан и Дюймовочка
  • Неповзрослевшая Дюймовочка и пират.
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Сказкотерапия. Психотип "Дюймовочка"
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Очень хочу жить так, как люблю, но.... что же скажет княгиня марья-алексевна?
  • Что такое интуиция и почему она так помогает в жизни?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь