|
Эмоциональный интеллект в РоссииАвтор статьи: Кузьмичев Александр Сергеевич
Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ - Emotional Intelligence или Эмоциональный интеллект) – понятие относительно молодое и достаточно противоречивое. Начать хотя бы с того, что этот тип интеллекта зачастую противопоставляется собственно интеллекту (логическому). Хотя, по сути, является его частью в области распознавания, оценки и использования эмоций и чувств для повышения эффективности своей деятельности (читай – для адаптации человека). Далее, ученые расходятся в оценке того, возможно ли человеку повышать уровень своего эмоционального интеллекта (в противовес базовому интеллекту, который в определенных пределах очень даже хорошо тренируется и развивается). Но при все при этом, уже к 2020 году, именно эмоциональный интеллект прогнозируют в качестве одной из 5 базовых компетенций при трудоустройстве. Но это в далекой от нас Европе. А что мы имеем сейчас в России? А в России ЭИ как компетенция пока используется на весьма ограниченном спектре профессий. Если попытаться составить некий шорт лист профессионального использования навыков EQ, а это: - восприятие эмоций - понимание эмоций - использование эмоций для стимуляции мышления - управление эмоциями То можно получить следующую картину. На первом месте по частоте и качеству использования я бы поставил бизнес как таковой. Но так как бизнесмен - это все-таки не профессия, а винегрет из самых различных профессий, то я бы выделил рекламщиков, пиарщиков, HR-ов (специалистов по персоналу), активных продажников. Тут тебе и навыки мотивации, лидерства, презентации товаров и услуг, стресс-менеджмент, навыки управления конфликтами, делегирования полномочий и еще целый спектр именно практических способностей. На второе место я бы поставил психологов и психотерапевтов. Хотя уж кто-то, а именно психологам бы полагалось быть на первом месте. Но, при всем моем уважении к профессии, контроль качества эмоциональных навыков психологов оставляет желать лучшего. Особенно это касается тех, кто работает по наитию, нежели в рамках какой-либо конкретной практической парадигмы. На третьем месте я бы выставил актеров – вот уж кто обладает высокой способностью образно и кинестетически представлять и воспроизводить эмоциональные состояния. Третье же место обуславливается тем, что за рамками сцены качество эмоционального управления актеров оставляет желать лучшего, ведь, по сути, все их навыки относятся больше к манипулятивным стратегиям, нежели к практическим навыкам, которые надежно внедрены в повседневную жизнь. А дальше…а дальше глазу решительно не за что зацепиться. А вот если составить список со знаком «минус», то тут шорт листом уже не отделаешься. Навскидку: 1. Почта. Существует легенда, что можно встретить добродушного и вежливого сотрудника почты. Но я такого за последние пять лет не встречал ни одного L. 2. Государственные органы в целом. Бюрократия, формализм, дистанцирование…этот перечень можно продолжать очень долго. Правда, во время очередной политической компании чиновничий аппарат резко стремится к народу. Но, в основном, не своими мозгами. 3. Врачи. Можно сколько угодно говорить о профессиональном выгорании, эмоциональной диссоциации как защитном механизме, связанным с постоянным контактом с болью и страданиями пациентов, но факт остается фактом – врачи в своей массе не самые эмпатичные создания на свете. 4. Тюрьмы. Вот уж, где эмоции зашкаливают через край (хотя об этом мало кто обычно задумывается). И тут уж или ты научаешься управлять страхом и агрессией, либо все закончится весьма плачевно. Но, к сожалению, вместо положенной рефлексии над темой содеянного все сводится либо к банальному выживанию, либо к реализации своих амбиций в новой обстановке. 5. Органы правопорядка. Тут учат управлять своей агрессией. Точней - держать ее в узде. Собственно и все. А вот преодолению стрессов, утилизации страхов и эмпатии – это не про данную вселенную. 6. Магазины. Тут будет правильно разделить своей магазин и «магазин того дяди». В последнем случае уровень эмоциональных компетенций напрямую зависит от уровня заработной платы (обычно низкой) и низкой же мотивации на собственное развитие. 7. Все жители России. На дорогах. Нет, у нас, конечно, принято останавливаться и помогать чинить колесо девушке, которая активно голосует на обочине. Могу дать прикурить от своего аккумулятора или взять на буксир. Толкнуть с места. Но в тот же самый момент, когда воцаряется ее величество пробка всему описанному выше благодушие приходит конец. Эта статья лишь первая часть серии, которую я планирую выложить в ближайшее время. И, скорее, носит поверхностный характер. Тем не менее, мне было бы очень приятно от вас услышать ваше мнение по поднятой теме. Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь Вам могут оказаться полезными следующие мои статьи:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|