Формирование девиантологической компетентности будущих учителей

Автор статьи: Анна Вышинская

Формирование девиантологической компетентности будущих учителей

 

Аннотация: в статье рассмотрены показатели готовности будущих учителей к формированию девиантологической компетентности. Приведены результаты анализа стрессоустойчивости как одного из компонентов формирования девиантологической компетентности и степени владения терминами, характеризующими различные аспекты отклоняющегося поведения.

 

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантологическая компетентность, профессиональная подготовленность, стрессоустойчивость педагога.

 

Актуальность профессиональной подготовки  будущих учителей, осведомленных в вопросах отклоняющегося поведения детей и подростков, в современном образовательном процессе как никогда важна. Трудности детей и подростков в процессе социализации  проявляются в различных жизненных ситуациях, школьная жизнь не является исключением. Сложности и противоречия, встречающиеся на их пути, затрудняют общение с учителями. В наше время учителю необходимо  уметь  приспосабливаться  к  изменениям  в  образовательной  сфере,  уметь  противостоять  различным  неблагоприятным  факторам,  когда дети и подростки могут проявлять девиантные наклонности. Знания учителей о девиантном поведении личности позволят понять школьника с отклоняющимся поведением, помочь ему, принять его таким, какой он есть, увидеть внешние проявления трудновоспитуемости, найти причины  данного отклонения.

Необходимо подготовить будущего специалиста, ориентированного на формирование собственной девиантологической компетентности. Важной стороной подготовки студентов является осознание персональной ответственности в приобретении дополнительных профессиональных комплексных знаний и умений.

Под девиантологической компетентностью мы понимаем наличие  сформированности  внутренней  концептуальной модели  учителя, свободного от профессиональных деструкций,  с высоким уровнем психолого-педагогической и правовой профессиональной подготовленности,  включающей  в себя структурированную систему знаний об отклоняющемся поведении, определяющуюся в стремлении обеспечить готовность к взаимодействию, разрешению проблем и конструктивному взаимоотношению с детьми, предрасположенными  к  девиантному поведению [1].

Знание начального уровня подготовленности будущих учителей в вопросах отклоняющегося поведения поможет соотнести свои возможности с требованиями девиантолоической компетентности, осознать свое отношение к девиантному поведению и осмыслить свою личную позицию по предотвращению этих негативных явлений. 

Мы провели исследование, в котором приняли участие студенты Кубанского государственного университета по направлению «Педагогическое образование». Цель исследования: выявить готовность будущих учителей к формированию девиантологической компетентности. Объём выборки – 36 человек. Респондентами выступили студенты четвертого  курса, так как именно они в большей степени ориентированы на педагогическую деятельность и уже имею опыт работы в образовательных учреждениях в рамках педагогической практики. Методы исследования: тестирование и анкета.  В качестве диагностической методики был выбран «Тест молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости», авторами которого являются Н.В. Микляева и Ю.В. Микляева [2]. Анкета состояла из вопросов, позволяющих выявить осведомленность студентов в определении следующих понятий: девиантное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, формы зависимого поведения, позитивное отклонение, виды девиантного поведения, причины девиантного поведения. Также был задан ряд вопросов, проявляющих  готовность будущих специалистов сотрудничать и оказывать помощь лицам с отклоняющимся поведением.

После ответов на вопросы теста молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости, мы получили следующие  результаты.

  1. 89 % опрошенных студентов дали большее количество ответов с вариантом «А», что говорит о нормальности их стрессоустойчивости. У студентов этой категории сформированы устойчивые представления о себя как идеальном, потенциальном и реальном педагоге. Такой будущий специалист может с легкостью саморазвиваться, обучаться у других квалифицированных специалистов и повышать уровень своей профессиональной компетентности.
  2. 11 % опрошенных студентов дали преимущественно ответы с вариантом «В», что подтверждает пониженную стрессоустойчивость. Студенты этой категории имеют слабое представление о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Выработанный собственный педагогический стиль может служить помехой в разрешении нестандартных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.
  3. Заниженная самооценка и неуверенность в своих силах, страх перед трудностями, которые могут возникнуть на пути будущего педагога, не были установлены при опросе испытуемых.

В ходе ответов на вопросы анкеты, респонденты показали следующие результаты:

– 83 % испытуемых дали определение девиантному поведению как «отклонение от нормы», «нарушение нормы», «ненормальное поведение»; 9 % респондентов перечислили виды девиантного поведения (курение, наркомания, алкоголизм); 8 % опрошенных не смогли дать определение данного понятия;

– 27 % студентов определило делинквентное поведение как «преступное», «уголовное правонарушение», «антисоциальное»; 73 % респондентов не раскрыли сущность понятия;

– 16 % респондентов охарактеризовали аддиктивное поведение как «зависимое»; 12 % перечислили формы зависимого поведения «алкоголизм», «наркомания»; 72 % не разъяснили содержания понятия;

– 33 % опрошенных определили позитивное отклонение как «талантливое», «гениальное», «одаренное»; 8 % зафиксировали, что это «поведение с хорошим настроение» и «поведение, которое не приносит вреда»; 59 % испытуемых воздержались от ответа;

– 36 % респондентов назвали виды девиантного поведения: «наркомания», «алкоголизм», «суицидальное поведение», «преступное», «клептомания», «хулиганство», «дебоширство»; 64 % – не дали ответ на поставленный вопрос;

– 41 % студентов по поводу  причин девиантного поведения ответили следующее: «нарушение интеллекта», «социальная депривация», «неблагополучная семья», «наркотические вещества», «наследственность», «социальная среда», «врожденные отклонения», «педагогическая запущенность»; 59 % – воздержались от ответа.

На вопросы, раскрывающие  готовность будущего специалиста сотрудничать и оказывать помощь лицам с отклоняющимся поведением, респонденты ответили следующим образом:

– 95 % студентов считают, что в обязанности учителя входит сотрудничество с другими специалистами (психологи, социальные педагоги) при оказании помощи лицам, предрасположенным к девиантному поведению;

– абсолютно все испытуемые ответили, что являются недостаточно компетентными в вопросах отклоняющегося поведения и нуждаются в помощи по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что вузовская среда является основой для ориентировки будущих специалистов на профессиональную деятельность и подготовки к действиям в нестандартных ситуациях. Это еще раз доказывает, что формирование девиантологической компетентности лучшим образом будет проходить в образовательной среде вуза. Анкетирование показало, что студенты являются недостаточно компетентными в вопросах отклоняющегося поведения. Больше половины испытуемых не смогли дать определения понятиям и ответить на поставленные вопросы. Другая часть респондентов, несмотря на ответы, недостаточно хорошо понимает сущность представленных понятий. Однако, созидательная активность, связанная с пониманием значимости своих профессиональных возможностей, готовность сотрудничать с другими специалистами и стремление освоить знания в вопросах отклоняющегося поведения, дает нам возможность работать в направлении формирования девиантологической компетентности будущих учителей.

 

Список литературы

  1. Вышинска, А. В. К вопросу о девиантологической компетентности школьных учителей. Феноменология и профилактика девиантного поведения : материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 5 дек. 2014г. / отв. за выпуск : С. В. Книжникова, И. С. Нестеренко. – Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2014. – 320 с.
  2. Микляева, Н. В. Микляева, Ю. В. Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.gov.cap.ru


Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Причины возникновения отклоняющегося поведения
  • Эмоциональная грамотность как часть профессиональной компетентности педагога
  • Специфика совладающего поведения студентов вуза
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Арт-терапия с детьми как способ профилактики девиантного поведения.
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • МАК в психологическом сопровождении профессионального становления будущих учителей
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Хромосомная концепция девиантного поведения
  • Адаптивная концепция девиантного поведения
  • Эмоциональный интеллект как основа профессиональной компетентности сотрудника УИС
  • Антропологическая теория девиантного поведения Ч. Ломброзо
  • К проблеме о формировании факторов девиантного поведения
  • Роль антиципационной состоятельности в структуре девиантного поведения
  • Конституциональная теория девиантного поведения Э. Кречмера и Г. Шелдона
  • Биопсихологическая теория девиантного поведения Ганса Юргена Айзенка
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Анкета для оценки уровня компетентности менеджера
  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Формирование зависимого поведения
  • «Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»
  • Ригидность: тест, виды, причины, типы ригидного поведения, психокорреция
  • Авитальная активность как форма аутодеструктивного поведения подростков
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Алкоголизм, как форма саморазрушающего поведения
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Как семья влияет на развитие зависимого поведения?
  • Нарушение пищевого поведения у детей при сахарном диабете 1 типа.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь