«Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»

Проанализировав работу районного методического объединения за последние 7 лет, мы пришли к выводу, что проблема качества образования связана напрямую с мотивацией педагогов. Для проведения качественного анализа работы необходимо выполнить ряд задач:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации

2) подобрать методический аппарат для диагностики индивидуального стиля деятельности и анализа работы районного методического объединения

3) проанализировать результаты исследования.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы, нам удалось рассмотреть основные подходы к изучению мотивации. В теории мотивации существуют два основных подхода, каждый из которых объединяет несколько концепций:

• содержательные теории мотивации;

• процессуальные теории мотивации.

К содержательным теориям мотивации относят теории Абрахама Маслоу, Клейтона Альдерфера, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Данные теории позволяют получать наглядные результаты при анализе мотивационных процессов, а также достичь результатов в кризисных ситуациях. К процессуальным теориям относят  работы  В. Врума, Дж. Стейси Адамса теорией Портера-Лоулера. Наиболее информативными и полезными для нас явились три основных теории: Теории Маслоу, Герцберга и Врума. Также определились с динамикой мотивационных систем.

Анализ работы районного методического объединения  состоял из трех основных этапов.

  1. Диагностика типа мотивации педагогов
Типы мотивации по Герчикову. Методика предполагает наличие 12 основных вопросов, с помощью которых можно определить ведущий тип мотивации: профессиональная, инструментальная, хозяйская, патриотическая, избегательная. Данная методика позволяет выявить стимулы работы  преподавателей

  1. Диагностика индивидуального стиля деятельности учителя
Комплекс диагностики исследования индивидуального стиля деятельности учителя. Данный комплекс содержит 16 методик, направленных на самоанализ деятельности педагога, который позволяет выявить индивидуальный стиль деятельности преподавателя и составить план развития для данного учителя.

  1. Комплекс, направленный на анализ деятельности районного методического объединения.
Данный комплект включает 6 анкет, позволяющих выявить приоритетные направления в работе учителей экономики, формы повышения компетентности и профессионализма и формы работы, помогающие повысить качество образования.

Изучив мотивационный компонент каждого учителя, проведя самоанализ своей деятельности и деятельности районного методического объединения является возможным составления плана развития районного методического объединения учителей экономики.

Большинство педагогов находятся в возрасте 35-50 лет (третий этап) целью работника является гармоничное развитие личности, которое выходит на вершину профессиональной зрелости. Человек достигает наивысшей самооценки личности, высока потребность в своей значимости на решение трудоемких задач. На данном этапе для работника важен статус и служебное повышение. Мотивирует человека в данном возрасте следующее: принятие участия в решении, его принятии; отношение руководства; высокое вознаграждение. Человек находится на пике постижения смысла труда.

Таким образом, по результатам исследования типа мотивации по Герчикову, было выявлено, что 14,3 % учителей отказались выполнять данную методику. Данный преподаватель находится в возрасте старше 50 лет. Для данного временного интервала динамики мотивационных систем целью профессиональной деятельности является сохранение места работы при минимализации усилий.

Учитывая результаты остальных учителей, профессиональная мотивация присуща 83,3 % преподавателей, профессиональная в сочетании с инструментальной характерна для 16,7%, профессиональная в сочетании с хозяйской также составляет 16,7%.

Так педагоги, которым характерна профессиональная мотивация, ценят содержание работы. Ставят перед собой задачи выше, чем их физические силы. Чем труднее задача, тем выше достоинство педагога. Такие люди предпочитают общество профессионалов. Вместо денег готовы принять грамоты.

Педагогам, чья профессиональная мотивация сочетается с хозяйской помимо перечисленного выше берут на себя ответственность за то, что они делают. Такие педагоги не любят контроля. Эти люди, как правило, новаторы, которые требовательные к себе и к окружающим. Готовы брать на себя крупные задачи, но и получать за это деньги. Для осуществления их профессиональной деятельности необходимо финансовые ресурсы.

Педагоги, имеющие профессиональную мотивацию в сочетании с инструментальной характерно следующее: эти профессионалы работают ради денег. Само содержание работы не мотивируют таких работников. Это люди с развитым социальным достоинством. Любят руководителей, которые ставят четкие задачи.

Проводя самоанализ работы районного методического объединения, 28,7 % педагогов отметили, что профессиональный рост и развитие возможно, занимая должность руководителя районного методического объединения.

Выявляя степень владения преподавательским составом тех или иных технологий, были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

направление работы

количество, владеющих технологией, %

коллективный способ обучения

33,3

личностно-ориентированное обучение

66,6

игровые технологии

66,6

мастерские

16,6

проблемное обучение

50

проекты

33,3

информационные технологии

33,3

 Таким образом, мы видим, что существуют пробелы в таком направлении как мастерские. Педагог, владеющей данной технологией будет возглавлять данное направление. Его задача: научить остальных педагогов владеть данным направлением. По такому принципу создаются  остальные группы с выделением ответственного и группы, перенимающей данный опыт. При делении групп учитываются результаты самоанализа деятельности педагогов, их стремление занять должность руководителя районного методического объединения.

Так как все преподаватели имеют профессиональную мотивацию и заинтересованы в повышении квалификации, были учтены те виды работ, которые по мнению учителей должны быть включены на следующий год работы.

Таким образом, мы видим, что у районного методического объединения учителей экономики существует потребность в существовании отдельного методического объединения, считают необходимым проведение научно-практических конференций по экономике. Учитывая данные при формировании групп, мы сможем прогнозировать и рекомендовать ту форму повышения квалификации, которые выбирают сами педагоги.

Учитывая 4 основные функции управления:

  1. планирование
  2. организация
  3. мотивация
  4. контроль
и рассмотренные выше результаты, можно перейти к рассмотрению полученного плана развития.

В данном плане отразится направление деятельности районного методического объединения, ответственный за данное направление, мотивация учителя, состав группы и форма контроля деятельности учителя.

План развития районного методического объединения учителей экономики

Котласского района Архангельской области

2008-2009 учебный год

Цель работы: повышение профессиональной компетенции педагогов для улучшения качества образования

Задачи:

  1. мотивация педагогов
  2. самообразование
  3. передача передового педагогического опыта


направление работы

ответственный

группа

мотивация учителя

форма контроля

1

коллективный способ обучения

К.В.В.

Д.Л.А.

Н. Н.В

К. И.В.

грамота,

руководство

РМО

Презентация проделанной работы, семинар-практикум

2

Личностно-ориентированное

обучение

Н.Н.В.

Д.Л.А.

П. З.Я.

руководство

РМО

презентация проделанной работы, семинар-практикум

3

Игровые технологии

П. З.Я.

К.И.В.

К. В.В.

грамота, проценты

выступление на РМО, семинар-практикум

4

1.Мастерские

с применением

2.Информацион-ные технологии

К.И.В.

К.В.В.

Н.Н.В.

Д.Л.А.

П. З.Я.

Ф.Л.А.

грамота,

проценты,

ответствен-ность

фестиваль педагогических идей, презентация проделанной работы, семинар-практикум

5

Проблемное обучение

Ф.Л.А.

К.В.В.

Д.Л.А.

П.З.Я.

грамота

фестиваль педагогических идей, презентация проделанной работы, выступление на РМО

6

 Проекты

Д. Л.А.

К.В.В.

Н.Н.В.

П.З.Я.

К.И.В.

грамота

научно-практическая конференция, фестиваль педагогических идей, выступление на РМО

Таким образом, имея план развития районного методического объединения, каждый преподаватель знает собственную задачу на год, знает в какой форме ему возможно отчитаться. Кроме этого каждый учитель имеет индивидуальную карту развития и самоанализа, к которой он может обратиться в любую минуту и эффективно выстроить свою деятельность.

Производя отчет о работе группы, педагоги повышают собственную квалификацию и соответственно качество образования на уровне всего района.

Задача руководителя методического объединения: соблюдать выполнение заявленного плана, мотивировать учителей на эффективную, плодотворную работу, осуществлять контроль. Руководитель имеет рекомендации психолога по мотивации каждого педагога и перечень возможных форм материальных и нематериальных поощрений.

Качественная диагностика мотивационного компонента позволяет эффективно работать районному методическому объединению учителей экономики в соответствии с составленным планом.

Практическая значимость заключается в следующем: используя диагностический аппарат для выявления ведущего типа мотивации учителей, составить перспективный план развития методического объединения.  Данный диагностический блок можно использовать как для более успешной работы руководителей районных методических объединений, так и для руководителей образовательного учреждения.



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Аналитическая разминка для «мозгового штурма», семинара, методического объединения.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Копинг-карточки для повышения мотивации и работы с автоматическими мыслями
  • Выбор работы (деятельности) с учетом метапрограмм
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Фрагмент методического руководства по гештальт-терапии депрессий (соавт.Курпатов В.И,Федоров А.П,2007)
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Методические рекомендации для учителей и воспитателей начальной школы по устранению упущений развития.
  • Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH"
  • Гипнотерапия в невесомости, или Опыт объединения флоатинга и гипнотерапии
  • Общественно-профессиональные объединения (медицина) в РК
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Мотивация для эффективной работы
  • 4 фундаментальные мотивации в терапии депрессии. Стратегия работы.
  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Формы работы с семьёй по предупреждению семейного неблагополучия(из опыта работы психологаДОУ).
  • Экстренный план для внутренней работы в токсичных отношениях/ эмоциональной зависимости
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Педагоги общеобразовательных учреждений как субъекты исполнительской деятельности.
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Техника для работы со стыдом и виной. И для выявления подкрепляющих установок.
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Как улучшить результаты вашей деятельности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь