|
Вопросы возраста или может ли помочь молодой психолог?Автор статьи: Анастасия Кедровская
При первичном общении с клиентами нередко встает вопрос о моем молодом возрасте (на данный момент мне 25 лет): «сможет ли мне помочь столь молодой специалист?» или «я выбрал(а) молодого психолога, т.к. вам близки проблемы моего возраста». И я стала замечать некое внутреннее противоречие: с одной стороны мне хотелось скорее повзрослеть, а в профессиональном плане это означало для меня подкрепиться весомыми знаниями, и распрощаться с позицией неопытности, а с другой стороны не хотелось ускорять прощание с молодостью, от которой для некоторых клиентов веет свежими идеями и возможностью взаимодействовать с терапевтом на равных. Возрастной разброс среди моих клиентов имеет свою специфику: в социальной службе я работаю психологом с пожилыми людьми (70 - 95 лет), а в своей частной практике примерный возраст большинства моих клиентов от 18 до 30 лет, т.е. это периоды юности и ранней взрослости. Каждый из них приходит в психотерапию со своими требованиями к себе и окружающему миру (в частности ко мне, как психологу, с которым они вступают во взаимоотношения). И тогда у меня назрел следующий вопрос: что является центральной проблемой моих клиентов, находящихся в различных возрастных периодах, а, следовательно, и моей, как специалиста и как человека, пребывающего в процессе взросления? Как правило, клиенты приходят в терапию в период отсутствия удовлетворения жизненно-необходимых потребностей, т.е. когда происходит нарушение творческого приспособления к предлагаемым возможностям его окружающей среды (к примеру, в молодости – это отсутствие опоры на себя, зависимость или изоляция от старшего поколения; а в старости – это потеря имевшихся ранее опор: утрата физических возможностей, потери близких). Тогда, ожидая изменений в своей жизненной ситуации, они обращаются к психологу с запросом на преобразование себя из «какой я есть» в ожидаемое «я должен быть». Среди молодых людей распространенной темой является зависимость (финансовая, психологическая) от значимых взрослых, они ощущают себя беспомощными, подавляемыми авторитетными фигурами и, стремятся к взрослости, зачастую не имея сформированных внутренних ориентиров. Пожилые люди, напротив, теряют или ощущают недостаток поддержки младшего поколения, при этом попадают в ту же точку беспомощности, и, сожалея об утраченной автономии, которую они ощущали в молодости, негативно воспринимают собственное старение (отрицают его, впадают в депрессию). В обоих случаях происходит потеря опоры на ценность настоящего, тех ресурсов, которыми и те и другие обладают в данной жизненной точке. Но для того, чтобы желаемые изменения произошли, человеку необходимо как раз таки остановиться в определенном месте и ощутить твердую опору для следующего шага. Такой опорой является присвоение уже имеющегося опыта с его возможностями и ограничениям, признание ценности «я сейчас». Поэтому в любом возрасте важно признавать его реальные пределы, но при этом не забывать и о потенциалах. Да, молодость - это зачастую отсутствие устойчивых собственных идеалов, но, это и открытость всему новому, готовность рисковать; а старость - и, правда, время снижения различных форм активности, но также, это колоссальные запасники личных «проб и ошибок», которые помогут ориентироваться в самых непредсказуемых условиях жизни. И в заключение, хочется добавить о себе следующее: я признаю, что нахожусь в начале своего профессионального пути, и у меня отсутствует многолетний опыт психологической практики, я многому еще учусь в совместном процессе со своими клиентами, а также у опытных учителей; но при этом я не меньше знаю о своем терапевтическом азарте, о готовности открываться всему неизвестному, в каждом новом клиентском случае, и что немаловажно, я в силах признавать ошибки молодости и двигаться с полученным опытом вперед. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|