Эмоциональный интеллект как основа профессиональной компетентности сотрудника УИС

 Введению термина «эмоциональный интеллект» в научную парадигму предшествовало постепенное изменение точки зрения на соотношение эмоциональных и познавательных процессов в его структуре. В последние годы одним из широко рассматриваемых понятий стал эмоциональный интеллект, который представляет собой способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоциональные знания и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для успешных воздействий на внешнюю среду, а их развитие способствует личностному, а также профессиональному росту личности [1].

По мнению Д. Гоулмена, эмоциональный интеллект можно определить, «как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оставаться в спокойствии и оптимистично оценивать сложную ситуацию». Высокий эмоциональный коэффициент обеспечивается двумя основополагающими качествами: самоконтролем и способностью «читать» чувства других людей.

В.И. Белослудцев и А.В. Пищелко подчеркивают, что сотрудникам УИС систематически приходится выдерживать и преодолевать высокие физические и эмоциональные нагрузки, устранять эмоциональные проявления, негативно воздействующие на эффективность деятельности, применяя волевые усилия, действовать в условиях межличностного противоборства.

Значимость высокого уровня эмоционального интеллекта у сотрудников обусловлено тем, что в условиях продолжительной экстремальной ситуации обостряется состояние тревожного напряжения, потребность в безопасности и поддержке, удовлетворить эту потребность помогает обладание навыками и методами саморегуляции. Автор выделил несколько компонентов эмоционального интеллекта, необходимых для действий сотрудников в экстремальных ситуациях:

1) умение подбирать слова, строить высказывания, придавать им нужную интонацию;

2) способность владеть своим лицом, выражением глаз, позой, движениями при общении;

3) умение взаимодействовать с людьми, эмоционально заряженными, агрессивными, угрожающими местью, совершением суицида, имеющими психические расстройства [2].

Таким образом, анализ литературы позволяет выделить следующие особенности эмоционального интеллекта сотрудников УИС:

- данный феномен предполагает наличие компетенций в различных областях психологии (пенитенциарной, трудовой, экстремальной, общей психологии);

- высокая значимость данного феномена для эффективной служебной деятельности;

- специфические условия службы в УИС могут способствовать снижению ряда показателей эмоционального интеллекта.

 

  1. Царенкова М.М. Исследование эмоционального интеллекта у студентов психологов /М.М. Царенкова [Электронный ресурс] // Сборник научных статей X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23.11.2011 г.) // URL: www.sibac.info (дата обращения: 2003.2016).
  2. Белослудцев В.И., Пищелко А.В. Психолого-педагогические проблемы укрепления законности в деятельности органов, исполняющих наказания: учебное пособие / В.И. Белослудцев, А.В. Пищелко. – Домодедово: Изд-во РИПК МВД России, 1996. – 86 с.


Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью
  • Исследование эмоционального интеллекта у беременных с признаками депрессии
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей: 5 основных законов EQ
  • Развитие эмоционального интеллекта путем тренингового воз-действия.
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Развитие эмоционального интеллекта в детской студии Школа фей и волшебников
  • О значении эмоционального интеллекта
  • 10 этажей эмоционального интеллекта
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Польза эмоционального интеллекта для руководства
  • 10 этажей эмоционального интеллекта, часть 2ая. Основная.
  • Важность эмоционального интеллекта в жизни человека
  • Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей
  • Влияние эмоционального интеллекта на пищевое поведение и набор лишнего веса.
  • Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости
  • Эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональный потенциал
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Как развивать эмоциональный интеллект - осознание собственных эмоций
  • Эмоциональный интеллект. Всего 4 шага выражения эмоций
  • Эмоциональный интеллект в России
  • Эмоциональный интеллект- основа социального благополучия
  • Эмоциональный интеллект: значение и развитие
  • Эмоциональный интеллект. Международная практика развития ЭИ
  • Эмоциональный интеллект: 3 ключа к умению находить общий язык с людьми
  • Развиваем эмоциональный интеллект. Процесс персонального развития - Реальное и Идеальное «Я»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь