Пример составления терапевтической сказки для детей

В предыдущей своей статье я разметила пример сказки для мальчика чуть старше 3-х лет не спит днем дома (но может уснуть в машине или в детском саду). 
Маме были заданы несколько уточняющих вопросов, к примеру: какие у мальчика любимые герои, как любит проводить время, есть ли какие-то страхи?  Выяснилось, что любимые животные: зайчик и мышка Мима, есть небольшой страх – боится мышей. Страх проявляется, когда мальчик слышит звуки, похожие на то «как кто-то  скребется» (что вполне может быть фантазией ребенка, в данном случае, это не важно;  страх в любом случае будет профилактирован в сказке).

 СКАЗКА О ФЕЕ ДНЕВНЫХ СНОВ:

1. В одном сказочном лесу, далеко - далеко отсюда, жил со своими мамой и папой зайчик Ми. Зайчик Ми любил играть, рисовать, гулять, прыгать и веселиться. Он был добрым и отзывчивым. Были у Зайчика и верные друзья: Мышонок Мима, Лисенок Жу и Медвежонок Ах. Они очень любили играть вместе.
Мама и папа Зайчика были им очень довольны, и очень сильно его любили. Огорчало их только то, что любимый сынок перестал спать днем. Зайчик Ми говорил папе и маме: «Как же можно спать днем. Ведь можно заняться чем-то более интересным, играть, гулять!» -  и не спал. Зайчик Ми думал, что если он будет спать днем, то в его жизни не будет веселых приключений.

Комментарии автора:

При создании образа главного героя могут использоваться разные персонажи: животные, люди, предметы, явления. Для детей в возрасте до 4-х  лет лучше использовать образы животных или героев из любимых мультиков. Главное, чтобы образ был «созвучен» ребенку - возможно отражал черты его характера, особенности  поведения. Можно персонажу дать имя похожее на имя ребенка, или использовать один слог из имени. Проблемную (конфликтную) ситуацию используем в сказке,, но лучше показать ее  как художественную метафору, или просто упомянуть, не делая на этом сильного акцента.

 

2. Однажды прибежал к зайчонку Лисенок Жу и рассказал, что их друг, Мышонок Мима - пропал. Был Мышонок очень любознательным, любил гулять, и однажды решил пойти в гости к другу - Медвежонку, но домой не вернулся. Вся семья мышей очень волновалась.

Комментарии автора:

 Здесь в образе друга был введен дополнительный персонаж  ребенка – любимая игрушка. Мышонок был выбран  из-за выявленного при диагностике сопутствующего страха мышей, и было принято решение  поработать в сказке и со страхом тоже.

3. Прошла ночь, прошел день, и вот после обеда к Зайчику Ми опять пришел Лисенок Жу.  И рассказал удивительную историю:  что сегодня, когда Лисенок спал, Фея дневных снов показала  ему во сне, как Мышонок Мима увлекся игрой с бабочкой, зашел в неизвестную часть леса, заблудился, и теперь не знает, как ему вернуться домой. И еще, Фея дневных снов сказала Лисенку,  что среди его лесных друзей есть тот, кто поможет найти дорогу к  Мышонку Мима и привести его домой.

Комментарии автора:

Раскрываем образы друзей – помощников, и начинаем постепенно вводить обучающую ситуацию, показывая, что друзья спят днем и это может быть интересным и полезным. Обучающая ситуация нужна, чтобы закрепить иной способ поведения и расширить возможности действия в ситуации, по запросу о которой создается сказка.

4.  Зайчик Ми очень удивился, потому что не знал ничего про Фею дневных снов. Ведь он давно перестал спать днем. Но он быстро забыл о ней - очень уж его обеспокоило, что их друг, Мышонок, в беде. Стал Зайчик Ми думать, как найти маленького Мышонка в неизвестной части леса. И вспомнил про мудрого Филина. Позвали они с Лисенком Жу друга- Медвежонка с собой, и отправились к Филину за помощью.

Комментарии автора:

Продолжается обучающая ситуация. Вводится новое знание для главного героя, предлагается новая стратегия к действию и обращение к «мудрецу» за помощью.

5. Филин выслушал зверят, и говорит: «Нужно найти Фею дневных снов, попросить ее показать самому смелому из вас, Зайчику Ми, как найти Мышонка Мима, и вернуть его домой.»
И опять Зайчик Ми удивился: что это за Фея дневных снов? Зайчик спросил Филина: «Но как же мне найти Фею дневных снов, я же не сплю днем. И даже не представляю, как это сделать.» Ответил Филин: «Конечно ты не знаешь ничего о Фее, она так расстроилась из-за этого, что ты не спишь днем, что больше не хочет к тебе приходить. Но я могу тебе посоветовать, как сделать, чтобы Фея дневных снов помогла тебе. Ты можешь сходить на поле с волшебными подсолнухами и собрать волшебные семена для Феи дневных снов. Они ей очень нужны, но у нее столько дел - всем зверятам надо направлять красивые и добрые сны. Поэтому она не успевает собрать эти семена. Принеси ей эти волшебные семена подсолнуха. А она поможет тебе найти Мышонка Ми.»

Комментарии автора:

В сказках часто используется приём «совет мудреца» - когда герой получает совет весьма уважаемого персонажа, и следует ему. Это одна из стратегий обучающей ситуации. Другими стратегиями могут быть: решение проблемы с помощью силы или хитрости, использование волшебных предметов и тд.

6. Зайчик Ми обрадовался и поблагодарил Филина. Но тут его друг, Лисенок Жу сказал: «Зайчонок, если еще и ты потеряешься, твоя мама будет очень расстроена!». И Зайчик Ми попросил своих друзей, Медвежонка и Лисенка, предупредить маму-зайчиху, рассказать, что ее сын пошел выручать друга. Они убежали, а он отправился собирать волшебные семечки – очень хотел Зайчик Ми помочь Мышонку вернуться домой – не зря Филин назвал Зайчонка самым смелым.

Комментарий автора:

Здесь введено легкое препятствие – друг Зайчика не захотел ему помогать и проявил опасение, которое могло бы затормозить новое способ реагирования, но оно преодолено подкреплением новых качеств у героя.

 7. Пошел Зайчонок по тропинке и увидел,  маленького Бельчонка, на которого упала тяжелая ветка. Бельчонок не мог выбраться из-под нее самостоятельно. Поднял Зайчик Ми ветку и помог Бельчонку освободиться. Тот был рад своему спасению, и спросил Зайчика Ми, куда тот идет. Зайчик говорит: «Я иду собирать  волшебные семечки для Феи дневных снов, чтобы она показала мне днем во сне, как найти моего друга Мышонка Мима и вернуть его домой.»
 Тогда Бельчонок ответил: «Зайчик Ми, ты идешь длинной дорогой, а я знаю короткий путь, я тебя провожу!»  И вместе они быстро добрались до поля. Бельчонок помог Зайчику собрать много семечек подсолнуха, и они пошли искать дом Феи дневных снов.

 Вдруг они услышали писк, и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Бельчонок вместе с Зайчиком Ми вернули его домой. Прилетела мама-птичка. Она была очень рада, что птенчик был опять в гнездышке, и предложила свою помощь  Зайчику Ми. Она спросила, что Зайчик Ми ищет. Зайчик говорит: «Я хочу найти своего друга Мышонка Мима. Только Фея дневных снов мне может помочь. Она покажет мне днем во сне, как найти друга Мышонка Мима и вернуть его домой. Но я не знаю, где живет Фея дневных снов.».
 Птичка радостно согласилась помочь Зайчику. Попрощался Зайчонок Ми с Бельчонком и побежал, а птичка указывала ему дорогу. Они быстро добрались до дома Феи.

Комментарии автора:

Эту часть сказки  (7) можно не рассказывать  детям в возрасте до 3,5 лет, которым трудно следить за слишком большим количеством героев и событий. В целом, здесь продолжается обучающая ситуация – у главного героя появляется возможность проявить новые качества, в результате чего -  обрести новых помощников и с их помощью преодолеть препятствия.

8. Зайчик Ми  постучался, Фея дневных снов открыла дверь, очень удивилась, увидев Зайчонка и  спросила его: «Дорогой Зайчик Ми, ты так давно перестал со мной дружить, так как не спишь днем. Зачем же ты пришел?»
Фее дневных снов было очень обидно, что зайчик перестал спать днем. Фея его очень любила и всегда старалась посылать ему красивые и интересные сны, чтобы он рос здоровым и умным зайчиком.

Зайчик Ми рассказал Фее, что теперь он жалеет, что перестал спасть днем, и подарил ей целый мешок семечек подсолнуха. Фея очень обрадовалась, ведь из этих волшебных семечек она сможет сделать  волшебное масло, с помощью которого можно приготовить самые красивые и добрые сны для жителей леса, которые спят днем. Конечно, все обиды Феи на Зайчика Ми тут же прошли. И Зайчик Ми тогда попросил у Феи дневных снов помощи: «Фея, покажи, пожалуйста, как найти моего друга Мышонка Мима и вернуть его домой!».
 И так как это была середина дня, Зайчик Ми прилег на мягкой кроватке в домике Феи, и сразу заснул. Во сне он увидел, как Мышонок Мима играл с красивой бабочкой, увлекся и зашел в незнакомый лес. Там он заблудился и теперь сидит под корнем большого дерева и плачет, потому что не знает, как добраться домой.  Фея дневных снов показала Зайчику кратчайшую дорогу к Мышонку, и только после этого разбудила его.  Зайчик Ми проснулся, поблагодарил Фею, умылся и побежал искать Мышонка Мима.

Комментарии автора:

Здесь мы помогаем герою (и слушателю) осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед, что даст ему чувство уверенности, что он делает все правильно -  так как получает положительную обратную связь. Герой понимает, что справился со всеми сложностями и стал другим.

9. С подсказкой Феи дневных снов Зайчик Ми быстро нашел Мышонка Мима. Мышонок очень обрадовался, так как уже был голоден, и боялся, что больше никогда не увидит маму с папой и друзей. Они вместе с Зайчиком побежали домой к Мышонку. Вся семья мышек обрадовались, что Мышонок Мима вернулся домой. А мама мышонка Мима сказала: «Зайчик Ми, ты такой смелый, ты спас нашего Мышонка, и теперь мы будем тебя защищать. Если вдруг ты услышишь, что ночью кто-то скребется, то ты не бойся, это мы – мышки, пришли, чтобы защищать твой покой, пока ты спишь. Просто знай, что если услышишь, как скребутся мыши - то это мы охраняем твой сон.»

И Зайчик Ми тоже обрадовался этому. И все стали танцевать и веселиться. А на следующий день мама и папа Зайчика Ми очень удивились, когда увидели, что Зайчик Ми ложится днем спать. Они спросили, что случилось, почему теперь Зайчик Ми спит днем. А Зайчик Ми им отвечал: «Я теперь знаю, что во сне днем ко всем приходит Фея дневных снов, она очень добрая и помогает всем быть смелыми, хорошими, и узнавать много нового. Я очень хочу быть добрым, смелым Зайчиком Ми, поэтому теперь я буду спать днем, чтобы видеть прекрасные  сны!»

Комментарии автора:

В этой части сказки вводится новое знание, которое поможет преодолеть страх и создаётся позитивный финал. Это может быть торжество, на котором окружающие радуются и поддерживают особые заслуги героя. Перед ним открываются новые возможности -  благодаря победе над собой.

Сказку лучше читать или рассказывать в непринужденной обстановке, совершенно не обязательно делать это перед сном. Для детей постарше можно придумать вопросы, которые можно задать малышу после прочтения сказки – для лучшего усвоения.

Например:

  • О чем по-твоему эта сказка?
  • Почему герой поступает именно так?
  • Как герой решил проблему?
  • Чем тебе понравится герой? 

Сочинять сказки очень просто. Я надеюсь, что моя статья вам поможет обучиться этому сказочному мастерству.



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу опять скакать, как зайчик
  • Солнечный Зайчик Любви
  • Солнечный зайчик: базовый механизм саморегуляции
  • Следующие отношения. Мой милый зайчик, для кого-то бывший козел!
  • Хроники снов. Возможности и толкование снов в работе с клиентом
  • Авторская терапевтическая сказка для мальчика 3-х лет, который не хотел спать днем
  • Как разгадать смысл снов? Толкование снов в гештальт-подходе.
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Очень простые ответы на очень сложные вопросы
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Мамой быть здорово! С Днем Матери!
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Деньги из ниоткуда. Как «найти» деньги, когда они очень нужны
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Кто или что мешает человеку жить сегодняшним днем, здесь и сейчас?
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Образы из наших снов - анализ и помощь в интерпретации.
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Оставайтесь с мужчиной, который скучает и вспоминает о вас днем, а не только ночью
  • День за днем
  • Три способа избавить ребенка от страшных снов
  • Герои моих снов - кто они?
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь