Интервизия как возможность профессионального роста.

 

                           (Советы по выживанию группы из личного опыта)

 

«Коллектив возможен только при условии, если он объединяет   людей на задачах деятельности, явно полезной для общества».

Макаренко А.С.

 

«Коллективное бессознательное тем более бессознательно, чем более коллективно»

Из несказанного Юнгом.

 

Статьи об интервизиях принято начинать словами «Интервизия - это супервизия без супервизора». Позволим себе поставить большой знак вопроса. Может ли интервизия заменить супервизию (и наоборот). Для многих коллег интервизорская работа стала необходимой частью психологической практики. Что же такое интервизорская группа, ее цели и задачи и значение в профессиональной жизни? Эта статья является попыткой осмыслить личный опыт создания и участия в нескольких интервизорских группах, а также воспользоваться опытом коллег, которые любезно поделились своими переживаниями, идеями и взглядами на интервизорскую работу.

 

Интервизия - это представление психологической работы в среде коллег, равных по опыту, статусу (в идеале).

В.Андреева об интервизии: «Создание и работа интервизовской группы – это уникальный и творческий процесс, пространство развития через обмен и поиск. Бессознательное собирает нас по своей логике, создает пространство, где мы проживаем и находим части себя. Мы дополняем, отражаемся в друг друге и имеем возможность собирать отклики на материал интервизируемого в интересный и разноплановый материал.

Групповой процесс без руководителя (мамы- папы), утверждение себя в группе себе подобных - своего рода инициация взросления, порой сложный, но ценный опыт для тех кто «выживет». Осилит путь идущий. Возможно, это статья поможет сделать этот путь более безопасным».

 

Интервизия не предполагает обучения, а решает задачи профессиональной поддержки, творческий инсайт— коллективными усилиями. Можно назвать и другие функции интервизий:

  • Интервизионная группа - это профессиональный обмен      информацией. Это возможность познакомиться       с методами и техниками работы, взглядами и подходами коллег.
  • Интервизионная группа – это возможность для      специалиста получить поддержку, новый взгляд на работу с пациентом,      обогатиться опытом коллег, расширить свои профессиональные возможности.      Это особенно ценно, учитывая разноплановость профессиональных интересов участников      группы. Как показывает практика, чем больше разница во взглядах участников      группы, тем выше ее ресурс.
  • Интервизионная группа – это пространство      «контейнирования» тревоги терапевта, что является необходимым как      начинающиму практику, так и опытному терапевту в условиях работы тяжелыми,      сильно нарушенными пациентами. Психолог, работающий с такими пациентами, часто сам нуждается в      поддержке. Группа дает такую возможность.
  • Интервизионная группа – это профилактика «синдрома      выгорания терапевта», т.к. позволяет       экологично проработать негативные чувства, которые непременно возникают в      процессе работы.
  • Интервизионная группа – это предупреждение развития      созависимости, что тоже является реальной опасностью для специалистов,      работающих с проблемой зависимости. Это касается, возможно, всех людей      помогающих специальностей, но в особенности, работающих с детьми и      подростками. Группа помогает      удерживать профессиональную позицию, уберечь участника от «миссии спасательства»      и связанных с этим чувств разочарования и вины.
  •     

    Это только некоторые функции интервизионной группы. Нельзя не отметить и некоторый риск, на который идут участники группы. Это касается возможности пошатнуть персоны и маски, которые неизбежно формируются в любом коллективе, тпрофессиональном сообществе, и носят, безусловно, защитный характер. Не все оказываются готовыми к этому. Кроме того, в группе начинаются процессы групповой динамики, которые также приходится принимать во внимание. Но это уже вопросы личной ответственности, профессионализма и личной проработанности участников группы. Самое привлекательное в интервизии то, что это собрание равных, а значит и равная ответственность каждого за существование группы, ее безопасность и эффективность.

       Наш опыт показал, что безопасность и эффективность обеспечиваются, в том числе и соблюдением правил группы. Необходимость многих из них мы «выстрадали» в процессе работы. Возможно, они окажутся полезными при создании других групп.

     

    Правила интервизионной группы.

  • Принятие правил      интервизионной группы является обязательным условием участия.
  • Участие в группе добровольное.
  • Группа работает в строго определенное время.
  • Единая форма обращения друг к другу для всех членов      группы
  • Модератор группы следит за соблюдением правил,      регламентом, временными рамками
  • Модератор меняется при каждой встречи по очереди
  • Каждый участник представляет свой случай поочередно
  • Обсуждение материала интервизии вне группы      запрещается
  • Периодически устраивается интервизия интервизий,      как возможность рефлексии процесса
  • Новые участники (из числа практикующих психологов и      психотерапевтов) принимаются в группу при условии принятия правил, после двух встреч,      при согласии каждого члена группы.
  •  

    О работе в группе.

     

    Группа собирается в определенное время, в постоянном составе. За жизнеспособность группы ответственны сами участники. На стабильность и единство группы влияет изменения состава группы, посещаемость и опоздания.

     

    Не маловажным является наличие постоянного места для работы группы.Лучше, если место проведения интервизий не принадлежит кому-то из участников, а является нейтральным для всех и все участники несут равную финансовую нагрузку.

     

    Количество участников в группе также влияет на работоспособность группы. В идеале это более четырех участников и на практике редко более 7 человек.

     

    Выбирается модератор, на которого возлагаются функции ведущего. Он следит за соблюдением правил и регламента. Для того, чтобы избежать формирования устойчивого переноса на ведущего как на супервизора, модератор меняется каждую встречу.

    Время работы группы распределяется на представление случая из практики, рефлексию чувств, возникших у участников во время представления, удовлетворение запроса на интервизию, обратную связь интервизируемого. Здесь следует отметить, что важна не столько схема, сколько соблюдение общепринятого регламента, который контролируется модератором. Это помогает удерживаться от соблазна «скатиться» в супервизирование или «лечение» коллеги и т.д. Соблюдение рамок дает чувство безопасности всем участникам.

    Наш опыт показал, что оптимальным является поочередное представление случаев каждым участником группы. Участник вправе распорядиться отведенным ему временем по своему усмотрению. Это может быть клиентский случай, опыт групповой работы, обсуждение актуальных для него профессиональных вопросов, клиническая дискуссия и т.д.

     

    Периодически устраивается обсуждение самого процесса интервизии, где предоставляется возможность рефлексии чувств, возникающих в процессе работы группы, когда каждый имеет опыт ведения группы и представления случая. Подобные интервизии интервизий помогают яснее осознавать процессы групповой динамики и корректировать работу группы. Так как нет супервизора – этические моменты – личная ответственность каждого участника. Оптимальным казалось проведение интервизии интервизий после каждого круга смен модератор-интервизируемый. (Т.е. каждый участник побывал один раз в роли модератора и представил свой случай). Не доводите группу до кризиса, обсуждайте регулярно все сложные моменты, а их достаточно и не только в начале работы. Группа развивается, проходит свои этапы.

     

    Разрушительным может оказаться нарушение регламента, образование подгрупп и обсуждение работы вне группы и не полным составом. Опасно для работоспособности группы появление фиксированных ролей участников, что часто наблюдается в «неравномерных» группах. Например, выделяется «наиболее равный» среди равных, претендующий на роль супервизора. Вообще, на жизнестойкость интервизорской группы влияет огромное количество факторов, а способность с ними справляться, конечно же, зависит от зрелости участников. Но, дорогу осилит идущий, а наши пробы и ошибки, надеемся, помогут вам сделать эту дорогу легче и интереснее.

     

     

     

     



    Просмотров: 672
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Стрекоза и группы психологической поддержки.
  • Знакомство (по результатам встречи психологической группы)
  • Работа с детьми группы риска
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Психологическое бесплодие. Как помочь? Группы психологической поддержки
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Плюсы и минусы психологической группы
  • Посещаемость и пунктуальность психотерапевтической группы
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Плюсы и минусы закрытой психологической группы
  • Первичное собеседование с участником терапевтической группы
  • Группы личностного роста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь