Отношение личности, как критерий личностного роста и показатель её зрелости.

Желание иметь около себя верных, честных, сильных друзей присуще многим, в данной статье изложен материал, который может послужить Вам пищей как к размышлению, так и к действию по формированию Вашего «круга общения».

Уважительное отношение личности при коммуникациях между субъектами, и при коммуникации с обществом, с нашей точки зрения, является результатом проявления личности. Д.Григорьев понятие личность освещает как одну из составляющей человека, стоящей в связке с другими, такими как индивид, субъект и индивидуальность. Понятие личность Д.Григорьев трактует через определение «человека, как члена общества, определяющего свое место в этом обществе, свое отношение к другим людям, к миру, к себе самому».

Термин «взаимодействие» энциклопедический словарь толкует через взаимную связь явлений с точки зрения воздействие различных предметов, явлений и т.п. друг на друга, обусловливающее их изменение.

В энциклопедическом словаре психологии и педагогики взаимодействие трактуется как взаимные воздействия или влияния на кого- либо или что-либо и обратно, а социальное взаимодействие характеризуется поведением одного индивида, которое выступает стимулом для поведения другого и наоборот.

Синонимичным понятием «взаимодействию» является термин «взаимоотношение». Д. Ушаков «взаимоотношение» толкует как взаимодействие; взаимную связь; взаимные отношения двух или нескольких лиц.

Взаимоотношения являются социально-психологическим результатом (продуктом) общения. Они вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психологической деятельности, которая включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения  лиц, находящихся в общении.

Осуществив сравнительный анализ терминов «взаимодействие» и «взаимоотношение», мы в контексте исследования сформулировали вывод: общая черта терминов является поочередная способность бытия причиной передачи информации (вербальной и не вербальной) или действия, и следствием чьей-то передачи информации (вербальной и не вербальной) или действия. Источником передачи информации (вербальной и не вербальной) или действия являются взаимодействующие личности, поэтому мы считаем, что важной составляющей понимания взаимоотношений в коллективе является осмысление термина межличностных отношений.

В психолого-педагогической литературе существенных расхождений трактовок данного термина нами обнаружено не было. В психологическом словаре понятие межличностные отношения выражается как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

С.Головин межличностные отношения трактует как взаимосвязи между людьми переживаемые субъективно и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения учёный рассматривает как сложную и не статичную структуру, которую мы выстраиваем и преобразовываем ещё с ранних лет. Навыки создания межличностных отношений определяются воспитанием, полученным в воспитательном пространстве субъекта. Они определяют круг наших друзей, знакомых и прочих людей, с которыми мы строим межличностные отношения.

Расхождения взглядов исследования межличностных отношений обнаружено в их классификации. Расхождения классификации межличностных отношений базируется на определении параметров классификации, обозначении различными терминами схожих смысловых понятий.

В.Мясищев пишет об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях полярных отношений дружбы и вражды. Ученый в своих трудах ссылается на подход В.Сталина, который эмпирически выделил три биполярные шкалы отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность. В.Мясищев показывает точку зрения на классификацию А.Кроник и Е.Кроник, использовавших такие же биполярные шкалы понятий «валентность», «позиция» и «дистанция», и выделявших позитивные отношения — негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие отношения — далекие отношения.

И.Ялом, взяв за основу работы А.Маслоу и Э.Фромма, разделил межличностные отношения на аутентичные, подлинные или зрелые, и дефицитарные или патологические. Различие между категориями  обусловлено ориентацией индивидов, то есть ориентация на рост личности или на восполнение дефицита. Личность, ориентированная на рост,  относится к другим как к сложным, уникальным, целостным существам и не рассматривает их как источник снабжения. При ориентации личности на восполнение дефицита, другие воспринимаются с точки зрения полезности, и на аспекты другой личности, не связанные с собственными нуждами, он либо вообще не обращает внимания, либо относится к ним как к раздражителю.

И.Ялом пишет, что степень зрелости влияет на другие параметры межличностных отношений, такие как: степень определенности, глубины, устойчивости, осознанности, этичности. Характерные черты зрелых отношений — взаимность, активность, уважение, подлинное знание о другом, способность отдавать и независимость.

Н.Обозов в своих работах, ссылается на классификацию отношений, предложенную Т.Лири. Т.Лири выделил стиль агрессивно-доминирующих и стиль дружелюбно-подчиненных межличностных отношений. Агрессивно-доминирующий стиль разделяется на властно-лидирующий, независимый - доминирующий, прямолинейный - агрессивный и недоверчивый - скептический стили. Дружелюбно-подчиненный стиль включает в себя покорно - застенчивый, зависимо - послушный, сотрудничающий - конвенциональный и ответственно - великодушный стили.

Н.Обозов описывает классификацию межличностных взаимоотношений через такие критерии как: глубина отношений, избирательность в выборе партнеров, функция отношений. Межличностные отношения учёный разделил следующим образом: отношения  знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные. Главным критерием, по его мнению, является мера, глубина вовлечения личности в отношения, а дополнительные критерии - это дистанция между партнерами, продолжительность и частота контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям договорённости.

Стратификация отношений у Д.Григорьева следующая: ценностные (позитивные), не ценностные (равнодушные) и антиценностные (негативные). Ценностное отношение Д.Григорьев трактует, ссылаясь на М.Кагана, как отношение субъекта к объекту как к ценности, выражаемое в выявлении объективного значения объекта, и в наделении объекта субъективным смыслом. 

Отношения также характеризуются таким критерием, как устойчивость данных отношений. Д.Григорьев выделяет три типа отношений: ситуативные отношения, устойчивые отношения и незыблемые отношения. Ситуативные отношения, характеризуются изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. Устойчивые отношения, характеризуются относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. Устойчивые, осознанные, отрефлексированные отношения личности к миру, другим и самому себе фиксируются в позиции. Но позиция не является раз и навсегда сформированной. Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством, не изменчивостью. В истории человечества примеров этому не так много. Носители таких отношений, как правило, очень яркие, незаурядные личности. Это или фанатики, или подвижники.

Практические психолого-педагогические наблюдения в профессиональной сфере, подкрепленные вышеуказанными теоретическими исследованиями формируют вывод, что устойчивыми ценностными отношениями к себе, к окружающим людям, животным, да и в целом ко всему окружающему миру. Как это проявляется? Или как это наблюдать? Дайте свободу в общении и через это вы увидите отношение личности к себе. Но если Вы хоть как то начнёте ограничивать собеседника, то есть возражать или противоречить, то Вы упустите возможность оценить уровень зрелости личности. Лучше добавьте в беседу уточняющие вопросы. И главное, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛИЧНОСТЬ ВСЛУХ, ведь мы меняемся и каждый из нас способен к личностному росту. Каждый из нас завтра может быть лучше, чем вчера.

 

Список литературы:

  1. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c
  2. Энциклопедический словарь Год выпуска: 2009 Автор: Хеффе О., Малахов B.C. и др. (ред.) Жанр: справочное издание Издательство: Культурная революция
  3. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.
  4. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
  5. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
  6. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998
  7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, 1998. С. 491 – 800 с.
  8. Мясищев В.Н., Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности. Хрестоматия / В.Н. Мясищев. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. - Т 2 - С.197-244
  9. Д.Ирвин, И.Ялом, Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. — М.: “Класс”, 1999. — 576 с
  10. Обозов Н.Н., Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - К.: "Лыбидь", 1990. – 192 с.


Просмотров: 479
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Межличностные отношения студентов и восприятие отношений с родителями в детстве
  • Меня не слышат. Отношения между мужчиной и женщиной. Психология отношений.
  • «Отношения с родителями в детстве и межличностные отношения студентов»
  • Отношения с другими не бывают лучше отношений с собой
  • Три типа отношений, которые обеспечивают нам все. Отношения №1.
  • Три типа отношений, которые обеспечивают нам все. Отношения №2.
  • Идеальные отношения. 5 принципов. Психология отношений
  • Отношения - для нас, или мы - для отношений?
  • Отношения внутри отношений
  • Взаимоотношения и уверенность в себе. Психология межличностных отношений.
  • Взаимоотношения и уверенность в себе. Психология межличностных отношений.
  • С какой целью мы входим в отношения из жалости. Риски таких отношений.
  • Танец отношений. Как начать отношения
  • 10 секретов гармоничных отношений. Поведение в конфликтах: семья и близкие отношения.
  • Отношения с работой как продолжение отношений с собой
  • Начало отношений (Как правильно строить отношения 5)
  • Как починить отношения? Часть 1: основа отношений
  • Про отношения (часть 2) . Страх прекращения отношений
  • Почти начало отношений (Как правильно строить отношения 3)
  • Разрушители отношений: 10 признаков того, что вы разрушаете отношения
  • СОЗАВИСИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ: признаки, способы улучшения отношений.
  • «Сделать» счастливыми отношения или психологическая культура отношений!
  • О смысле природы отношений мужчины и женщины. Кто инициирует отношения?
  • Как романтический образ отношений мешает найти и построить отношения
  • Почему отношения загибаются? Как избавиться от Страха разрушения отношений.
  • Сексуальные отношения людей с нарциссической структурой личности.
  • Женщина. Путь отношений, часть третья. Этапы развития отношения.
  • В копилку отношений: Как надолго сохранить отношения живыми и не переставать развивать их
  • Модель отношений и семейный бюджет: как Деньги сближают или портят отношения?
  • Отношения между мужчиной и женщиной, как найти свою половинку, как сохранить, улучшить свои отношения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь