«В начале было слово...» или как, работая онкохирургом, быть человеком

В начале было слово   или как работая онкохирургом быть человеком

Заканчивая медицинский университет, молодой врач выходит из его стен с определенным запасом знаний о человеке, его болезнях, причинах их возникновения и возможных методах лечения. В этом объеме информации доля знаний о психологии человека является минимальной. Вопросы врачебной этики и деонтологии вскользь рассматриваются еще на первых курсах обучения и к его завершению забываются полностью. В результате такой молодой специалист оказывается не готовым к реальной жизни в медицинском сообществе, к адекватному и «целебному» контакту с пациентом, его родственниками да и своими коллегами.

Набираясь опыта, подсмотрев кое-что у старших товарищей, понабивав шишек на своих ошибках, врач постепенно становится таким как все, «растет профессионально». Но что вкладывается в понятие профессионального роста большинством медиков ? Это, в первую очередь, накопление профессиональных, узкоспециализированных знаний, навыков выполнения врачебных манипуляций, операций. Вопросы личностного и духовного роста не поднимаются вообще. Напротив, первоначально идеализированное представление о своей специальности, как о возможности помогать людям, спасать их от тяжелых болезней разбивается о реалии ежедневной работы.

Пациенты умирают, многим из них невозможно помочь, многие умирают из-за позднего обращения, многие – от отсутствия денег на покупку нужных лекарств и недостаточного финансирования больниц. Некоторые больные умирают из-за ошибок, допущенных врачом... и это самые тяжелые для врача переживания.

Постепенно, следуя инстинкту самосохранения, врач эмоционально закрывается. Особенно это касается врачей хирургических специальностей. Оставаясь эмоционально отрешенным от переживаний о пациенте как о человеке с его собственными мыслями, ощущениями, чувствами, хирург приобретает возможность действовать хладнокровно и четко в операционной, где иногда мгновенно нужно принимать решения об изменении хода операции и осуществлять их без дрожи в руках. Не отключаясь от ощущений и чувств, в том числе по отношению к самому себе, практически невозможно оставаться эффективным в операционной во время тяжелой, 6 – 8 часовой операции, когда от физического напряжения судорога хватает мышцы предплечья, а боль в позвоночнике от неподвижного и напряженного положения становится просто невыносимой.

Так, постепенно, из живого человека онкохирург становится эффективным роботом, способным выполнять ювелирной точности оперативные вмешательства, но теряющим возможность находиться в эмоциональном контакте с пациентом, коллегами, своими близкими, ощущать и чувствовать себя. К сожалению, далеко не анекдотичной становится реплика пациента: «Раньше я был профессором - физиком, а теперь стал холециститом из пятой палаты...»

Какова же цена личностных изменений, через которые проходят большинство хирургов? Поначалу мы стараемся достичь определенного статуса, доказать свою значимость. Молодой хирург готов учиться, дежурить, не выходя из клиники и не видя белого света, безвозмездно (или за так называемую зарплату) лечить больных, оперировать, ассистировать на операциях и чем больше, тем лучше. На том периоде энтузиазма врачей до сих пор держится наша медицина в условиях ее нищенского финансирования и абсолютного отсутствия заботы государства о специалистах помогающих специальностей. У некоторых врачей этот период растягивается на годы, иногда на всю профессиональную жизнь. Только продолжительность и качество этой жизни оставляют желать лучшего. Многие из моих коллег уходят из жизни в 40, 50, 60 лет от инфаркта либо какой-нибудь другой катастрофы, не в состоянии нести дальше эту ношу ответственности.

Только своевременная профилактика профессионального выгорания, возможность реализовать собственные духовные потребности, контакт со своими чувствами позволяет хирургу сохранить собственное душевное и физическое здоровье, а также небезразличие и интерес к пациенту. К пациенту, как к живому человеку, с его телом, его болезнью, его ощущениями и чувствами. Боль, дискомфорт, тревога, страх, уныние и надежда – это то, с чем можно работать, то, что либо будет мешать вам помочь пациенту, либо, наоборот, сделает из больного человека вашего союзника в борьбе с болезнью.

В связи с этим нужно вспомнить о ценности слова, разговора врача и пациента. Не минутной встречи во время обхода в палате, выслушивания жалоб и коррекции назначений, а о настоящем разговоре с эмоциональным контактом, глаза в глаза. Разговоре, когда максимально включена эмпатия врача, разговоре о том, что волнует пациента, что он чувствует, что его пугает и чего он, может быть, панически боится.

Морально готовый к обсуждению этих сложных, иногда экзистенциальных вопросов, врач может помочь пациенту увидеть в жизни новый смысл, в каждой ее минуте. Коренными изменениями в жизни онкологических пациентов можно объяснить случаи чудесного исцеления от болезни. Надежда на выздоровление, вселенная в пациента, особенно если она аргументирована возможностью включения его собственных ресурсов противоопухолевой иммунной системы в предотвращение рецидивирования болезни после операции, химиотерапии или лучевого воздействия, дает больному колоссальный ресурс. Он позволяет выжить после самых травматичных и сложных операций, избежать послеоперационных осложнений, легче переносить последствия химиотерапии и радоваться от того, что жив, что сделал свой выбор жить.

Никто не знает, сколько времени нам отведено в этой жизни. Но, сколько бы его ни оказалось, возможность провести это время так, чтобы остаться довольным прожитыми днями, видеть смысл своего существования в каждое мгновение своей жизни, радоваться каждому дню и провожать его с благодарностью, чувствовать свою наполненность и значимость, чувствовать себя счастливым..

 Если после вашего разговора с больным хотя бы что- то откликнулось и загорелось в его душе, будьте уверены, вы, как онкохирург приобрели себе хорошего союзника в вашей нелегкой работе.

 

Сергей Геннадиевич Четвериков, доктор медицинских наук, профессор,врач - онкохирург Университетской клиники Одесского национального медицинского университета. Ирина Александровна Четверикова, врач акушер-гинеколог родильного дома №1 г.Одессы, клинический психолог.

Одесса. Украина. 2013 г.



Просмотров: 737
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Врач и пациент. Чего ждут пациенты от врачей?
  • Чем может быть полезен врач-психотерапевт до родов и после?
  • Иногда чёрная полоса становится взлётной (случай из жизни)
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Психолог – не врач!!! 7 весомейших аргументов, которые я забодался втолковывать каждому заново…
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Вопросы возраста или может ли помочь молодой психолог?
  • Как помочь ребенку установить контакт со своими чувствами?
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Как помогает репаративная терапия? Можно ли помочь пациенту с БАР 2 типа?
  • Сам себе врач
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Когда врач бессилен....
  • Время- главный ресурс жизни человека
  • Программа МИРОТОК позволяет увеличить срок жизни человека ддо 500 лет и больше.
  • Какие ошибки можно избежать молодой семье с ребенком первого года жизни
  • Когда еда становится смыслом жизни.
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Как можно радоваться плохим событиям в своей жизни?
  • Когда смыслом жизни становится мужчина
  • Почему многие люди держатся за «плохое» в своей жизни?
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Психолог vs. Врач-Психотерапевт
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • психолог и врач: не вместо, а вместе
  • Я хожу по замкнутому кругу, но боюсь что-либо менять в своей жизни
  • Опасный смысл: нужно ли искать смысл жизни и предназначение и к чему это может привести
  • Интервизия как возможность профессионального роста.
  • Как помочь ребенку справиться со своими чувствами



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь