|
Методические рекомендации для учителей и воспитателей начальной школы по устранению упущений развития.Автор статьи: Кондратьева Дарья Андреевна
По результатам переводной психологической диагностики учащихся 4-х классов были выявлены следующие педагогические упущения развития:
Замечены также нарушения внимания (многократно приходилось повторять инструкцию, иногда в индивидуальном порядке) и воли (слабая мотивация на выполнение задания при полном ощущении собственной абсолютной успешности, что говорит о нарушениях самооценки).
Эти результаты очерчивают перед нами круг задач, которые мы совместными усилиями должны решить:
Большинство заданий теста базируется на материалах школьных учебников и позволяет с помощью количественных характеристик их отношений определить отдельные стороны понятийного мышления учащегося, а рассмотрение этих показателей в динамике дает первичное представление об особенностях процесса развития. В тесте выделены три раздела: 1 – знания (умение назвать понятие, описать его), 2 – сравнение (сравнение понятий по некоторому критерию), 3 – логика (установление содержательных отношений между понятиями). Все задания представляют задачи закрытого типа, т.е. учащимся необходимо выбрать правильный ответ из набора предлагаемых. Учащимся предлагается ответить на вопросы теста и занести результаты в бланк: (см. http://psicho.afimet.com/pedagogi )
Обработка и анализ результатов тестирования состоит из нескольких этапов.
(см. http://psicho.afimet.com/pedagogi )
(см. http://psicho.afimet.com/pedagogi ) Задания составляются учителем на 2 варианта по схеме примера из пройденного материала.
Пример заданий раздела I. Инструкция: выбери правильный ответ и поставь букву, которой он обозначен, в бланк ответов.
Пример заданий раздела II. Инструкция: найди «лишнее» слово и поставь букву, которой оно обозначено, в бланк для ответов.
Пример заданий раздела III. Инструкция: выбери правильный ответ и поставь букву, которой он обозначен, в бланк ответов.
1 этап. Алгоритм учебной деятельности целиком организуется, поясняется и контролируется учителем, проставляющим «маркеры» этапов ее выполнения (до стабилизации):
2 этап. Алгоритм учебной деятельности организуется учащимися по наводящим вопросам учителя:
3 этап. Алгоритм учебной деятельности комментируется учащимися после выполнения задания:
4 этап. После автоматизации алгоритма выполнения заданий учащиеся действуют самостоятельно.
Порой оценивание ответа ученика носит для учителя субъективный характер – мол, по способностям учащихся, по их самочувствию и т.д. Такими благими намерениями формируется неадекватная самооценка ученика. Он перестает стараться, учится лгать. «Слабому» ученику в качестве поддержке можно давать индивидуальные задания на карточке, творческие поручения, которые могут быть оценены. Однако, для всех учащихся критерии оценки должны быть одинаковыми и незыблемыми. Понимание неизбежности успеха или наказания позволяет учащимся развить волевые качества. Критерии оценки должны быть «прозрачными» и понятными для каждого – так, чтобы даже одноклассник смог бы аргументировано оценить товарища. Невыполнение задания в срок обязательно должно наказываться (за исключением случаев болезни, подтвержденных справкой или запиской от родителей) «двойкой», с возможностью ее исправления (со снижением оценки на балл). Учитывая состояние учащихся после каникул, первое занятие можно сделать диагностическим (безоценочным), дать возможность ученикам увидеть свои «слабые» места в знаниях и «подтянуться» до следующего урока. Сегодня 5-бальная система в реальности уже 4-бальная. Никто не ставит «единицы». Но все остальные оценки можно объяснить ученикам: «2» - не выполнил задание вовсе или выполнил меньше, чем на 50% (например). «3» - выполнил задание с ошибками; стих учил, но много запинался, местами забывал; учебник не читал, но внимательно слушал на прошлом уроке и что-то рассказывает. «4» - выполнил задание с небольшим количеством ошибок (ТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО); стих рассказывал почти без запинок, без особого выражения; учебник прочитал, но что-то не допонял. «5» - выполнил задание полностью; стих рассказал с выражением; учебник прочел и хорошо владеет материалом. Оценка докладов или рефератов также должна быть аргументированной. При этом, желательно, содержание, оформление и выступление оценивать отдельно.
Этап мотивации. (краткая беседа с учащимися) Многие из вас умеют кататься на велосипеде, плавать, бегать. Но если с нами будет заниматься опытный тренер, то результаты будут значительно выше. Как вы думаете, почему? То же самое происходит и с нашими умственными способностями. Конечно, мы развиваемся, когда читаем книги, учим уроки, но при этом мыслительные процессы идут как бы сами собой, автоматически, неосознанно. Мы не понимаем, как это происходит. Потому те результаты, которые вы показываете в школе, могут быть улучшены за счет специальной гимнастики ума. Занятия спортивной гимнастикой помогают стать сильным, ловким, гибким, выносливым. Гимнастика для ума – это тренировка, с помощью которой вы научитесь четко, ясно и осознанно мыслить: решать задачи, рассуждать, доказывать, спорить. Для того, чтобы получить хороший результат, необходимо соблюсти несколько условий: нужно иметь желание улучшить свое мышление и активно выполнять предлагаемые упражнения.
1.1. Подбор слов по определенной тематике (можно проводить в форме групповых соревнований – у кого за 5 минут будет длиннее список слов). 1.2. Устойчивые словосочетания. (учитель называет первое слово, дети – второе) Примеры: Скатерть-самобранка, ковер-самолет, Василиса Прекрасная, Баба Яга, Крошечка Хаврошечка, Гуси-лебеди, Змей Горыныч, Меч - кладенец и т.д. 1.3. Нахождение слов-синонимов. Примеры: Учитель – педагог, одежда – наряд, азбука – букварь, народ – люди, актер – артист, быстрота – скорость, хозяин – владелец, солдат – воин и т.д. 1.4. Усложненный поиск синонимов (из ряда предложенных). Примеры: Эволюция (порядок, время, постоянство, случайность, развитие), вера в лучшее (грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие), биография (случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель), 10 дней (декада, каникулы, неделя, семестр, квартал), нравственность (симпатия, красота, дружба, стремление поступать правильно) и т.д. 1.5. Нахождение слов-антонимов. Примеры: Начало – конец, бедный – богатый, тепло – холодно, верх – низ, добрый – злой, трус – герой, правда – ложь и т.д.
Перед выполнением упражнений следует провести беседу, поясняющую суть понятия и родовитовых отношений между понятиями. Вокруг нас существует множество предметов и явлений, с которыми что-либо происходит. Мы думаем об этом, высказываем свои мысли – и окружающие нас люди понимают нас даже тогда, когда не видят этих предметов. Почему? А потому, что мы пользуемся одними и теми же словами и понятиями. Что такое понятие? Это то главное, что приходит на ум каждому человеку, когда произносят какое-нибудь слово. Например, при слове «яблоко» каждый представит себе круглый фрукт определенного, «яблочного» вкуса. Оно может быть красным, зеленым или желтым, кислым или сладким – но все равно это будет круглый фрукт с собственным вкусом. Понятия объединяются в классы и делятся на виды. Например, понятия «яблоко», «апельсин», «банан» принадлежат к классу фруктов. «Фрукт» - это родовое, более общее понятие по отношению к понятию «яблоко». В него входит очень много предметов, в том числе и яблоки. В свою очередь, понятие «яблоко» можно разделить на «красное яблоко», «кислое яблоко», «Машино яблоко» и т.д. Это будут видовые или частные понятия, в которые входит меньшее количество предметов. 2.1. Определение правильных обобщений. (Ученики должны установить, относится ли в каждой паре слов второе понятие к первому как род к виду. Пример: тигр – кошка, яблоко – фрукт. Важно, чтобы дети не смешивали отношения «вид – род» и «часть – целое» Пример: кошачий хвост – кошка, дерево – лес. Эти примеры неверны, потому что дерево не обладает всеми признаками леса, а хвост – всеми признаками кошки. Для проверки можно использовать слово «любой». (любое дерево – растение) 2.2. Нахождение обобщающего (родового) и ограничивающего (видового) понятия. (ученики выбирают из пар понятий общее и частное) 2.3. Обобщение и ограничение понятий. (Учащимся предлагается четыре понятия, среди которых нужно назвать родовое и видовое.) 2.4. Расположение понятий от более частных к более общим. 2.5. Расположение понятий в виде системы. Пример: животное – собака – тигр- кошка - лев.
2.6. Выделение существенных признаков понятий (предпосылка к составлению определений). Учащиеся должны среди заданных слов назвать самые существенные для понятия (к понятию «яблоко»: круглое, зеленое, кислое, фрукт). 2.7. Сравнение пар понятий и нахождение в них общих признаков. (Предлагается сравнить понятия и назвать третье понятие, которое было бы для них общим. Пример: Любовь, ненависть (чувства); барометр, термометр (приборы); крокодил, черепаха (животные, рептилии); день, ночь (время суток) и т.д. 2.8. Нахождение разных логических отношений между понятиями. Для начала ученикам пояснить, что между понятиями могут существовать, помимо уже изученных, и другие отношения:
2.9. Усложненный вариант нахождения логических отношений между понятиями. Учащимся предлагается несколько пар слов, отношения между которыми построены на вышеназванных связях. Для шпаргалки приводится шифр, напоминающий об этих связях. Нужно обозначить связь соответствующей буквой из шифра. Шифр: а) часть – целое; б) вид – род; в) рядоположенность; г) противоположность; д) причина – следствие. Пример: 1. Испуг – бегство (д); 2. Физика – наука (б); 3. Грядка – огород (а); 4. Похвала – брань (г); 5) Пара – два (в) 2.10. Исключение лишнего понятия по существенным признакам (Сергей, Михаил, Семен, Сидоров – существенный признак «фамилия», а не буква «М»). Составить словарные ряды желательно из пройденного на уроках материала, чтобы закрепить знания. Пример:
2.11. Пропорции. Ученики должны решить «пропорцию», т.е. найти недостающий элемент.
Желательно, подобрать пропорции из школьного материала (Человек: мужчина = Сумма: слагаемое)
3.1. Восстановление пропущенных слов. (раздаются тексты с пропущенными словами, о которых надо догадаться по контексту) 3.2. Понимание метафорических выражений, крылатых выражений. После объяснения смысла метафор и крылатых выражений, дается задание объяснить смысл таких выражений. Пример: Острый ум (быстро соображающий, проницательность); сладкая жизнь (обеспеченная, благополучная); грязная работа (нечестная, преступная деятельность, плохо выполненная работа); белая ворона (необычный, отличающийся от всех других человек); волк в овечьей шкуре (обманщик, лицемер) и т.д. Разбор характеров сказочных героев, персонажей. Обсуждение смысла сказок, проблем, которые эти сказки помогают разрешить. 3.3. Нахождение узко специализированного смысла в тексте, выражении. (например, физический смысл в пословице – «воду решетом носить»)
5. Проведение интеллектуальных игр с учащимися для поднятия мотивации и развития отдельных мыслительных операций и речи.
И взрослые, и дети знают множество игр. Нужно только их вспомнить и применять в поездках, на прогулках, на переменах. Балда (развитие гибкости вербального и пространственного мышления)— довольно простая и распространённая настольная игра, в которой необходимо составлять слова с помощью букв, расположенных на игровом поле. Играть могут два и более человек. Как правило, игровое поле представляет из себя таблицу из 25 клеток (5х5), в центральный горизонтальный ряд которого ставится произвольное слово из пяти букв, каждая буква которого находится в отдельной ячейке. Размеры поля, расположение слова, длину слова можно варьировать, однако необходимо, чтобы количество пустых клеток в начале игры было чётным, чтобы у обоих игроков получилось одинаковое количество слов. Для игры на бумаге необходимо начертить на листке в клеточку квадрат (обычно 5х5, но возможно 7х7 и т. д.). Далее один из игроков придумывает слово с количеством букв равным стороне квадрата и вписывает его в середину квадрата. Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. (Существует также «королевский» вариант, который предусматривает установку букв по диагонали). После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы. При этом действуют следующие правила: Слово должно существовать в словарях. Слово должно являться нарицательным именем существительным в начальной форме (единственном числе и именительном падеже или множественном числе и именительном падеже в случае слова, не употребляющегося в единственном числе). Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все клетки. По предварительной договорённости, буквы «е» и «ё», а также иногда «и» и «й» считаются за одну и ту же букву. Запрещается написание слова в случае, если оно уже читается на поле, даже если оно не было составлено ни одним из играющих.
Виселица (развитие внутреннего плана речи) — игра на бумаге для двух человек. Согласно традиции русских лингвистических игр слово должно быть именем существительным нарицательным в именительном падеже единственного числа, либо множественного числа при отсутствии у слова формы единственного числа. Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами — столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице (обычно их 6 - голова, туловище, 2 руки и 2 ноги, существует также вариант с 8 частями - добавляются ступни, а также самый длинный вариант, когда сначала за неотгаданную букву рисуются части самой виселицы). Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий игрок проигрывает, считается повешенным. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово.
"Быки и коровы" – развитие логического мышления. Играют двое человек. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Второй игрок должен отгадать это число. Ходы делаются по очериди.В каждый ход называется число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык».
«Крокодил» — это игра-пантомима. Для того, чтобы успешно выполнить задание, нужно весьма неплохо владеть собственным телом и мимикой. Игра очень полезна – ведь в действительности мало кто даже из взрослых может похвастать умением выражать эмоции, чувства с помощью жестов. Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок. Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного: отгадывать названия бытовых приборов, мебели и т.п. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь прикиньте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более-менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц. В общем, получается очень весело и забавно, особенно если компания подбирается, способная воспринять шутки и оценить старания другого. Для разминки несколько простых слов снег, палка, облако, стул, собака, свеча, дед мороз, глобус, ноутбук и т.д. Фразы из песен
Поговорки и пословицы
Я – знаменитость. (Развитие логики, понятийного аппарата, отработка всех понятийных связей на практике) Есть множество вариантов игры:
Хали-хало («Штандер-стоп») – игра для развития пространственного мышления и чувства юмора. Для игры нужно не меньше 4 игроков и мяч (или палка). Выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша"; еще вариация - "Хали-хало Паша"). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп! (Хали-Хало стоп!) Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока. Шаги были такие: - гигантские - шаг на весь размах ноги - человеческие - обычные шаги - лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой - муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим) - зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге - утиные - шаги вприсядку - лягушка - прыжок - верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например, говорилось: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим. Литературные источники:
2. Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьниковКатегория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|