|
Группы личностного роста.Автор статьи: Невойт Татьяна Викторовна
В 50-х годах пришлого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: «тренинговые или Т-группы». В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать собственные эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.д. Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы. Многим становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, опробовать новые формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций. В настоящее время понятие «тренинг» используется весьма широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. Психологический тренинг касается, конечно же, психологических навыков: саморегуляции, развития личности, общения, включая профессиональные навыки. Тренинги личностного роста наиболее близки к психотерапевтическим группам. В них участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению жизненных и профессиональных задач (понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, узнать, как его воспринимают окружающие люди, эффективно применять свои положительные качества, сформировать реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки и т.д.). Сфера личностного роста, личностного и духовного развития представляет собой весьма широкий и разнообразный спектр различных индивидуальных и групповых практик. Определения личностного роста и развития также многообразны и определяются концептуальными основами и субъективными предпочтениями, как групп-лидеров, так и участников. Существенно то, что к развивающим и личностного роста тренингам обращаются вполне благополучные в психологическом отношении люди, испытывающие потребность в самопознании и саморазвитии. Сюда же могут примыкать оккультные, эзотерические, духовные практики, если в них превалирует психологический компонент. Многие тренинги являются тренингами личностного развития. Хотя такого рода методы также могут использоваться и в психотерапии, и в психологическом консультировании. Существует огромное количество различных тренингов личностного роста, имеющих разные концептуальные основания и технологии. Развитие всегда связано с качественным изменением личности, способностей, функций, навыков. Существуют технологии, целенаправленные на формирование определенных новых навыков и умений (например, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, тренинги коммуникативности, сенситивности, креативности), технологии направленные на общее развитие личности (холономная интеграция С.Грофа, интегративные тренинги В.В.Козлова, психосинтез Р.Ассаджиоли, практики йоги и др.). В тренингах личностного роста ведущей концепцией является представление об идеальной, совершенной личности, также различное в разных психологических школах. Сам тренинг организуется как процесс реализации, достижения этого совершенства. В более слабой трактовке развития личности речь может идти о развитии и совершенствовании отдельных качеств и способностей личности. Что же такое личность? Согласно психологическому словарю: «Личность – 1. Отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность. 2. Относительно устойчивая система социально-значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия». Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также – активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде. В структуре личности можно выделить четыре уровня (Д.А.Леонтьев): 1. биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке. 2. индивидуальные особенности психологических процессов человека (память, мышление, эмоции, способности). Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от опыта, тренировки, развития этих качеств. 3. индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и могут быть изменены с помощью тренировки. 4. высший уровень личности составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентаций – идеальные представления о хорошем. Это основания для субъективной оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Ценностные ориентации (интенциональные основания) определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Интенциональные основания оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Они формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате тренинга и влечет за собой перестройку всей личности. Но в обыденном сознании личность не интересуется своим происхождением, в каждый данный момент исходя из себя как конечной инстанции, порождающей социально упорядоченное полотно жизни. Эта жизнь слабо рефлексирует не только по поводу своего источника, но и весь ее процесс по существу протекает бессознательно, автоматически, как сон, в котором субъект не сознает, что это именно он именно сейчас совершает весь процесс жизни и что в любой момент он может выйти из игры и породить новую реальность с новым процессом жизни или отстраниться и наблюдать за ним. По сути, привычные социальные стимулы порождают привычные реакции: ощущения, чувства, мысли, действия, - и привычную включенность, неотделимость, «вклеенность» в них. Личностный же рост заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. Личностный потенциал – это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А.Леонтьев). Иначе говоря, это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего из своих внутренних критериев и представлений. Отталкиваясь от понятия «личности», «личностного потенциала», мы можем определить круг вопросов, решением которых занимается тренинг личностного роста, структурировав их на три блока: Личность является носителем социума. Мир репрезентирован в личности, и она через свою многообразную деятельность постоянно воспроизводит его и порождает новые смыслы и социальные реальности. Исходя из тезиса «мир-личность» тренинги личностного роста можно поделить на два типа. Тренинги первого типа работают с проблемами личности или развивают личность, не открывая ничего принципиально нового. Их главная задача помочь личности вернуться к некоторому достаточному уровню социальной адаптивности, к социально приемлемой норме функционирования в обществе, или сформировать и развить, усилить заранее известные качества личности. Здесь очень много манипулятивных техник, направленных на решение каких-либо проблем. Основным критерием отнесения тренинга к этому типу является то, что он за точку отсчета берет мир с его условными ценностями, которые в глазах обыденного сознания могут иметь абсолютное значение, но смыслы, имеющие экзистенциальную нагруженность, полностью им игнорируются или переводятся в плоскость социально приемлемых значений. Тренинги личностного роста второго типа рассматривают и решают вопрос происхождения личности, ее внесоциальных истоков. Это область трансперсональных исследований. Хотя личность как таковая целиком социальна по происхождению, сам онтологический механизм конструирования социального пространства, а значит и личности, лежит за пределами социума. Личность актуально не имеет средств для ориентации в трансперсональных сферах. Хотя она выносит на уровень осознания определенный опыт и интерпретирует его в привычных ей категориях, как бы объясняя неизвестное через известное. Таким образом, идет процесс расширения сознания за границы социального бытия, личность приобретает новые смыслы, переживания, возможности, интегрируя себя и ощущая все большую свою завершенность. Научная психология ХХ столетия по большей части выработала социальные психопрактики, позволяющие развить те или иные социальные навыки, повысить уровень адаптации к социуму, разрешить личностные кризисы приемлемым для общества способом. Бихевиоризм, когнитивизм, отечественная психология советского периода работали и работают с социальной личностью и по заданным обществом параметрам. В то же время с древнейших времен существуют психопрактики, открывающие иные горизонты, трансцендентные социальному бытию человека (шаманизм, герметизм, йога, буддизм, даосизм, теософия). В ХХ веке научная психология сделала первые шаги в этом направлении в лице психоаналитических и гуманистических школ в этом направлении. С появлением трансперсональной психологии эта сфера получила адекватные средства научного анализа и сегодня активно развивается. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|