|
Отношение личности, как критерий личностного роста и показатель её зрелости.Автор статьи: Усольцев Игорь Валерьевич
Желание иметь около себя верных, честных, сильных друзей присуще многим, в данной статье изложен материал, который может послужить Вам пищей как к размышлению, так и к действию по формированию Вашего «круга общения». Уважительное отношение личности при коммуникациях между субъектами, и при коммуникации с обществом, с нашей точки зрения, является результатом проявления личности. Д.Григорьев понятие личность освещает как одну из составляющей человека, стоящей в связке с другими, такими как индивид, субъект и индивидуальность. Понятие личность Д.Григорьев трактует через определение «человека, как члена общества, определяющего свое место в этом обществе, свое отношение к другим людям, к миру, к себе самому». Термин «взаимодействие» энциклопедический словарь толкует через взаимную связь явлений с точки зрения воздействие различных предметов, явлений и т.п. друг на друга, обусловливающее их изменение. В энциклопедическом словаре психологии и педагогики взаимодействие трактуется как взаимные воздействия или влияния на кого- либо или что-либо и обратно, а социальное взаимодействие характеризуется поведением одного индивида, которое выступает стимулом для поведения другого и наоборот. Синонимичным понятием «взаимодействию» является термин «взаимоотношение». Д. Ушаков «взаимоотношение» толкует как взаимодействие; взаимную связь; взаимные отношения двух или нескольких лиц. Взаимоотношения являются социально-психологическим результатом (продуктом) общения. Они вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психологической деятельности, которая включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения лиц, находящихся в общении. Осуществив сравнительный анализ терминов «взаимодействие» и «взаимоотношение», мы в контексте исследования сформулировали вывод: общая черта терминов является поочередная способность бытия причиной передачи информации (вербальной и не вербальной) или действия, и следствием чьей-то передачи информации (вербальной и не вербальной) или действия. Источником передачи информации (вербальной и не вербальной) или действия являются взаимодействующие личности, поэтому мы считаем, что важной составляющей понимания взаимоотношений в коллективе является осмысление термина межличностных отношений. В психолого-педагогической литературе существенных расхождений трактовок данного термина нами обнаружено не было. В психологическом словаре понятие межличностные отношения выражается как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. С.Головин межличностные отношения трактует как взаимосвязи между людьми переживаемые субъективно и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения учёный рассматривает как сложную и не статичную структуру, которую мы выстраиваем и преобразовываем ещё с ранних лет. Навыки создания межличностных отношений определяются воспитанием, полученным в воспитательном пространстве субъекта. Они определяют круг наших друзей, знакомых и прочих людей, с которыми мы строим межличностные отношения. Расхождения взглядов исследования межличностных отношений обнаружено в их классификации. Расхождения классификации межличностных отношений базируется на определении параметров классификации, обозначении различными терминами схожих смысловых понятий. В.Мясищев пишет об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях полярных отношений дружбы и вражды. Ученый в своих трудах ссылается на подход В.Сталина, который эмпирически выделил три биполярные шкалы отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность. В.Мясищев показывает точку зрения на классификацию А.Кроник и Е.Кроник, использовавших такие же биполярные шкалы понятий «валентность», «позиция» и «дистанция», и выделявших позитивные отношения — негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие отношения — далекие отношения. И.Ялом, взяв за основу работы А.Маслоу и Э.Фромма, разделил межличностные отношения на аутентичные, подлинные или зрелые, и дефицитарные или патологические. Различие между категориями обусловлено ориентацией индивидов, то есть ориентация на рост личности или на восполнение дефицита. Личность, ориентированная на рост, относится к другим как к сложным, уникальным, целостным существам и не рассматривает их как источник снабжения. При ориентации личности на восполнение дефицита, другие воспринимаются с точки зрения полезности, и на аспекты другой личности, не связанные с собственными нуждами, он либо вообще не обращает внимания, либо относится к ним как к раздражителю. И.Ялом пишет, что степень зрелости влияет на другие параметры межличностных отношений, такие как: степень определенности, глубины, устойчивости, осознанности, этичности. Характерные черты зрелых отношений — взаимность, активность, уважение, подлинное знание о другом, способность отдавать и независимость. Н.Обозов в своих работах, ссылается на классификацию отношений, предложенную Т.Лири. Т.Лири выделил стиль агрессивно-доминирующих и стиль дружелюбно-подчиненных межличностных отношений. Агрессивно-доминирующий стиль разделяется на властно-лидирующий, независимый - доминирующий, прямолинейный - агрессивный и недоверчивый - скептический стили. Дружелюбно-подчиненный стиль включает в себя покорно - застенчивый, зависимо - послушный, сотрудничающий - конвенциональный и ответственно - великодушный стили. Н.Обозов описывает классификацию межличностных взаимоотношений через такие критерии как: глубина отношений, избирательность в выборе партнеров, функция отношений. Межличностные отношения учёный разделил следующим образом: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные. Главным критерием, по его мнению, является мера, глубина вовлечения личности в отношения, а дополнительные критерии - это дистанция между партнерами, продолжительность и частота контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям договорённости. Стратификация отношений у Д.Григорьева следующая: ценностные (позитивные), не ценностные (равнодушные) и антиценностные (негативные). Ценностное отношение Д.Григорьев трактует, ссылаясь на М.Кагана, как отношение субъекта к объекту как к ценности, выражаемое в выявлении объективного значения объекта, и в наделении объекта субъективным смыслом. Отношения также характеризуются таким критерием, как устойчивость данных отношений. Д.Григорьев выделяет три типа отношений: ситуативные отношения, устойчивые отношения и незыблемые отношения. Ситуативные отношения, характеризуются изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. Устойчивые отношения, характеризуются относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. Устойчивые, осознанные, отрефлексированные отношения личности к миру, другим и самому себе фиксируются в позиции. Но позиция не является раз и навсегда сформированной. Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством, не изменчивостью. В истории человечества примеров этому не так много. Носители таких отношений, как правило, очень яркие, незаурядные личности. Это или фанатики, или подвижники. Практические психолого-педагогические наблюдения в профессиональной сфере, подкрепленные вышеуказанными теоретическими исследованиями формируют вывод, что устойчивыми ценностными отношениями к себе, к окружающим людям, животным, да и в целом ко всему окружающему миру. Как это проявляется? Или как это наблюдать? Дайте свободу в общении и через это вы увидите отношение личности к себе. Но если Вы хоть как то начнёте ограничивать собеседника, то есть возражать или противоречить, то Вы упустите возможность оценить уровень зрелости личности. Лучше добавьте в беседу уточняющие вопросы. И главное, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛИЧНОСТЬ ВСЛУХ, ведь мы меняемся и каждый из нас способен к личностному росту. Каждый из нас завтра может быть лучше, чем вчера.
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|