|
Эмоциональный интеллект как основа профессиональной компетентности сотрудника УИСАвтор статьи: Романовская Алина Михайловна
Введению термина «эмоциональный интеллект» в научную парадигму предшествовало постепенное изменение точки зрения на соотношение эмоциональных и познавательных процессов в его структуре. В последние годы одним из широко рассматриваемых понятий стал эмоциональный интеллект, который представляет собой способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоциональные знания и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для успешных воздействий на внешнюю среду, а их развитие способствует личностному, а также профессиональному росту личности [1]. По мнению Д. Гоулмена, эмоциональный интеллект можно определить, «как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оставаться в спокойствии и оптимистично оценивать сложную ситуацию». Высокий эмоциональный коэффициент обеспечивается двумя основополагающими качествами: самоконтролем и способностью «читать» чувства других людей. В.И. Белослудцев и А.В. Пищелко подчеркивают, что сотрудникам УИС систематически приходится выдерживать и преодолевать высокие физические и эмоциональные нагрузки, устранять эмоциональные проявления, негативно воздействующие на эффективность деятельности, применяя волевые усилия, действовать в условиях межличностного противоборства. Значимость высокого уровня эмоционального интеллекта у сотрудников обусловлено тем, что в условиях продолжительной экстремальной ситуации обостряется состояние тревожного напряжения, потребность в безопасности и поддержке, удовлетворить эту потребность помогает обладание навыками и методами саморегуляции. Автор выделил несколько компонентов эмоционального интеллекта, необходимых для действий сотрудников в экстремальных ситуациях: 1) умение подбирать слова, строить высказывания, придавать им нужную интонацию; 2) способность владеть своим лицом, выражением глаз, позой, движениями при общении; 3) умение взаимодействовать с людьми, эмоционально заряженными, агрессивными, угрожающими местью, совершением суицида, имеющими психические расстройства [2]. Таким образом, анализ литературы позволяет выделить следующие особенности эмоционального интеллекта сотрудников УИС: - данный феномен предполагает наличие компетенций в различных областях психологии (пенитенциарной, трудовой, экстремальной, общей психологии); - высокая значимость данного феномена для эффективной служебной деятельности; - специфические условия службы в УИС могут способствовать снижению ряда показателей эмоционального интеллекта.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|