|
Пример составления терапевтической сказки для детейАвтор статьи: Осинина Татьяна Михайловна
В предыдущей своей статье я разметила пример сказки для мальчика чуть старше 3-х лет не спит днем дома (но может уснуть в машине или в детском саду). СКАЗКА О ФЕЕ ДНЕВНЫХ СНОВ: 1. В одном сказочном лесу, далеко - далеко отсюда, жил со своими мамой и папой зайчик Ми. Зайчик Ми любил играть, рисовать, гулять, прыгать и веселиться. Он был добрым и отзывчивым. Были у Зайчика и верные друзья: Мышонок Мима, Лисенок Жу и Медвежонок Ах. Они очень любили играть вместе. Комментарии автора: При создании образа главного героя могут использоваться разные персонажи: животные, люди, предметы, явления. Для детей в возрасте до 4-х лет лучше использовать образы животных или героев из любимых мультиков. Главное, чтобы образ был «созвучен» ребенку - возможно отражал черты его характера, особенности поведения. Можно персонажу дать имя похожее на имя ребенка, или использовать один слог из имени. Проблемную (конфликтную) ситуацию используем в сказке,, но лучше показать ее как художественную метафору, или просто упомянуть, не делая на этом сильного акцента.
2. Однажды прибежал к зайчонку Лисенок Жу и рассказал, что их друг, Мышонок Мима - пропал. Был Мышонок очень любознательным, любил гулять, и однажды решил пойти в гости к другу - Медвежонку, но домой не вернулся. Вся семья мышей очень волновалась. Комментарии автора: Здесь в образе друга был введен дополнительный персонаж ребенка – любимая игрушка. Мышонок был выбран из-за выявленного при диагностике сопутствующего страха мышей, и было принято решение поработать в сказке и со страхом тоже. 3. Прошла ночь, прошел день, и вот после обеда к Зайчику Ми опять пришел Лисенок Жу. И рассказал удивительную историю: что сегодня, когда Лисенок спал, Фея дневных снов показала ему во сне, как Мышонок Мима увлекся игрой с бабочкой, зашел в неизвестную часть леса, заблудился, и теперь не знает, как ему вернуться домой. И еще, Фея дневных снов сказала Лисенку, что среди его лесных друзей есть тот, кто поможет найти дорогу к Мышонку Мима и привести его домой. Комментарии автора: Раскрываем образы друзей – помощников, и начинаем постепенно вводить обучающую ситуацию, показывая, что друзья спят днем и это может быть интересным и полезным. Обучающая ситуация нужна, чтобы закрепить иной способ поведения и расширить возможности действия в ситуации, по запросу о которой создается сказка. 4. Зайчик Ми очень удивился, потому что не знал ничего про Фею дневных снов. Ведь он давно перестал спать днем. Но он быстро забыл о ней - очень уж его обеспокоило, что их друг, Мышонок, в беде. Стал Зайчик Ми думать, как найти маленького Мышонка в неизвестной части леса. И вспомнил про мудрого Филина. Позвали они с Лисенком Жу друга- Медвежонка с собой, и отправились к Филину за помощью. Комментарии автора: Продолжается обучающая ситуация. Вводится новое знание для главного героя, предлагается новая стратегия к действию и обращение к «мудрецу» за помощью. 5. Филин выслушал зверят, и говорит: «Нужно найти Фею дневных снов, попросить ее показать самому смелому из вас, Зайчику Ми, как найти Мышонка Мима, и вернуть его домой.» Комментарии автора: В сказках часто используется приём «совет мудреца» - когда герой получает совет весьма уважаемого персонажа, и следует ему. Это одна из стратегий обучающей ситуации. Другими стратегиями могут быть: решение проблемы с помощью силы или хитрости, использование волшебных предметов и тд. 6. Зайчик Ми обрадовался и поблагодарил Филина. Но тут его друг, Лисенок Жу сказал: «Зайчонок, если еще и ты потеряешься, твоя мама будет очень расстроена!». И Зайчик Ми попросил своих друзей, Медвежонка и Лисенка, предупредить маму-зайчиху, рассказать, что ее сын пошел выручать друга. Они убежали, а он отправился собирать волшебные семечки – очень хотел Зайчик Ми помочь Мышонку вернуться домой – не зря Филин назвал Зайчонка самым смелым. Комментарий автора: Здесь введено легкое препятствие – друг Зайчика не захотел ему помогать и проявил опасение, которое могло бы затормозить новое способ реагирования, но оно преодолено подкреплением новых качеств у героя. 7. Пошел Зайчонок по тропинке и увидел, маленького Бельчонка, на которого упала тяжелая ветка. Бельчонок не мог выбраться из-под нее самостоятельно. Поднял Зайчик Ми ветку и помог Бельчонку освободиться. Тот был рад своему спасению, и спросил Зайчика Ми, куда тот идет. Зайчик говорит: «Я иду собирать волшебные семечки для Феи дневных снов, чтобы она показала мне днем во сне, как найти моего друга Мышонка Мима и вернуть его домой.» Вдруг они услышали писк, и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Бельчонок вместе с Зайчиком Ми вернули его домой. Прилетела мама-птичка. Она была очень рада, что птенчик был опять в гнездышке, и предложила свою помощь Зайчику Ми. Она спросила, что Зайчик Ми ищет. Зайчик говорит: «Я хочу найти своего друга Мышонка Мима. Только Фея дневных снов мне может помочь. Она покажет мне днем во сне, как найти друга Мышонка Мима и вернуть его домой. Но я не знаю, где живет Фея дневных снов.». Комментарии автора: Эту часть сказки (7) можно не рассказывать детям в возрасте до 3,5 лет, которым трудно следить за слишком большим количеством героев и событий. В целом, здесь продолжается обучающая ситуация – у главного героя появляется возможность проявить новые качества, в результате чего - обрести новых помощников и с их помощью преодолеть препятствия. 8. Зайчик Ми постучался, Фея дневных снов открыла дверь, очень удивилась, увидев Зайчонка и спросила его: «Дорогой Зайчик Ми, ты так давно перестал со мной дружить, так как не спишь днем. Зачем же ты пришел?» Зайчик Ми рассказал Фее, что теперь он жалеет, что перестал спасть днем, и подарил ей целый мешок семечек подсолнуха. Фея очень обрадовалась, ведь из этих волшебных семечек она сможет сделать волшебное масло, с помощью которого можно приготовить самые красивые и добрые сны для жителей леса, которые спят днем. Конечно, все обиды Феи на Зайчика Ми тут же прошли. И Зайчик Ми тогда попросил у Феи дневных снов помощи: «Фея, покажи, пожалуйста, как найти моего друга Мышонка Мима и вернуть его домой!». Комментарии автора: Здесь мы помогаем герою (и слушателю) осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед, что даст ему чувство уверенности, что он делает все правильно - так как получает положительную обратную связь. Герой понимает, что справился со всеми сложностями и стал другим. 9. С подсказкой Феи дневных снов Зайчик Ми быстро нашел Мышонка Мима. Мышонок очень обрадовался, так как уже был голоден, и боялся, что больше никогда не увидит маму с папой и друзей. Они вместе с Зайчиком побежали домой к Мышонку. Вся семья мышек обрадовались, что Мышонок Мима вернулся домой. А мама мышонка Мима сказала: «Зайчик Ми, ты такой смелый, ты спас нашего Мышонка, и теперь мы будем тебя защищать. Если вдруг ты услышишь, что ночью кто-то скребется, то ты не бойся, это мы – мышки, пришли, чтобы защищать твой покой, пока ты спишь. Просто знай, что если услышишь, как скребутся мыши - то это мы охраняем твой сон.» И Зайчик Ми тоже обрадовался этому. И все стали танцевать и веселиться. А на следующий день мама и папа Зайчика Ми очень удивились, когда увидели, что Зайчик Ми ложится днем спать. Они спросили, что случилось, почему теперь Зайчик Ми спит днем. А Зайчик Ми им отвечал: «Я теперь знаю, что во сне днем ко всем приходит Фея дневных снов, она очень добрая и помогает всем быть смелыми, хорошими, и узнавать много нового. Я очень хочу быть добрым, смелым Зайчиком Ми, поэтому теперь я буду спать днем, чтобы видеть прекрасные сны!» Комментарии автора: В этой части сказки вводится новое знание, которое поможет преодолеть страх и создаётся позитивный финал. Это может быть торжество, на котором окружающие радуются и поддерживают особые заслуги героя. Перед ним открываются новые возможности - благодаря победе над собой. Сказку лучше читать или рассказывать в непринужденной обстановке, совершенно не обязательно делать это перед сном. Для детей постарше можно придумать вопросы, которые можно задать малышу после прочтения сказки – для лучшего усвоения. Например:
Сочинять сказки очень просто. Я надеюсь, что моя статья вам поможет обучиться этому сказочному мастерству. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|