|
Эмоции и чувства: как нам понять друг другаАвтор статьи: Татьяна Тэйе
Без эмоций и чувств человек существовать не может. Мы получаем информацию из окружающего мира через органы чувств, а наше сознание вносит в эту информацию смысл, индивидуальный для каждого человека. И соответственно этому смыслу каждый по-своему реагирует: радуется, огорчается, сердится, удивляется... Вот почему даже на одну и ту же ситуацию эмоционально люди откликаются по-разному – у каждого своя точка зрения, «своя правда». Вспомним фильмы Чаплина: кто-то упал – обыватели в кинозале хохочут, а героям на экране вовсе не до смеха. Так и в жизни: кто-то обиделся, а вокруг не понимают – «что это с ним/с ней происходит»? Если бы все были одинаковы, наверное, было бы намного проще, но исчезло бы богатство красок нашего общения. Да и искусство вряд ли могло бы существовать – как его оценить без эмоций? Это невозможно! Мы разные – этим и интересны друг другу. Распознать суть эмоциональных переживаний партнера по общению – значит уловить тонкие движения его души и найти путь к взаимопониманию. Ведь все мы так хотим, чтобы нас понимали! Хотим, но зачастую скрываем это желание, потому что боимся: вдруг нашу открытость воспримут неправильно. А потом сами же удивляемся, почему понимания нет? Значит, надо учиться владеть языком эмоций так, чтобы быть понятыми и понимать других. Очевидно, что речь – основной инструмент, который используют люди при общении. Но есть то, что объединяет людей на самом первичном уровне – это тело. До Слова есть Тело. Когда мы читаем литературный текст, красочные образы метафор помогают нам глубже понять смысл написанного. Так же и наше тело своей пластикой может визуализировать внутреннее состояния человека. Овладевая сначала инстинктивно, а затем и сознательно специфическим языком тела, человек приобретает мощное средство для взаимопонимания с другими людьми. Чувствовать (то есть проживать) эмоции и выражать их – суть разные понятия. Выражать эмоции – значит делать их доступными для понимания другими людьми. Однако, общеизвестно, что люди на протяжении всей своей жизни подвержены влиянию существующих в обществе установок, стереотипов, ограничений, и подавляют выражение своих подлинных эмоций и чувств. Кому не приходилось слышать: «так не принято», «держи себя в руках», «что-то ты слишком развеселился»… этот список можно продолжать бесконечно. Проявление эмоций зачастую считается «слабостью», «невоспитанностью», демонстрацией низменных инстинктов и страстей. Но постоянное подавление эмоций очень вредно, потому что ведет к внутренним личностным конфликтам, депрессии или агрессии, а также к психосоматике – дискомфортным ощущениям в теле (например, блуждающим болям в спине) и отклонениям в нормальной работе органов и систем (скачкам давления, сбоям в работе желудочно-кишечного тракта и т.д.), ведущим к болезням. «Проиграть» свои эмоции, а значит, снизить риск негативных психологических и психосоматических последствий своей повседневной сдержанности, можно, используя актерские техники и приемы. Актеры учатся понимать психологические процессы внутри себя и соответственно этому выражать себя, то есть делать эмоции телесно видимыми. Это помогает освоить навыки искреннего и адекватного эмоционального общения, не давая поводов для негативных реакций со стороны других людей. В результате снимаются страхи, зажимы, барьеры, препятствующие проявлению эмоциональной экспрессии. Чтобы понять другого, надо, прежде всего, понять себя. Тогда то, что человек находит в себе, он сможет распознать и в других людях. Для внешнего выражения эмоций человек чаще всего использует лицо, немного руки. А такое сильное средство, как тело, подключает гораздо реже. Но ведь «встречают по одежке» - при первом контакте партнеры по общению инстинктивно воспринимают внешнюю форму, движение, жест, мимику. Почему говорят, что маленькие дети ближе к животным? Потому что дети еще не утратили способность свободно демонстрировать то, что чувствуют! Кстати, одна из основных причин того, почему люди так трепетно относятся к животным, заключается именно в том, что животные искренни и подлинны в выражении своих эмоций. И это не может не находить отклик в сердцах людей. Эмоциональной искренности людям отчаянно не хватает в общении между собой. И животные хотя бы отчасти восполняют этот "вакуум". А вот взрослые люди подавляют в себе естественность, что ведет к непониманию и неверной оценке поведения друг друга. Хотя сами эмоции от возраста, пола, образования и т.п. - не зависят! Страх - он и есть страх. Но малыш, например, боится темноты, а взрослый дядя - потерять работу. Поводы разные, но эмоция ничем не отличается! То есть причина одна и та же - это страх неизвестности: "Кто или что там скрывается в темноте?" или "Как я буду выкручиваться, если завтра работодатель мне укажет на дверь?" Только вот малыш сообщает о своем страхе, а взрослый мужчина все держит в себе. В результате в организме человека копится напряжение, потому что эмоции - это энергия, и она куда-то должна направляться. Если ее не выражать (не использовать), то она "оседает" в теле. Так и образуются "блоки" и "зажимы", которые в конечном итоге ведут к функциональным сбоям и психосоматическим заболеваниям. Как этого избежать? Надо учиться снимать внутренний барьер для естественного эмоционального самовыражения. Для этого, первым делом, следует открывать в себе ребенка, что рекомендуют как различные психологические методики, так и духовные практики. Но прежде стоит «опуститься» еще на одну ступень ближе к природе – открыть в себе инстинктивное животное начало, «влезть в шкуру» своего «тотема» в животном царстве и сотворить его внешность, пластику, эмоциональные реакции. Наверное, приблизительно так же на заре цивилизации примитивные народы интуитивно искали для себя образ животного, помогающего взаимодействовать с миром. Открытие в себе природного животного начала – первый шаг к свободному и естественному эмоциональному самовыражению. Затем надо научиться осознавать и проявлять свои «человеческие» эмоции и чувства на уровне движений тела, а также освоить владение взглядом. С помощью взгляда актеры со сцены входят в контакт с публикой. И в житейском общении люди вступают в первый непосредственный контакт именно взглядом. Взгляды, позы, движения вызывают у партнеров по общению определенные ощущения, которые даже без слов им о чем-то «говорят». Затем, конечно, можно подключать и вербальную составляющую. Но говорить так, чтобы это помогало, а не мешало общению и пониманию, - это тоже требует навыков и тренировки. Попрактиковаться в этом можно, используя элементарные приемы импровизации, доступные практически всем. С помощью импровизации в пространстве сцены можно прожить и продемонстрировать различные эмоции так, чтобы зрители поверили в их подлинность, и смоделировать контакт между людьми так, чтобы максимально приблизиться к реальной жизни, когда человек не знает, в какую ситуацию попадет в следующий момент, с какими партнерами ему предстоит встретиться, как он будет реагировать и действовать. Сцена – удивительный инструмент для психологической работы, где вроде бы «понарошку» сотворяется чудо подлинности «здесь и теперь». В импровизации, как и в жизни, между партнерами устанавливается психологический контакт, происходит поиск критериев для сравнения друг с другом, распределяются роли и соответственно всему этому разворачивается действие. Отличие только в том, что в таких «лабораторных» условиях можно отрабатывать навыки эффективного самовыражения и коммуникации в кругу единомышленников и «без ущерба» для окружающих людей (что порой случается в повседневной жизни). Приобретенные таким образом опыт и умения помогают более комфортно чувствовать себя среди людей и эффективно общаться. И совсем не обязательно становиться для этого профессиональными актерами. Такой опыт и навыки можно с успехом приобрести и в рамках психологических программ личностного роста. Итак, для того, чтобы при общении между людьми возникало понимание, необходимо: 1)понять себя (свою подлинную суть, не пугаться и не закрываться от нее, а, наоборот, распознать свои эмоции и чувства и их телесное соответствие); 2)выразить эмоции и чувства соответственно этому пониманию, а значит передать свое сообщение другому человеку; 3)понять другого – распознать его эмоции и чувства через внешние проявления; 4)принять его сообщение; Вроде все просто. Но на самом деле, это требует тренировки: чувства надо тренировать так же, как и физическое тело. Недаром актеры учатся этому много лет. Помните, как сказал поэт: «Душа обязана трудиться…» Практическая работа по эмоциональному раскрепощению способствует личностному саморазвитию: принятию себя и других, облегчению вступления в контакт, раскрытию творческого потенциала, проявлению скрытых возможностей, освобождению от эмоциональных конфликтов реальной жизни. Человек естественен тогда, когда он свободен. Когда человек свободен, он одновременно творец и хозяин своих эмоций. И тогда эмоции не мешают, а помогают успешно общаться с другими людьми.
Татьяна Тэйе (Тимофеева), психолог
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|