Эмоциональный интеллект- основа социального благополучия

 

Эмоциональный интеллект.

Последние несколько лет тема эмоционального интеллекта стала необычайно популярной. То, о чем десять лет назад почти никто не слышал и не задумывался стало всячески обсуждаться в популярных журналах и под разными «соусами» подаваться в профессиональных тренингах и тренингах личностного роста. В качестве одной из основных проблем неуспешности человека в карьере ,да и просто в социальном взаимодействии стали указывать недостаточную развитость эмоционального интеллекта. Оказалось, что человек с хорошо или даже высоко развитым интеллектом совсем необязательно будет успешен в жизни и даже наоборот, часто оказывается плохо социализирован, не понят и не оценен.

Давайте разберемся что же такое «эмоциональный интеллект»

Википедия говорит, что это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Еще употребляют термин «социальный интеллект», т. к. данный интеллект направлен на решение задач общения с социумом.

Не нужно недооценивать эти задачи: человек как существо социальное развивается и растет, исключительно общаясь и взаимодействуя с социумом. Широко известны и исследованы последствия для развития ребенка  отсутствия этого взаимодействия, например Синдром госпитализма — синдром патологии детского психического и личностного развития — результат раннего отделения младенца от матери. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания.

Хорошая новость заключается в том , что эмоциональный интеллект относится к «гибким навыкам», т е к деятельности, сформированной путём повторения и доведения до автоматизма, а это значит этому можно научиться. Такие надпрофессиональные навыки отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.

 Плохая новость заключается в том, что умение распознавать эмоции и чувства, называть их ,а потом понимать свои истинные желания и желания других людей формируется в детстве, а ребенку, как правило, «объясняют» какие эмоции и чувства нужно и допустимо испытывать в данном обществе или семье . Осознавать эмоции ребенок начинает под влиянием воспитателей и окружения.  Родители учат ребенка разделять чувства и действие, разрешая первое и запрещая второе. (Чувства разрешены, действия запрещены). Ребенок учиться осознавать чувства, выражать их посредством мимики и жестов, совершать определенные действия, в соответствии с переживаемыми эмоциями, реальные (аутентичные) чувства подавляются ребенком в процессе развития, т. к. они не относятся к категории допустимых (разрешенных) чувств или ощущений. В раннем детстве действие и экспрессия в выражении чувств происходит раньше, чем осознание. Отсюда возникают разные «асоциальные», «нехорошие» по мнению взрослых, поступки (маленький ребенок может треснуть другого ребенка, закричать слишком громко, запеть в голос, когда все спят и т д)

Родители будут «обучать» ребенка какие чувства приемлемые, а какие нет разными способами:

  1. Через коммуникацию.

Если родитель сам не осознает свои чувства, он не может правильно объяснить ребенку, что означают его чувства.

Например ребенок скандалит, капризничает в метро оттого, что ему жарко (он сердится, т к  слишком тепло одет), а мама говорит ему «ты просто устал» или «ты голоден» и, при определенной частоте подобных повторений  ребенок ,а затем и взрослый человек начинает любое раздражение или напряжение объяснять усталостью или голодом, вытесняя истинную причину своего напряжения или раздражения и начиная «заедать» свои проблемы. Многие люди путают в дальнейшем «сердиться» и «устал»

Ребенок плачет, т к ему больно, а ему говорят «настоящие мужчины не плачут», ребенок шумит, кричит от радости, ему говорят, что «орут только сумасшедшие», навешивая таким образом атрибут на определенные эмоции и заменяя их, например, чувством стыда.

Родители, не зная, не понимая, страшась своих чувств выдумывают истории для ребенка: например, в семье кто-то умер, ребенку рассказывают, что этот человек заснул- вывод ребенка: «не надо спать, а то не проснусь»

В итоге получается, как в моем любимом анекдоте: «Мама зовет сына, играющего во дворе домой, а он спрашивает: «мама, я замерз или проголодался?»

2.Через модель поведения.

Ребенок наблюдает за поведением взрослых и тем, что они говорят, за что хвалят или ругают. Например мама, поругавшись с папой может обратиться за помощью к ребенку: «иди скажи папе, чтобы он не кричал/не пил/ночевал дома». Для ребенка это сигнал: мама слабая, она не может решить свои проблемы, ты должен их решать. Он еще маленький, он не понимает, почему они ругаются, он только чувствует, что большие и сильные родительские фигуры не такие всемогущие, как ему казалось и они не могут его защитить. Он «берет на себя» непосильный груз ответственности за происходящее в семье и испытывает затем чувство вины если в семье скандал, развод и т д (он не смог это решить)

Родители приглашают гостей в дом, а затем, когда гости ушли, жалуются, что потратили время, обсуждают и осуждают гостей. Ребенок уже не понимает: гости — это плохо? хорошо? Как надо себя вести с ними, чтобы родители были довольны? А к нему самому как относятся?

 

  • Через сенсорное взаимодействие
  • Когда ребенок начинает пытаться понять себя для него важны ощущения-эмоции и чувства, важно не ограничивать сенсорные воздействия и создавать определенную среду, в которой ребенок может почувствовать «палитру» чувств: Мягкое, теплое- приятно, комфортно; холодное, жесткое, острое-неприятно, дискомфортно. Радость, удовольствие, восторг, грусть, гнев, страх и т д Родители же всеми силами стараются оградить ребенка: «не лезь ударишься», «не трогай плохо будет», «туда не ходи», «сиди спокойно»

    Неаутентичные эмоции, закрепляемые в детстве (выученные чувства) переживаются человеком и, в дальнейшем, проявляются особенно в стрессовых ситуациях не способствуя не только решению, но и пониманию проблемы.

    Взрослому человеку важно развивать мыслительный процесс, чтобы понимать свои чувства, анализировать их, уметь «работать» с ними, иначе чувства без осознания превращаются в действия (и мы говорим о странных асоциальных поступках, правонарушениях). Например, одного автолюбителя «подрезал» на светофоре другой и первый берет биту и начинает крушить машину «обидчика» (долго подавляемый и вытесняемый гнев). Такая реакция по общим представлениям совсем не соответствует степени «обиды».

    Неумение управлять эмоциями приводит к неэффективным коммуникациям, что мы и наблюдаем сплошь и рядом, когда люди не могут понять друг друга, договориться, да и вообще, по оценкам друг друга ведут себя «неадекватно».

    Вербализация эмоций необходима для того, чтобы ими управлять, если эмоции не вербализуются, то нет процесса мышления между чувствами и действиями, они «отыгрываются» через деструктивные поведения: Acting out (отыгрывание во вне)- то самое агрессивное поведение и всякого рода неадекватные реакции и acting in (отыгрывание во внутрь), последнее связано с направлением эмоций на самого себя. Например: аутоагрессия. Эмоции также тесно связаны телесными (соматическими) реакциями, поэтому мы так часто говорим о психосоматике, когда невыраженные и/или неосознанные чувства дают о себе знать через реакции тела (болезни).

    Очень важно с детства учить ребенка осознавать свои истинные эмоции, учиться называть их и правильно их направлять, действуя конструктивно. В дальнейшем ребенок научится также правильно распознавать и анализировать чувства и поступки других людей. Взрослым можно развивать эти гибкие навыки, которые являются важным фактором успеха.

    Шаги к эмоциональной грамотности:

    1. Контракты на сотрудничество (отсутствуют обесценивания, силовые игры, спасительство и преследование.)
    2. Открытие сердца: узнать готов ли человек услышать то, что вы хотите сказать, не «додумывать» за него. Контролировать   негатив в своей голове, стараться выделять позитивное в действиях другого и хвалить его за это
    3. Построить карту эмоций своего состояния и другого человека.
    4. Утверждения действия- чувства: когда ты делаешь Х, я чувствую У и думаю Z.
    5. Появление наших интуитивных догадок
    6. Принятие  ответственности за ошибки.
    7. Просить о прощении, давать или отказывать.


    Просмотров: 394
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Что такое эмоции, чувства и состояние? В чем их магическая сила?
  • Эмоции и чувства – это вредный побочный жизненный продукт! Или нет?..
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Чувства и эмоции ребенка
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Эмоции и чувства: как нам понять друг друга
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Насколько я принимаю свои эмоции и чувства?
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Менять надо настроение, а не эмоции или чувства
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Эмоции и чувства. Как контролировать эмоции
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • О чем могут сказать наши чувства и эмоции?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь