Методические рекомендации для учителей и воспитателей начальной школы по устранению упущений развития.

По результатам переводной психологической диагностики учащихся 4-х классов были выявлены следующие педагогические упущения развития:

  • гибкость вербального мышления
  • быстрота мышления
  • гибкость логического мышления
  • абстрактное мышление
  • неадекватно завышенная самооценка
  • обобщение

Замечены также нарушения внимания (многократно приходилось повторять инструкцию, иногда в индивидуальном порядке) и воли (слабая мотивация на выполнение задания при полном ощущении собственной абсолютной успешности, что говорит о нарушениях самооценки).

 

Эти результаты очерчивают перед нами круг задач, которые мы совместными усилиями должны решить:

  1. Определение уровня развития вышеперечисленных психических процессов учащихся с 1 по 4 классы на основании предложенных ниже методик, адаптированных с учетом школьной программы.
  2. Введение постепенно затухающего контроля над выполнением учебных действий учащихся с целью формирования самоконтроля и развития произвольного внимания.
  3. Четкое выведение критериев оценки – для самостоятельного оценивания учащимися результатов своей работы.
  4. Введение дополнительной зарядки для ума с применением учебного материала.
  5. Больше внимания уделить формированию понятийного аппарата учащихся.
  6. Проведение интеллектуальных игр с учащимися для поднятия мотивации и развития отдельных мыслительных операций и речи.
  7. Повторная диагностика с включением нового школьного материала.

 

 

 

  1. 1.     Определение уровня развития психических процессов учащихся.

Большинство заданий теста базируется на материалах школьных учебников и позволяет с помощью количественных характеристик их отношений определить отдельные стороны понятийного мышления учащегося, а рассмотрение этих показателей в динамике дает первичное представление об особенностях процесса развития. В тесте выделены три раздела: 1 – знания (умение назвать понятие, описать его), 2 – сравнение (сравнение понятий по некоторому критерию), 3 – логика (установление содержательных отношений между понятиями).

Все задания представляют задачи закрытого типа, т.е. учащимся необходимо выбрать правильный ответ из набора предлагаемых. Учащимся предлагается ответить на вопросы теста и занести результаты в бланк: (см. http://psicho.afimet.com/pedagogi )

 

Обработка и анализ результатов тестирования состоит из нескольких этапов.

  1. Сравнение ответов учащихся с ключом теста: правильный ответ оценивается «1», любой другой – «0». Ключ ответов выглядит следующим образом: (см. http://psicho.afimet.com/pedagogi )

 

  1. Определение общего уровня развития мыслительных операций по следующей шкале:

(см. http://psicho.afimet.com/pedagogi )

  1. Определение ведущей области знаний. В первом и втором разделах по 18 заданий, которые распределяются по предметам – например, так:

(см. http://psicho.afimet.com/pedagogi )

Задания составляются учителем на 2 варианта по схеме примера из пройденного материала.

 

Пример заданий раздела I.

Инструкция: выбери правильный ответ и поставь букву, которой он обозначен, в бланк ответов.

  1. Главный член предложения, который отвечает на вопрос именительного падежа КТО? или ЧТО? – это: а) дополнение; б) сказуемое; в) подлежащее; г) определение; д) обстоятельство.
  2. Действие, при помощи которого по сумме и одному из слагаемых находится другое слагаемое, называется: а) сложением; б) умножением; в) делением; г) вычитанием; д) прибавлением.
  3. Произведение устного народного творчества – это: а) басня; б) стихотворение; в) былина; г) поэма; д) рассказ.
  4. Предками русского, украинского и белорусского народа были: а) славяне; б) курды; в) греки; г) печенеги; д) варяги.
  5. Стебель с расположенными на нем листьями и почками – это: а) растение; б) корень; в) побег; г) отросток; д) цветок.
  6. Комментарий – это: а) закон; б) лекция; в)следствие; г) объяснение; д) намек.
  7. Слово, называющее того, к кому обращаются с речью, - это: а) дополнение; б) обстоятельство; в) обращение; г) определение; д) предложение.
  8. Равенство, содержащее неизвестное число, называется: а) уменьшаемым; б) вычитаемым; в) разностью; г) неравенством; д) уравнением.
  9. Главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»: а) барыня; б) собака; в) Герасим; г) Татьяна; д) корова.
  10. Основным занятием кочевников было: а) земледелие; б) охота; в) рыболовство; г) скотоводство; д) ремесло.
  11. Наука, изучающая состояние атмосферы и изменения погоды, - это: а) природоведение; б) география; в) метеорология; г) биология; д) метрология.
  12. Гуманный – это: а) общественный; б) хороший; в) прогрессивный; г) умный; д) человечный.
  13. Словосочетания и предложения изучаются в особом разделе науки о языке: а) лексике; б) синтаксисе; в) морфологии; г) фонетике; д) пунктуации.
  14. Вершина угла – это: а) буква; б) угол; в) луч; г) прямая; д) точка.
  15. В стихотворении какого поэта есть слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрем же под Москвой, как наши братья умирали!.»: а) Н.А. Некрасов; б) М.Ю. Лермонтов; в) А.С. Пушкин; г) И.С. Никитин; д) Ф.И. Тютчев.
  16. После отмены крепостного права «кулаками» стали называть: а) помещиков; б) зажиточных крестьян; в) капиталистов; г) батраков; д) бандитов.
  17. Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси за: а) 12 часов; б) неделю; в) сутки; г) месяц; д) год.
  18. Предельно краткий и четкий ответ называется: а) красноречивым; б) детальным; в) многословным; г) лаконичным; д) правильным.

 

Пример заданий раздела II.

Инструкция: найди «лишнее» слово и поставь букву, которой оно обозначено, в бланк для ответов.

  1. а) дополнение; б) подлежащее; в) определение; г) обстоятельство.
  2. а) треугольник; б) квадрат; в) прямоугольник; г) угол.
  3. а) Н.А. Некрасов; б) А.Т. Твардовский; в) С.Я. Маршак; г) В.И. Катаев; д) Ф.И. Тютчев.
  4. а) лук; б) стрела; в) копье; г) меч; д) серп.
  5. а) мороженое; б) лед; в) снег; г) вода; д) пар.
  6. а) светлый; б) голубой; в) яркий; г) темный; д) тусклый.
  7. а) род; б) склонение; в) спряжение; г) падеж; д) число.
  8. а) 2/3; б) 13/8; в) 9/11; г) 5/14; д) 1/2.
  9. а) принцесса; б) ворон; в) Кай; г) маленькая разбойница; д) падчерица.
  10. а) князья; б) бояре; в) помещики; г) крестьяне; д) дворяне.
  11. а) слон; б) пеликан; в) олень; г) заяц; д) песец.
  12. а) видеть; б) осязать; в) говорить; г) нюхать; д) слышать.
  13. а) расти; б) растение; в) вырасти; г) росток; д) растительность.
  14. а) обыкновенная дробь; б) десятичная дробь; в) правильная дробь; г) неправильная дробь; д) необыкновенная дробь.
  15. а) Г.Х. Андерсон; б) С.Я. Маршак; в) А.С. Пушкин; г) В.М. Васнецов; д) П.П. Бажов.
  16. а) А. Невский; б) Д.Донской; в) А.В. Суворов; г) М.И. Кутузов; д) Е.П. Хабаров.
  17. а) щебень; б) валуны; в) галька; г) гравий; д) кирпич.
  18. а) читать; б) писать; в) шить; г) ковать; д) учить.

 

Пример заданий раздела III.

Инструкция: выбери правильный ответ и поставь букву, которой он обозначен, в бланк ответов.

  1. Люба старше Кати на 3 года. Катя старше Тани на 5 лет. Кто старше всех? а) Катя; б) Люба; в) Таня.
  2. Гриша слабее, чем Миша. Миша слабее, чем Леша. Кто слабее всех? а) Гриша; б) Миша; в) Леша.
  3. У Пети, Саши и Вовы были модели двух машин и одного самолета. У Пети и Саши были одинаковые модели. Кто имел модель самолета? а) Вова; б) Петя; в) Саша.
  4. У Гали, Вали и Оли было два карандаша и одна ручка. У Гали и Оли были разные предметы. Кто имел карандаш? а) Оля; б) Галя; в) Валя.
  5. Попов был выше Петрова на 6 см. Попов не выше Боброва. Кто ниже всех? а) Попов; б) Бобров; в) Петров.
  6. Марина не светлее, чем Лена. Лена не светлее, чем Наташа. А Ира темнее Марины. Кто темнее всех? а) Марина; б) Лена; в) Наташа; г) Ира.
  7. У Гали, Ларисы, Нины и Наташи были три набора красок и один набор карандашей. У Нины и Гали были разные наборы, а у Ларисы и Нины одинаковые. Кто имел набор карандашей? а) Лариса; б) Галя; в) Нина; г) Наташа.
  8. У Кости, Антона, Сергея и Глеба было 3 набора шашек и один набор шахмат. У Антона и Сергея были разные игры. У Глеба и Антона были тоже разные игры. Кто имел шахматы? а) Костя; б) Глеб; в) Сергей; г) Антон.

 

 

  1. 2.     Введение постепенно затухающего контроля над выполнением учебных действий.

1 этап.

Алгоритм учебной деятельности целиком организуется, поясняется и контролируется учителем, проставляющим «маркеры» этапов ее выполнения (до стабилизации):

  1. Смотрим номер задания на доске.
  2. Находим этот номер в учебнике.
  3. Читаем задание.
  4. Определяем, сколько маленьких заданий нужно выполнить? Каких?
  5. Это задание основано на правиле… (на формуле)
  6. Что из этого материала вы не помните? Повторите.
  7. Выполняйте первую часть задания.
  8. Выполняйте … часть задания.
  9. Проверьте ответ.
  10. Еще раз прочитайте задание и проверьте, все ли вы выполнили.

2 этап.

Алгоритм учебной деятельности организуется учащимися по наводящим вопросам учителя:

  1. Чтобы выполнить задание, что вы должны сделать сначала?
  2. Что потом?
  3. Какой пройденный материал (правила, формулы) для этого понадобятся?
  4. Что делать, если вы затрудняетесь с решением?
  5. Что делать, когда задание выполнено?

3 этап.

Алгоритм учебной деятельности комментируется учащимися после выполнения задания:

  1. Сначала …
  2. Затем…
  3. Это задание основано на правиле…
  4. Я столкнулся с затруднением (если столкнулся)
  5. Первую часть задания я выполнил так…
  6. Проверил ответ…
  7. Проверил еще раз задание.

4 этап.

После автоматизации алгоритма выполнения заданий учащиеся действуют самостоятельно.

 

 

  1. 3.     Четкое выведение критериев оценки – для самостоятельного оценивания учащимися результатов своей работы.

Порой оценивание ответа ученика носит для учителя субъективный характер – мол, по способностям учащихся, по их самочувствию и т.д. Такими благими намерениями формируется неадекватная самооценка ученика. Он перестает стараться, учится лгать.

«Слабому» ученику в качестве поддержке можно давать индивидуальные задания на карточке, творческие поручения, которые могут быть оценены. Однако, для всех учащихся критерии оценки должны быть одинаковыми и незыблемыми. Понимание неизбежности успеха или наказания позволяет учащимся развить волевые качества.

Критерии оценки должны быть «прозрачными» и понятными для каждого – так, чтобы даже одноклассник смог бы аргументировано оценить товарища.

Невыполнение задания в срок обязательно должно наказываться (за исключением случаев болезни, подтвержденных справкой или запиской от родителей) «двойкой», с возможностью ее исправления (со снижением оценки на балл).

Учитывая состояние учащихся после каникул, первое занятие можно сделать диагностическим (безоценочным), дать возможность ученикам увидеть свои «слабые» места в знаниях и «подтянуться» до следующего урока.

Сегодня 5-бальная система в реальности уже 4-бальная. Никто не ставит «единицы». Но все остальные оценки можно объяснить ученикам:

«2» - не выполнил задание вовсе или выполнил меньше, чем на 50% (например).

«3» - выполнил задание с ошибками; стих учил, но много запинался, местами забывал; учебник не читал, но внимательно слушал на прошлом уроке и что-то рассказывает.

«4» - выполнил задание с небольшим количеством ошибок (ТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО); стих рассказывал почти без запинок, без особого выражения; учебник прочитал, но что-то не допонял.

«5» - выполнил задание полностью; стих рассказал с выражением; учебник прочел и хорошо владеет материалом.

Оценка докладов или рефератов также должна быть аргументированной. При этом, желательно, содержание, оформление и выступление оценивать отдельно.

 

 

  1. 4.     Введение дополнительной зарядки для ума с применением учебного материала, формирование понятийного аппарата учащихся. (подробнее в упражнениях Э.Н. Гарсиа)

Этап мотивации. (краткая беседа с учащимися)

Многие из вас умеют кататься на велосипеде, плавать, бегать. Но если с нами будет заниматься опытный тренер, то результаты будут значительно выше. Как вы думаете, почему?

То же самое происходит и с нашими умственными способностями. Конечно, мы развиваемся, когда читаем книги, учим уроки, но при этом мыслительные процессы идут как бы сами собой, автоматически, неосознанно. Мы не понимаем, как это происходит. Потому те результаты, которые вы показываете в школе, могут быть улучшены за счет специальной гимнастики ума. Занятия спортивной гимнастикой помогают стать сильным, ловким, гибким, выносливым. Гимнастика для ума – это тренировка, с помощью которой вы научитесь четко, ясно и осознанно мыслить: решать задачи, рассуждать, доказывать, спорить.

Для того, чтобы получить хороший результат, необходимо соблюсти несколько условий: нужно иметь желание улучшить свое мышление и активно выполнять предлагаемые упражнения.

  1. Упражнения для развития вербальных способностей.

1.1.        Подбор слов по определенной тематике (можно проводить в форме групповых соревнований – у кого за 5 минут будет длиннее список слов).

1.2.        Устойчивые словосочетания. (учитель называет первое слово, дети – второе)

Примеры:

Скатерть-самобранка, ковер-самолет, Василиса Прекрасная, Баба Яга, Крошечка Хаврошечка, Гуси-лебеди, Змей Горыныч, Меч - кладенец и т.д.

1.3.        Нахождение слов-синонимов.

Примеры:

Учитель – педагог, одежда – наряд, азбука – букварь, народ – люди, актер – артист, быстрота – скорость, хозяин – владелец, солдат – воин и т.д.

1.4.        Усложненный поиск синонимов (из ряда предложенных).

Примеры:

Эволюция (порядок, время, постоянство, случайность, развитие), вера в лучшее (грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие), биография (случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель), 10 дней (декада, каникулы, неделя, семестр, квартал), нравственность (симпатия, красота, дружба, стремление поступать правильно) и т.д.

1.5.        Нахождение слов-антонимов.

Примеры:

Начало – конец, бедный – богатый, тепло – холодно, верх – низ, добрый – злой, трус – герой, правда – ложь и т.д.

  1. Упражнения для развития мыслительных операций.

Перед выполнением упражнений следует провести беседу, поясняющую суть понятия и родовитовых отношений между понятиями.

Вокруг нас существует множество предметов и явлений, с которыми что-либо происходит. Мы думаем об этом, высказываем свои мысли – и окружающие нас люди понимают нас даже тогда, когда не видят этих предметов. Почему? А потому, что мы пользуемся одними и теми же словами и понятиями.

Что такое понятие? Это то главное, что приходит на ум каждому человеку, когда произносят какое-нибудь слово. Например, при слове «яблоко» каждый представит себе круглый фрукт определенного, «яблочного» вкуса. Оно может быть красным, зеленым или желтым, кислым или сладким – но все равно это будет круглый фрукт с собственным вкусом.

Понятия объединяются в классы и делятся на виды. Например, понятия «яблоко», «апельсин», «банан» принадлежат к классу фруктов. «Фрукт» - это родовое, более общее понятие по отношению к понятию «яблоко». В него входит очень много предметов, в том числе и яблоки.

В свою очередь, понятие «яблоко» можно разделить на «красное яблоко», «кислое яблоко», «Машино яблоко» и т.д. Это будут видовые или частные понятия, в которые входит меньшее количество предметов.

2.1.        Определение правильных обобщений. (Ученики должны установить, относится ли в каждой паре слов второе понятие к первому как род к виду. Пример: тигр – кошка, яблоко – фрукт. Важно, чтобы дети не смешивали отношения «вид – род» и «часть – целое» Пример: кошачий хвост – кошка, дерево – лес. Эти примеры неверны, потому что дерево не обладает всеми признаками леса, а хвост – всеми признаками кошки. Для проверки можно использовать слово «любой». (любое дерево – растение)

2.2.        Нахождение обобщающего (родового) и ограничивающего (видового) понятия. (ученики выбирают из пар понятий общее и частное)

2.3.        Обобщение и ограничение понятий. (Учащимся предлагается четыре понятия, среди которых нужно назвать родовое и видовое.)

2.4.        Расположение понятий от более частных к более общим.

2.5.        Расположение понятий в виде системы. Пример: животное – собака – тигр- кошка - лев.

 

2.6.        Выделение существенных признаков понятий (предпосылка к составлению определений). Учащиеся должны среди заданных слов назвать самые существенные для понятия (к понятию «яблоко»: круглое, зеленое, кислое, фрукт).

2.7.        Сравнение пар понятий и нахождение в них общих признаков. (Предлагается сравнить понятия и назвать третье понятие, которое было бы для них общим.

Пример:

Любовь, ненависть (чувства); барометр, термометр (приборы); крокодил, черепаха (животные, рептилии); день, ночь (время суток) и т.д.

2.8.        Нахождение разных логических отношений между понятиями. Для начала ученикам пояснить, что между понятиями могут существовать, помимо уже изученных, и другие отношения:

  1. Часть – целое (хвост – кошка, стена – дом)
  2. Причина – следствие (авария – травма, солнце – загар, укол – боль)
  3. Временная последовательность (вторник – среда, январь – февраль, детство – юность)
  4. Рядоположенность, когда понятия относятся к одному классу предметов и не являются более узкими или широкими по отношению друг к другу (квадрат – треугольник, ухо – глаз, рис – гречка)
  5. Функция, т.е. для чего используется предмет (библиотека – читатель, стол – обед)

2.9.        Усложненный вариант нахождения логических отношений между понятиями. Учащимся предлагается несколько пар слов, отношения между которыми построены на вышеназванных связях. Для шпаргалки приводится шифр, напоминающий об этих связях. Нужно обозначить связь соответствующей буквой из шифра.

Шифр: а) часть – целое; б) вид – род; в) рядоположенность; г) противоположность; д) причина – следствие.

Пример:

1. Испуг – бегство (д); 2. Физика – наука (б); 3. Грядка – огород (а); 4. Похвала – брань (г); 5) Пара – два (в)

2.10.   Исключение лишнего понятия по существенным признакам (Сергей, Михаил, Семен, Сидоров – существенный признак «фамилия», а не буква «М»). Составить словарные ряды желательно из пройденного на уроках материала, чтобы закрепить знания.

Пример:

  1. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
  2. После, раньше, иногда, сверху, позже.
  3. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

2.11.   Пропорции. Ученики должны решить «пропорцию», т.е. найти недостающий элемент.

  1. Добро: зло = день: …   (солнце, ночь, неделя, среда, сутки)
  2. Рыба: сеть = муха: … (решето, комар, паук, жужжать, паутина)
  3. Хлеб: пекарь = дом: … (вагон, город, жилище, строитель, дверь)

Желательно, подобрать пропорции из школьного материала (Человек: мужчина = Сумма: слагаемое)

  1. Задания на понимание смысла текста.

3.1.        Восстановление пропущенных слов. (раздаются тексты с пропущенными словами, о которых надо догадаться по контексту)

3.2.        Понимание метафорических выражений, крылатых выражений. После объяснения смысла метафор и крылатых выражений, дается задание объяснить смысл таких выражений.

Пример:

Острый ум (быстро соображающий, проницательность); сладкая жизнь (обеспеченная, благополучная); грязная работа (нечестная, преступная деятельность, плохо выполненная работа); белая ворона (необычный, отличающийся от всех других человек); волк в овечьей шкуре (обманщик, лицемер) и т.д.

Разбор характеров сказочных героев, персонажей. Обсуждение смысла сказок, проблем, которые эти сказки помогают разрешить.

3.3.        Нахождение узко специализированного смысла в тексте, выражении. (например, физический смысл в пословице – «воду решетом носить»)

 

 

5. Проведение интеллектуальных игр с учащимися для поднятия мотивации и развития отдельных мыслительных операций и речи.

 

И взрослые, и дети знают множество игр. Нужно только их вспомнить и применять в поездках, на прогулках, на переменах.

Балда (развитие гибкости вербального и пространственного мышления)— довольно простая и распространённая настольная игра, в которой необходимо составлять слова с помощью букв, расположенных на игровом поле. Играть могут два и более человек.

Как правило, игровое поле представляет из себя таблицу из 25 клеток (5х5), в центральный горизонтальный ряд которого ставится произвольное слово из пяти букв, каждая буква которого находится в отдельной ячейке. Размеры поля, расположение слова, длину слова можно варьировать, однако необходимо, чтобы количество пустых клеток в начале игры было чётным, чтобы у обоих игроков получилось одинаковое количество слов. Для игры на бумаге необходимо начертить на листке в клеточку квадрат (обычно 5х5, но возможно 7х7 и т. д.). Далее один из игроков придумывает слово с количеством букв равным стороне квадрата и вписывает его в середину квадрата.

Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. (Существует также «королевский» вариант, который предусматривает установку букв по диагонали). После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы. При этом действуют следующие правила:
Слово должно составляться переходом по смежным клеткам, расположенным под прямыми углами относительно друг друга (в «королевском» варианте — в любых смежных направлениях).

Слово должно существовать в словарях.

Слово должно являться нарицательным именем существительным в начальной форме (единственном числе и именительном падеже или множественном числе и именительном падеже в случае слова, не употребляющегося в единственном числе).
В слове должна быть использована поставленная на поле буква. Иногда правила допускают прохождение по одной и той же клетке дважды, то есть, например, из букв К, О, Л можно составить слово «колокол». Например, к слову «балда» первый игрок приписывает букву «к». Получилось слово «лак».
Чем длиннее слово вы придумаете, тем больше очков получаете. Одна буква — одно очко.

Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все клетки.
В каждой клетке по 1 букве, игроки ходят по очереди.
Слова в одной игре повторяться не могут.

По предварительной договорённости, буквы «е» и «ё», а также иногда «и» и «й» считаются за одну и ту же букву.

Запрещается написание слова в случае, если оно уже читается на поле, даже если оно не было составлено ни одним из играющих.
В королевском варианте запрещаются любые самопересечения слова.

 

Виселица (развитие внутреннего плана речи) — игра на бумаге для двух человек.
Один из игроков загадывает слово — пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв, например чертами (существует также вариант, когда изначально все буквы слова неизвестны). Также рисуется виселица с петлёй.

Согласно традиции русских лингвистических игр слово должно быть именем существительным нарицательным в именительном падеже единственного числа, либо множественного числа при отсутствии у слова формы единственного числа.

Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами — столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице (обычно их 6 - голова, туловище, 2 руки и 2 ноги, существует также вариант с 8 частями - добавляются ступни, а также самый длинный вариант, когда сначала за неотгаданную букву рисуются части самой виселицы).

Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий игрок проигрывает, считается повешенным. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово.

 

"Быки и коровы" – развитие логического мышления.

Играют двое человек. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Второй игрок должен отгадать это число.

Ходы делаются по очериди.В каждый ход называется число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык».
Например, первый игрок задумал 8569, а второй игрок назвал 8974. То первый игрок должен сказать: «Один бык и одна корова» (1б,1к).
Свое число задумывает каждый партнер. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.

 

«Крокодил» — это игра-пантомима. Для того, чтобы успешно выполнить задание, нужно весьма неплохо владеть собственным телом и мимикой. Игра очень полезна – ведь в действительности мало кто даже из взрослых может похвастать умением выражать эмоции, чувства с помощью жестов.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного: отгадывать названия бытовых приборов, мебели и т.п. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь прикиньте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более-менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц. В общем, получается очень весело и забавно, особенно если компания подбирается, способная воспринять шутки и оценить старания другого.

Для разминки несколько простых слов

снег, палка, облако, стул, собака, свеча, дед мороз, глобус, ноутбук и т.д.

Фразы из песен

  1. Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас…
  2. Мы вибираем, нас выбирают, Как это часто не совпадает…
  3. Подели-и-ись улыбкою свое-е-ей, и она к тебе не раз еще вернется…
  4. Не кочегары мы не плотники…
  5. Миллион миллион миллион алых роз…
  6. Стоят девченки стоят в сторонке…
  7. Надежда мой компас земной…
  8. Пять минут, пять минут, это много или мало…
  9. и т.д

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сытый голодному не товарищ
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Тише едешь — дальше будешь
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Яйца курицу не учат
  11. Бъёт значит любит
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза бояться, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать
  16. и т.д.

 

Я – знаменитость. (Развитие логики, понятийного аппарата, отработка всех понятийных связей на практике)

Есть множество вариантов игры:

  1. Человек загадывает про себя, что он кто-нибудь (или что-нибудь) – в классическом варианте, некий знаменитый персонаж. Остальные участники с помощью вопросов, на которые ведущий может отвечать только «ДА» или «НЕТ», должны угадать, кто же он такой.
  2. Каждому игроку на спину или на лоб (в мини-формате) крепится табличка с написанным кем-то из участников персонажем. Тогда игроки по очереди угадывают, кто они сами такие. Ход переходит к следующему игроку, если он получил отрицательный ответ на свой вопрос.
  3. Есть уже готовые карточные варианты этой игры, нужно только приобрести их на класс.

 

Хали-хало («Штандер-стоп») – игра для развития пространственного мышления и чувства юмора.

Для игры нужно не меньше 4 игроков и мяч (или палка).

Выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша"; еще вариация - "Хали-хало Паша"). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп! (Хали-Хало стоп!)
Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока.

Шаги были такие:

- гигантские - шаг на весь размах ноги

- человеческие - обычные шаги

- лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой

- муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)

- зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге

- утиные - шаги вприсядку

- лягушка - прыжок

- верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул 

Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например, говорилось: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

 

Литературные источники:

 

  1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. (Часть 3. Учение о формировании психической деятельности)

2.     Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Слово на букву "ТР": что можно сказать о тревоге и тревожных людях?
  • Апатия, усталость от жизни. Инструкция для тех, кто попал в это состояние и для тех, кто хочет помочь близким.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Умереть, чтобы жить. Для всех кто болен раком и для тех, кто работает с такими людьми.
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Это магическое слово «Благодарю!» или про то, что без 5-ого этажа не построишь 6-ой.
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Это волшебное слово «завтра» или жизнь, отложенная на "потом".
  • Кто для кого, деньги для нас или мы для денег?
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Деньги это любят. Три совета на каждый день для тех, кто хочет стать богатым
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Психоаналитическое наблюдение за младенцами: что это и для чего оно нужно?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь