|
Интервизия как возможность профессионального роста.Автор статьи: Зотова Софья Ибрагимовна
(Советы по выживанию группы из личного опыта)
«Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества». Макаренко А.С.
«Коллективное бессознательное тем более бессознательно, чем более коллективно» Из несказанного Юнгом.
Статьи об интервизиях принято начинать словами «Интервизия - это супервизия без супервизора». Позволим себе поставить большой знак вопроса. Может ли интервизия заменить супервизию (и наоборот). Для многих коллег интервизорская работа стала необходимой частью психологической практики. Что же такое интервизорская группа, ее цели и задачи и значение в профессиональной жизни? Эта статья является попыткой осмыслить личный опыт создания и участия в нескольких интервизорских группах, а также воспользоваться опытом коллег, которые любезно поделились своими переживаниями, идеями и взглядами на интервизорскую работу.
Интервизия - это представление психологической работы в среде коллег, равных по опыту, статусу (в идеале). В.Андреева об интервизии: «Создание и работа интервизовской группы – это уникальный и творческий процесс, пространство развития через обмен и поиск. Бессознательное собирает нас по своей логике, создает пространство, где мы проживаем и находим части себя. Мы дополняем, отражаемся в друг друге и имеем возможность собирать отклики на материал интервизируемого в интересный и разноплановый материал. Групповой процесс без руководителя (мамы- папы), утверждение себя в группе себе подобных - своего рода инициация взросления, порой сложный, но ценный опыт для тех кто «выживет». Осилит путь идущий. Возможно, это статья поможет сделать этот путь более безопасным».
Интервизия не предполагает обучения, а решает задачи профессиональной поддержки, творческий инсайт— коллективными усилиями. Можно назвать и другие функции интервизий:
Это только некоторые функции интервизионной группы. Нельзя не отметить и некоторый риск, на который идут участники группы. Это касается возможности пошатнуть персоны и маски, которые неизбежно формируются в любом коллективе, тпрофессиональном сообществе, и носят, безусловно, защитный характер. Не все оказываются готовыми к этому. Кроме того, в группе начинаются процессы групповой динамики, которые также приходится принимать во внимание. Но это уже вопросы личной ответственности, профессионализма и личной проработанности участников группы. Самое привлекательное в интервизии то, что это собрание равных, а значит и равная ответственность каждого за существование группы, ее безопасность и эффективность. Наш опыт показал, что безопасность и эффективность обеспечиваются, в том числе и соблюдением правил группы. Необходимость многих из них мы «выстрадали» в процессе работы. Возможно, они окажутся полезными при создании других групп. Правила интервизионной группы. О работе в группе.
Группа собирается в определенное время, в постоянном составе. За жизнеспособность группы ответственны сами участники. На стабильность и единство группы влияет изменения состава группы, посещаемость и опоздания.
Не маловажным является наличие постоянного места для работы группы.Лучше, если место проведения интервизий не принадлежит кому-то из участников, а является нейтральным для всех и все участники несут равную финансовую нагрузку.
Количество участников в группе также влияет на работоспособность группы. В идеале это более четырех участников и на практике редко более 7 человек.
Выбирается модератор, на которого возлагаются функции ведущего. Он следит за соблюдением правил и регламента. Для того, чтобы избежать формирования устойчивого переноса на ведущего как на супервизора, модератор меняется каждую встречу. Время работы группы распределяется на представление случая из практики, рефлексию чувств, возникших у участников во время представления, удовлетворение запроса на интервизию, обратную связь интервизируемого. Здесь следует отметить, что важна не столько схема, сколько соблюдение общепринятого регламента, который контролируется модератором. Это помогает удерживаться от соблазна «скатиться» в супервизирование или «лечение» коллеги и т.д. Соблюдение рамок дает чувство безопасности всем участникам. Наш опыт показал, что оптимальным является поочередное представление случаев каждым участником группы. Участник вправе распорядиться отведенным ему временем по своему усмотрению. Это может быть клиентский случай, опыт групповой работы, обсуждение актуальных для него профессиональных вопросов, клиническая дискуссия и т.д.
Периодически устраивается обсуждение самого процесса интервизии, где предоставляется возможность рефлексии чувств, возникающих в процессе работы группы, когда каждый имеет опыт ведения группы и представления случая. Подобные интервизии интервизий помогают яснее осознавать процессы групповой динамики и корректировать работу группы. Так как нет супервизора – этические моменты – личная ответственность каждого участника. Оптимальным казалось проведение интервизии интервизий после каждого круга смен модератор-интервизируемый. (Т.е. каждый участник побывал один раз в роли модератора и представил свой случай). Не доводите группу до кризиса, обсуждайте регулярно все сложные моменты, а их достаточно и не только в начале работы. Группа развивается, проходит свои этапы.
Разрушительным может оказаться нарушение регламента, образование подгрупп и обсуждение работы вне группы и не полным составом. Опасно для работоспособности группы появление фиксированных ролей участников, что часто наблюдается в «неравномерных» группах. Например, выделяется «наиболее равный» среди равных, претендующий на роль супервизора. Вообще, на жизнестойкость интервизорской группы влияет огромное количество факторов, а способность с ними справляться, конечно же, зависит от зрелости участников. Но, дорогу осилит идущий, а наши пробы и ошибки, надеемся, помогут вам сделать эту дорогу легче и интереснее.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|