|
Эмоциональный интеллект- основа социального благополучияАвтор статьи: Шотт Екатерина Геннадьевна
Эмоциональный интеллект. Последние несколько лет тема эмоционального интеллекта стала необычайно популярной. То, о чем десять лет назад почти никто не слышал и не задумывался стало всячески обсуждаться в популярных журналах и под разными «соусами» подаваться в профессиональных тренингах и тренингах личностного роста. В качестве одной из основных проблем неуспешности человека в карьере ,да и просто в социальном взаимодействии стали указывать недостаточную развитость эмоционального интеллекта. Оказалось, что человек с хорошо или даже высоко развитым интеллектом совсем необязательно будет успешен в жизни и даже наоборот, часто оказывается плохо социализирован, не понят и не оценен. Давайте разберемся что же такое «эмоциональный интеллект» Википедия говорит, что это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Еще употребляют термин «социальный интеллект», т. к. данный интеллект направлен на решение задач общения с социумом. Не нужно недооценивать эти задачи: человек как существо социальное развивается и растет, исключительно общаясь и взаимодействуя с социумом. Широко известны и исследованы последствия для развития ребенка отсутствия этого взаимодействия, например Синдром госпитализма — синдром патологии детского психического и личностного развития — результат раннего отделения младенца от матери. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания. Хорошая новость заключается в том , что эмоциональный интеллект относится к «гибким навыкам», т е к деятельности, сформированной путём повторения и доведения до автоматизма, а это значит этому можно научиться. Такие надпрофессиональные навыки отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Плохая новость заключается в том, что умение распознавать эмоции и чувства, называть их ,а потом понимать свои истинные желания и желания других людей формируется в детстве, а ребенку, как правило, «объясняют» какие эмоции и чувства нужно и допустимо испытывать в данном обществе или семье . Осознавать эмоции ребенок начинает под влиянием воспитателей и окружения. Родители учат ребенка разделять чувства и действие, разрешая первое и запрещая второе. (Чувства разрешены, действия запрещены). Ребенок учиться осознавать чувства, выражать их посредством мимики и жестов, совершать определенные действия, в соответствии с переживаемыми эмоциями, реальные (аутентичные) чувства подавляются ребенком в процессе развития, т. к. они не относятся к категории допустимых (разрешенных) чувств или ощущений. В раннем детстве действие и экспрессия в выражении чувств происходит раньше, чем осознание. Отсюда возникают разные «асоциальные», «нехорошие» по мнению взрослых, поступки (маленький ребенок может треснуть другого ребенка, закричать слишком громко, запеть в голос, когда все спят и т д) Родители будут «обучать» ребенка какие чувства приемлемые, а какие нет разными способами:
Если родитель сам не осознает свои чувства, он не может правильно объяснить ребенку, что означают его чувства. Например ребенок скандалит, капризничает в метро оттого, что ему жарко (он сердится, т к слишком тепло одет), а мама говорит ему «ты просто устал» или «ты голоден» и, при определенной частоте подобных повторений ребенок ,а затем и взрослый человек начинает любое раздражение или напряжение объяснять усталостью или голодом, вытесняя истинную причину своего напряжения или раздражения и начиная «заедать» свои проблемы. Многие люди путают в дальнейшем «сердиться» и «устал» Ребенок плачет, т к ему больно, а ему говорят «настоящие мужчины не плачут», ребенок шумит, кричит от радости, ему говорят, что «орут только сумасшедшие», навешивая таким образом атрибут на определенные эмоции и заменяя их, например, чувством стыда. Родители, не зная, не понимая, страшась своих чувств выдумывают истории для ребенка: например, в семье кто-то умер, ребенку рассказывают, что этот человек заснул- вывод ребенка: «не надо спать, а то не проснусь» В итоге получается, как в моем любимом анекдоте: «Мама зовет сына, играющего во дворе домой, а он спрашивает: «мама, я замерз или проголодался?» 2.Через модель поведения. Ребенок наблюдает за поведением взрослых и тем, что они говорят, за что хвалят или ругают. Например мама, поругавшись с папой может обратиться за помощью к ребенку: «иди скажи папе, чтобы он не кричал/не пил/ночевал дома». Для ребенка это сигнал: мама слабая, она не может решить свои проблемы, ты должен их решать. Он еще маленький, он не понимает, почему они ругаются, он только чувствует, что большие и сильные родительские фигуры не такие всемогущие, как ему казалось и они не могут его защитить. Он «берет на себя» непосильный груз ответственности за происходящее в семье и испытывает затем чувство вины если в семье скандал, развод и т д (он не смог это решить) Родители приглашают гостей в дом, а затем, когда гости ушли, жалуются, что потратили время, обсуждают и осуждают гостей. Ребенок уже не понимает: гости — это плохо? хорошо? Как надо себя вести с ними, чтобы родители были довольны? А к нему самому как относятся?
Когда ребенок начинает пытаться понять себя для него важны ощущения-эмоции и чувства, важно не ограничивать сенсорные воздействия и создавать определенную среду, в которой ребенок может почувствовать «палитру» чувств: Мягкое, теплое- приятно, комфортно; холодное, жесткое, острое-неприятно, дискомфортно. Радость, удовольствие, восторг, грусть, гнев, страх и т д Родители же всеми силами стараются оградить ребенка: «не лезь ударишься», «не трогай плохо будет», «туда не ходи», «сиди спокойно» Неаутентичные эмоции, закрепляемые в детстве (выученные чувства) переживаются человеком и, в дальнейшем, проявляются особенно в стрессовых ситуациях не способствуя не только решению, но и пониманию проблемы. Взрослому человеку важно развивать мыслительный процесс, чтобы понимать свои чувства, анализировать их, уметь «работать» с ними, иначе чувства без осознания превращаются в действия (и мы говорим о странных асоциальных поступках, правонарушениях). Например, одного автолюбителя «подрезал» на светофоре другой и первый берет биту и начинает крушить машину «обидчика» (долго подавляемый и вытесняемый гнев). Такая реакция по общим представлениям совсем не соответствует степени «обиды». Неумение управлять эмоциями приводит к неэффективным коммуникациям, что мы и наблюдаем сплошь и рядом, когда люди не могут понять друг друга, договориться, да и вообще, по оценкам друг друга ведут себя «неадекватно». Вербализация эмоций необходима для того, чтобы ими управлять, если эмоции не вербализуются, то нет процесса мышления между чувствами и действиями, они «отыгрываются» через деструктивные поведения: Acting out (отыгрывание во вне)- то самое агрессивное поведение и всякого рода неадекватные реакции и acting in (отыгрывание во внутрь), последнее связано с направлением эмоций на самого себя. Например: аутоагрессия. Эмоции также тесно связаны телесными (соматическими) реакциями, поэтому мы так часто говорим о психосоматике, когда невыраженные и/или неосознанные чувства дают о себе знать через реакции тела (болезни). Очень важно с детства учить ребенка осознавать свои истинные эмоции, учиться называть их и правильно их направлять, действуя конструктивно. В дальнейшем ребенок научится также правильно распознавать и анализировать чувства и поступки других людей. Взрослым можно развивать эти гибкие навыки, которые являются важным фактором успеха. Шаги к эмоциональной грамотности:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|