|
«Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»Автор статьи: Нагинайло Алла Владимировна
Проанализировав работу районного методического объединения за последние 7 лет, мы пришли к выводу, что проблема качества образования связана напрямую с мотивацией педагогов. Для проведения качественного анализа работы необходимо выполнить ряд задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации 2) подобрать методический аппарат для диагностики индивидуального стиля деятельности и анализа работы районного методического объединения 3) проанализировать результаты исследования. В ходе изучения психолого-педагогической литературы, нам удалось рассмотреть основные подходы к изучению мотивации. В теории мотивации существуют два основных подхода, каждый из которых объединяет несколько концепций: • содержательные теории мотивации; • процессуальные теории мотивации. К содержательным теориям мотивации относят теории Абрахама Маслоу, Клейтона Альдерфера, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Данные теории позволяют получать наглядные результаты при анализе мотивационных процессов, а также достичь результатов в кризисных ситуациях. К процессуальным теориям относят работы В. Врума, Дж. Стейси Адамса теорией Портера-Лоулера. Наиболее информативными и полезными для нас явились три основных теории: Теории Маслоу, Герцберга и Врума. Также определились с динамикой мотивационных систем. Анализ работы районного методического объединения состоял из трех основных этапов.
Изучив мотивационный компонент каждого учителя, проведя самоанализ своей деятельности и деятельности районного методического объединения является возможным составления плана развития районного методического объединения учителей экономики. Большинство педагогов находятся в возрасте 35-50 лет (третий этап) целью работника является гармоничное развитие личности, которое выходит на вершину профессиональной зрелости. Человек достигает наивысшей самооценки личности, высока потребность в своей значимости на решение трудоемких задач. На данном этапе для работника важен статус и служебное повышение. Мотивирует человека в данном возрасте следующее: принятие участия в решении, его принятии; отношение руководства; высокое вознаграждение. Человек находится на пике постижения смысла труда. Таким образом, по результатам исследования типа мотивации по Герчикову, было выявлено, что 14,3 % учителей отказались выполнять данную методику. Данный преподаватель находится в возрасте старше 50 лет. Для данного временного интервала динамики мотивационных систем целью профессиональной деятельности является сохранение места работы при минимализации усилий. Учитывая результаты остальных учителей, профессиональная мотивация присуща 83,3 % преподавателей, профессиональная в сочетании с инструментальной характерна для 16,7%, профессиональная в сочетании с хозяйской также составляет 16,7%. Так педагоги, которым характерна профессиональная мотивация, ценят содержание работы. Ставят перед собой задачи выше, чем их физические силы. Чем труднее задача, тем выше достоинство педагога. Такие люди предпочитают общество профессионалов. Вместо денег готовы принять грамоты. Педагогам, чья профессиональная мотивация сочетается с хозяйской помимо перечисленного выше берут на себя ответственность за то, что они делают. Такие педагоги не любят контроля. Эти люди, как правило, новаторы, которые требовательные к себе и к окружающим. Готовы брать на себя крупные задачи, но и получать за это деньги. Для осуществления их профессиональной деятельности необходимо финансовые ресурсы. Педагоги, имеющие профессиональную мотивацию в сочетании с инструментальной характерно следующее: эти профессионалы работают ради денег. Само содержание работы не мотивируют таких работников. Это люди с развитым социальным достоинством. Любят руководителей, которые ставят четкие задачи. Проводя самоанализ работы районного методического объединения, 28,7 % педагогов отметили, что профессиональный рост и развитие возможно, занимая должность руководителя районного методического объединения. Выявляя степень владения преподавательским составом тех или иных технологий, были получены следующие результаты, представленные в таблице 1. Таблица 1 направление работы количество, владеющих технологией, % коллективный способ обучения 33,3 личностно-ориентированное обучение 66,6 игровые технологии 66,6 мастерские 16,6 проблемное обучение 50 проекты 33,3 информационные технологии 33,3 Таким образом, мы видим, что существуют пробелы в таком направлении как мастерские. Педагог, владеющей данной технологией будет возглавлять данное направление. Его задача: научить остальных педагогов владеть данным направлением. По такому принципу создаются остальные группы с выделением ответственного и группы, перенимающей данный опыт. При делении групп учитываются результаты самоанализа деятельности педагогов, их стремление занять должность руководителя районного методического объединения. Так как все преподаватели имеют профессиональную мотивацию и заинтересованы в повышении квалификации, были учтены те виды работ, которые по мнению учителей должны быть включены на следующий год работы. Таким образом, мы видим, что у районного методического объединения учителей экономики существует потребность в существовании отдельного методического объединения, считают необходимым проведение научно-практических конференций по экономике. Учитывая данные при формировании групп, мы сможем прогнозировать и рекомендовать ту форму повышения квалификации, которые выбирают сами педагоги. Учитывая 4 основные функции управления:
В данном плане отразится направление деятельности районного методического объединения, ответственный за данное направление, мотивация учителя, состав группы и форма контроля деятельности учителя. План развития районного методического объединения учителей экономики Котласского района Архангельской области 2008-2009 учебный год Цель работы: повышение профессиональной компетенции педагогов для улучшения качества образования Задачи:
направление работы ответственный группа мотивация учителя форма контроля 1 коллективный способ обучения К.В.В. Д.Л.А. Н. Н.В К. И.В. грамота, руководство РМО Презентация проделанной работы, семинар-практикум 2 Личностно-ориентированное обучение Н.Н.В. Д.Л.А. П. З.Я. руководство РМО презентация проделанной работы, семинар-практикум 3 Игровые технологии П. З.Я. К.И.В. К. В.В. грамота, проценты выступление на РМО, семинар-практикум 4 1.Мастерские с применением 2.Информацион-ные технологии К.И.В. К.В.В. Н.Н.В. Д.Л.А. П. З.Я. Ф.Л.А. грамота, проценты, ответствен-ность фестиваль педагогических идей, презентация проделанной работы, семинар-практикум 5 Проблемное обучение Ф.Л.А. К.В.В. Д.Л.А. П.З.Я. грамота фестиваль педагогических идей, презентация проделанной работы, выступление на РМО 6 Проекты Д. Л.А. К.В.В. Н.Н.В. П.З.Я. К.И.В. грамота научно-практическая конференция, фестиваль педагогических идей, выступление на РМО Таким образом, имея план развития районного методического объединения, каждый преподаватель знает собственную задачу на год, знает в какой форме ему возможно отчитаться. Кроме этого каждый учитель имеет индивидуальную карту развития и самоанализа, к которой он может обратиться в любую минуту и эффективно выстроить свою деятельность. Производя отчет о работе группы, педагоги повышают собственную квалификацию и соответственно качество образования на уровне всего района. Задача руководителя методического объединения: соблюдать выполнение заявленного плана, мотивировать учителей на эффективную, плодотворную работу, осуществлять контроль. Руководитель имеет рекомендации психолога по мотивации каждого педагога и перечень возможных форм материальных и нематериальных поощрений. Качественная диагностика мотивационного компонента позволяет эффективно работать районному методическому объединению учителей экономики в соответствии с составленным планом. Практическая значимость заключается в следующем: используя диагностический аппарат для выявления ведущего типа мотивации учителей, составить перспективный план развития методического объединения. Данный диагностический блок можно использовать как для более успешной работы руководителей районных методических объединений, так и для руководителей образовательного учреждения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|