Сегодня поговорим об эмоциональном интеллекте.
Большое внимание уже с рождения ребенка уделяется умственному интеллекту. Переизбыток информации в соцсетях по поводу того, как его развивать. Я соглашусь с необходимостью развития умственных способностей у ребенка. На этом развитие ребенка не заканчивается.
Согласно исследованиям, выявили, что успех человека в какой-либо деятельности зависит не только от IQ, собственно интеллекта, важное значение имеет эмоциональный интеллект EQ. Можно заметить и в жизни, что успешными людьми становятся не вундеркинды, а люди с развитым эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект помогает достигать поставленных целей, строить прочные отношения с людьми, быть успешными и счастливыми.
Так что же такое эмоциональный интеллект, спросите вы?!
Эмоциональный интеллект – это способность понимать и распознавать эмоции и чувства других людей; умение управлять своими эмоциями.
Понимать свои эмоции – дело не из легких и для взрослых, и тем более для детей. Учитывая, что ребенок в дошкольном возрасте плохо понимает и распознает свое эмоциональное состояние. А так как маленький словарный запас, так еще назвать не может. Для того, чтобы научить своих детей понимать свои эмоции, давайте начнем со взрослых. Не все взрослые могут назвать свои эмоции и чувства.
Попробуйте вспомнить ситуацию, которая вас порадовала или огорчила. Ваш ребенок сделал первые шаги. Вы получили премию. Поссорились с любимым.
Какие ощущения в теле? Ваше состояние? Теперь дайте названия своим чувствам: радость, восторг, гордость или это чувство вины, злость, беспомощность.
Зачем это нужно?
Без умения понимать свои эмоции, трудно контролировать их и управлять ими, т.е. делать дальнейшие шаги в ситуации. Приятно общаться с людьми, которые вас внимательно слушают и слышат, а еще умеют читать между строк, и могут вас поддержать, не задавая вам вопросов.
Как помочь своему ребенку понимать самого себя.
Называйте состояние ребенка и рассказывайте то, что с ним происходит.
Ребенок может испытывать чувства, и не знать их названия. Поэтому помощь малыш может получить у взрослых/родителей.
«Ты сейчас злишься. Я вижу, что ты сжимаешь кулаки, пинаешь/кидаешь вещи, рычишь ,как тигр.»
«Тебе обидно, ты плачешь, п.ч. не получил то, что хотел»
«Тебе сейчас весело. Ты улыбаешься »
Вам знакомо понятие «активное слушание», когда, видя состояние ребенка, озвучиваете его для ребенка.
Нередко родители на консультациях жалуются, что высказывания, «активное слушание» не помогает. Ребенок все равно не слушается. Уважаемые родители, это упражнение, не дает эффекта послушания или манипулирования.
Активное слушание полезно для формирования эмоционального интеллекта. Чтобы ребенок мог понять самого себя и смог учиться управлять своими эмоциями.
Обратите внимание, на какие эмоции вы чаще реагируете. Негативные, т.к. они более яркие. Когда ребенок весел и спокоен, вы не обращаете внимания на положительные эмоции. Ребенку важно слышать о различных проявлениях эмоций в своей жизни, чтобы сложилась полная картина мира.
Проявляйте свои эмоции.
Как ранее писала в своих постах, родители – это пример для подражания. И родителю/взрослому важно быть самим собой. Сохранить «лицо» не удастся надолго. Вы хотите быть идеальным родителем?! Ребенку нужен « нормальный» родитель со своими сильными и слабыми сторонами, принимающий себя.
Поэтому,пример для ребенка должен быть искренний, живой. Мама злиться, печалиться. Ребенок видит, как мама справляется с негативными эмоциями. Если родители скрывают свои негативные эмоции, и запрещают ребенку их испытывать и проявлять, то как же научить ребенка справляться с ними?
Если родитель в гневе крушит квартиру, то ребенка это проявление может напугать или научить этому стилю поведения. Это не есть полезное для ребенка.
Уметь проявлять эмоции уместно ситуации, адекватно. Когда мама ставит руки в боки, заходя в комнату к ребенку, произносит слова: « Я же тебя люблю». Навряд ли ребенок поверит словам, когда поза и интонация говорит о другом чувстве.
Показывая свои эмоции, вы учите ребенка проявлять их и управлять ими.
«Я злюсь, когда меня не слушают»
«Мне обидно слышать эти слова»
«Я восхищаюсь творчеством талантливых людей» и др.
Играть и общаться с детьми.
Игра - естественная среда для детей, где они искренни в своих эмоциональных проявлениях.
- Можно использовать игрушки – животные; пластилин, глину, чтобы в игре была возможность проявлять свои эмоции (рычать, как тигр; бояться ,как мышь; быть смелым рыцарем и др.)
- Игры с картинками эмоций; назвать, показать, т.е выполнить какое-либо задание. Собирать из разрезанных частей эмоции и отгадывать. Ваша фантазия, творчество в помощь!
Поговорить о впечатлениях прошедшего дня. В кругу семьи ребенок может расслабиться, и в доверительной атмосфере рассказывать о пережитом дне.
Читать вместе книги. Через обсуждение сказочных сюжетов, переживаний героев знакомятся с различными ситуациями; пополняют словарный запас, что облегчит обозначение своих эмоций
Осознанного воспитания.