|
Эмоциональный интеллектАвтор статьи: Инна Кравцова
В докладе международной комиссии по образованию 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить, научиться жить вместе, научиться быть». Первое направление реализуется согласно Федеральным образовательным программам, реализация остальных зависит от развития эмоционального интеллекта личности воспитанника, обучающегося. Важнейшей задачей обучения и воспитания подрастающего поколения согласно ФГОС является успешная социализация выпускников образовательных организаций в современном обществе. Но, несмотря на модернизацию образовательных систем, статистика последних лет насыщена примерами детской и подростковой агрессии, случаями суицида, соматическими расстройствами, и заболеваниями, связанными с условиями обучения. Данные психолого-педагогических исследований детей разных регионов России показывают высокий процент эмоционально-волевых задержек развития и психопатических расстройств (более 50%) от общего числа обследуемой группы, причем к данной категории относятся дети из семей с разным интеллектуальным уровнем и социальным благополучием. Это объясняется низкой эмоциональной компетентностью самих родителей и сложными условиями труда, связанными с большим количеством энергозатрат и свободного времени родителей. Очень часто выпускники успешно обучающиеся в образовательных учреждениях разного уровня, не могут успешно трудиться и реализовать свой высокий познавательный интеллект( IQ)в жизни, в то время как обучающиеся среднего уровня познавательного интеллекта (IQ ) успешно двигаются по карьерной лестнице и отличаются высоким уровнем социальной адаптации к разным условиям современного общества. Все это связано с развитием эмоционального интеллекта (EQ) или эмоциональной компетентности. Существует несколько моделей эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, Р. Бар, П. Сэловея, Дж. Майера и др. Единого мнения, определяющего данное понятие не существует, но все авторы однозначно определяют 4 навыка сформированности эмоционального интеллекта: 1. Умение осознавать свои эмоции 2. Умение осознавать эмоции других 3. Умение управлять своими эмоциями 4. Умение управлять эмоциями других Основа EQ – умение оперировать эмоциональной информацией , тем, что получаем и передаем с помощью эмоций - умение выбирать действия, наиболее подходящие к данной ситуации, при этом человек не должен навязывать эмоции, не считаясь с интересами группы, должен использовать свой эмоциональный репертуар осознанно, выбирая тот способ взаимодействия, который в данный момент оказывается наиболее эффективным и безопасным. Например, умение чувствовать радость , когда выступаешь перед аудиторией Умение выражать гнев, даже повышать голос, если это необходимо данной ситуации Умение сохранять оптимизм в трудных ситуациях и т. п. Для успешной социализации в обществе недостаточно высокого показателя IQ и один высокий EQ не является критерием успешной социализации .Если познавательный интеллект высокий, то высокого EQ можно достигнуть легко, развивая его ежедневно. Сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы является период дошкольного детства и начального образования. В это время дети должны познакомиться с основными эмоциями: радость, грусть (печаль), отвращение (презрение), гнев (злость), страх (испуг), удивление, обида. При выборе наиболее эффективных форм : театрализованные игры, сюжетные и ролевые игры (например, «Сам себе режиссер» - озвучивание мультфильма), сказкотерапия, обсуждение поступков и эмоций героев персонифицированных сказок, проигрывание данных эмоций, педагогам и родителям необходимо помнить, что для включения эмоции в эмоциональный репертуар ребенка необходимо использовать систему психогимнастических приемов. Данная последовательность позволяет «перевести эмоции на язык тела». Разминка: предлагается побыть таким как персонаж. (Что он делает, когда злой, грустный и т. п.) 1. Мимическая: поулыбаться как персонаж, посердиться как персонаж т. д. 2. Телесная: посидеть как персонаж, походить как персонаж (особое внимание уделить движениям рук) 3. Голосовая: пошипеть как персонаж, покричать как персонаж, поговорить как персонаж и т. д. 4. Дыхательная: подышать как персонаж 5. Глазная: посмотреть как персонаж. На первых этапах в работе с младшими возрастными группами ДОО, данные приемы целесообразно использовать на основе стихотворных форм А. Барто, К.И. Чуковского и др. детских писателей. В дальнейшем все профилактические и развивающие занятия психологов, внеклассные мероприятия педагогов должны планироваться с учетом формирования 4 навыков эмоциональной компетентности. Каждая эмоция должна быть отреагирована. Если этого не происходит ,то происходит «выстрел в мышцу» и возникает соматическое заболевание или задержка эмоционально-волевого развития, предпосылки для возникновения психопатических расстройств и возникновения зависимых типов поведения. Ребенок должен понимать свои и чужие эмоции и знать способы выражения своих эмоций и отреагирования чужих. Для развития высокого EQ педагогам и родителям необходимо соблюдать ряд важнейших правил: 1. Выслушивать, принимать и подтверждать эмоции ребенка Чувство идентичности, представление о собственном « Я» базируется на осознании себя и своих эмоций. Если никто не слушает ребенка, когда он в слезах, гневен и страхе и не подтверждает, что его эмоции имеют право быть, то в конце концов он перестает осознавать ,что именно чувствует на самом деле. Он или ничего не будет чувствовать в глубине души или застынет в разросшейся эмоции вместо собственной эмоциональной истины. Сопровождение взрослого необходимо, чтобы его не захлестывали эмоции, чтобы он умел направлять свою энергию, научился выражать свои потребности приемлемым способом и знал, что не подвергает себя опасности ,погружаясь в то, что он чувствует. Зачастую дети бурно проявляют свои эмоции. Надо научить ребенка успокаиваться, а не успокаивать его самому. Для этого необходимо принять эмоцию, признавая его стресс. Например, у тебя был тяжелый день; тебе не нравится эта вещь и т.п. Затем помочь ребенку обозначить словами то, что он чувствует, т.к эмоции-физиологическая реакция, которая призвана передать сообщение .Роль взрослого-услышать сообщение ,вслушаться в него, чтобы ребенок понял его смысл и постепенно научился выражать его по-другому. 2. Эмоциональный интеллект должен развиваться ежедневно, систематически, при этом не должно быть атмосферы вседозволенности или чрезмерное количество запретов. Надо задавать вопросы, предоставлять информацию и предлагать варианты выбора ,которые позволяют ребенку почувствовать то, что он принимает решения, т. е. способствовать развитию собственных ресурсов ребенка. Дети подражают нам .Именно поэтому желательно проживать самим и давать прожить детям тот опыт ,которому мы хотим их научить ,вместо того, чтобы обрушивать на них объяснения, указания и советы. Если мы называем словами, то что чувствуем «я устал, мне грустно, я сержусь- и. т. п. .Это помогает детям поступать так же. Если мы попросим рассказать, что чувствуют персонажи книги, которую мы читаем или фильма ,который смотрим вместе ,это даст понимание эмоционального мира ,а также позволит познакомиться со своими собственными эмоциями. 3. Общение, игра и телесный контакт - необходимое условие для формирования нейронных связей. Когда потребности в контакте со взрослыми удовлетворены, не будет приступов ярости и плача без причины. 4. Медитации, дыхательные техники, теплое питье мелкими глотками или из соломинки, подбор продуктов, учат нас пользоваться лобными долями ,чтобы обуздать реакции с помощью понимания, а не подавления. 5. Взрослому необходимо поддерживать эмоцию так, чтобы он ее чувствовал, но она его не захлестнула. Например, мы обнимаем ребенка, выражая сопереживание: «И правда, это невесело» (грусть, гнев, страх).Нельзя задавать прямых вопросов при проявлении данных эмоций. Вместо того, чтобы спросить ,что тебя огорчает?», лучше спросить «Что тебя огорчает больше всего. Аналогично со страхами. Наша задача не предоставить готовые успокаивающие объяснения ,а сопроводить его по пути рефлексии, его вопросов и решений, чтобы ребенок развил личную силу. Положительные эмоции лежат в основе нравственных чувств.
Использование данных форм и принципов эмоционального сопровождения позволит сформировать у детей чувство безопасности. Именно с этого этапа, ребенок начинает говорить: «Я» и делать свой выбор, что позволить в дальнейшем не оказаться в плену собственных эмоций и благоприятно социализироваться в современном мире.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|