|
Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузовАвтор статьи: Анна Вышинская
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Вышинская Анна Викторовна Аннотация: в статье рассмотрены основные положения программы для подготовки студентов педагогических специальностей, ориентированных на формирование собственной девиантологической компетентности. Определены и освещены: цель, задачи, основные механизмы реализации программы. Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантологическая компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная подготовленность.
Вузовская среда является основой для ориентировки будущих специалистов в профессиональной деятельности и подготовки к действиям в нестандартных ситуациях. Формирование девиантологической компетентности лучшим образом будет проходить в образовательной среде вуза. В нашем исследовании [1] были установлены показатели готовности будущих учителей к формированию девиантологической компетентности и приведены результаты анализа стрессоустойчивости как одного из компонентов формирования девиантологической компетентности. Результаты диагностической части исследования показали, что студенты являются недостаточно компетентными в вопросах отклоняющегося поведения. Больше половины испытуемых не смогли дать определения понятиям и ответить на вопросы анкеты. Другая часть респондентов, несмотря на ответы, недостаточно хорошо понимает сущность представленных понятий. Несмотря на это, созидательная активность, связанная с пониманием значимости своих профессиональных возможностей, готовность сотрудничать с другими специалистами и стремление освоить знания в вопросах отклоняющегося поведения, дает нам основания для работы в направлении формирования девиантологической компетентности будущих учителей. Данные результаты убедили нас в необходимости разработки эффективной программы, направленной на формирование девиантологической компетентности у студентов педагогических специальностей. Эту задачу предполагается решить в процессе подготовки студентов в системе непрерывного профессионального образования с использованием дополнительных теоретических и практических семинаров под руководством тьюторов, а также в рамках личностно-профессионального саморазвития. Цель программы: подготовка студентов педагогических специальностей к формированию собственной девиантологической компетентности. Задачи программы:
Предполагается, что программа будет осуществляться в 3 этапа. Подготовительный этап включает: разработку плана мероприятий; подготовку методического материла на основе изученной девиантологической литературы; отбор тьюторской группы; обсуждение и утверждение программы научным сообществом; отбор механизмов реализации программы. Этап реализации отвечает за осуществление основных мероприятий программы: проведения теоретических занятий, семинаров и тренингов для студентов; практическая реализация студентами полученных знаний. Итоговый этап: анализ качественных и количественных изменений, произошедших с участниками программы путем теста; подведение итогов. Тематический план программы освещает два раздела: теоретический и практический. Теоретическая часть отвечает за познавательную составляющую, включающую в себя накопленные знания и умения в вопросах отклоняющегося поведения детей и подростков, постановку и решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. В программу включены следующие темы: критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»; классификация видов отклоняющегося поведения; детерминация и механизмы отклоняющегося поведения; психолого-педагогическое воздействие на отклоняющееся поведение личности; превенция и методы помощи. Освещаются вопросы личностной трансформации в процессе профессиональной деятельности, признаки профессиональных деструкций и возможные пути профессиональной реабилитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций. Практическая часть программы отвечает за реализацию полученных знаний в деятельности. Эффективность реализации таких знаний, умений и дальнейшее их развитие в будущем зависит от правильно организованной практической деятельности студента. В процессе обучения студенты имеют возможность проходить практику в школе, детских центрах, летних лагерях, принимать участие в реализации грантов. Например, студенты активно участвуют в проекте «Как шагнешь, так и дальше пойдешь!» образовательного центра «Селена» г. Краснодара [2]. Данный проект реализуется с помощью государственной поддержки и направлен на оказание психолого-педагогических услуг детям, подросткам и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Будущему специалисту предоставляется возможность поработать совместно с квалифицированными специалистами в данной области и применить свои навыки на практической деятельности с ориентацией на жизненные проблемы реальных людей. Студенты не только овладеют техниками поддержки, которые помогут в решении профессиональных задач, но и пройдут курсы повышения квалификации, что, несомненно, повысит девиантологическую компетентность студентов педагогических специальностей. В планируемых результатах мы ориентированы на формирование компетентности будущих специалистов в области девиантного поведения личности, которые позволят понять школьника с отклоняющимся поведением, принять его таким, какой он есть, увидеть внешние проявления трудновоспитуемости, найти причины данного отклонения и помочь ему. Критериями освоения программы являются следующие профессиональные компетенции: - понимание содержания и характера поведенческих девиаций; - знание современных научных подходов, психологических характеристик основных видов отклоняющегося поведения и механизмов, запускающих и поддерживающих девиантность; - овладение способами анализирования нестандартных профессиональных ситуаций; - овладение техниками психолого-педагогической поддержки и помощи лицам с отклоняющимся поведением; - умение переносить полученные знания в условия своей профессиональной деятельности; - оперирование знаниями в практической ситуации по предупреждению и преодолению поведенческих нарушений; - умение быстро и уверенно реагировать на различные негативные изменения и сложности в процессе профессиональной деятельности и принимать соответствующие меры; - развитие навыков самопомощи и самоанализа по предотвращению личностной трансформации в ходе профессиональной деятельности; - осознание значимости своих профессиональных возможностей и своего влияния на обучающихся, при оказании психолого-педагогической помощи. Оценка эффективности реализации теоретической части программы (получение дополнительных знаний), проводимая в виде теста, позволяет качественно и объективно оценить полученные знания. Реализовывать теоретический блок и осуществлять контроль будут специально отобранные тьюторы из числа студентов старших курсов. Главной причиной использования в программе наставников стало позиционное равенство – студенты видят в тьюторе не преподавателя, а старшего товарища, что создает благоприятную среду для осознанного профессионального саморазвития. Определены следующие требования к тьюторам: студенты старших курсов по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», обладающие базовыми знаниями по девиантологическим дисциплинам; информированностью о структуре и содержании программы. Требования к личности тьютора: созидательная активность; коммуникативные навыки. Совместная деятельность студентов и тьюторов образует двусторонний процесс: пока одни повышают уровень своих знаний, другие совершенствую свою профессиональную подготовку. Результаты освоения практической части программы будут подтверждены сертификатом о повышении квалификации в рамках описанного выше проекта. Таким образом, данная программа направлена на подготовку студентов педагогических специальностей к формированию собственной девиантологической компетентности Библиографический список
PROGRAM OF FORMATION DEVIANTOLOGICHESKOY COMPETENCE OF STUDENTS TEACHING SPECIALTIES
Vyshinskaya Anna V.
Abstract: The article describes the main provisions of the program for the training of students of pedagogical specialties, focused on the formation of their own deviantologicheskoy competence. Identified and highlighted: the purpose, objectives, basic mechanisms of implementation of the program.
Keywords: deviant behavior, deviantologicheskaya competence, professional competence and professional skills.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|