Самооценка или ценность себя. Про терапию - для терапевтов и клиентов.

Автор статьи: Елена Денкова

В популярной психологии есть мнение, что самооценка человека – функция внешняя, социальная, не присущая самому человеку. Это – его отражение в других людях, то, каким они его видят. Отсюда рекомендация – работай над собой, становись более интересным, профессиональным, умелым, совершенствуй себя, и с твоей самооценкой – ценностью себя - всё будет ок.
Низкая самооценка, ценность себя – частый запрос к психологу, осознаваемый и озвученный или «проглядывающий» сквозь другие темы, торчащий как шило из мешка.

Я не опровергаю значение внешнего отражения, но и не открою Америку, написав, что ценность себя закладывается в раннем детстве, когда ребенок впервые, обычно около трёх лет, начинает ощущать себя отдельным от родителя (чаще всего мамы), пробовать своё «Я» на вкус. Все, кто близко контактировал с детьми, знает это прекрасное время, родители так и вовсе вряд ли его забудут :) У моего сына, например, утро начиналось со слов «Не доброе не утро!» Вот это формирование «Я» у ребенка и есть самооценка во взрослой жизни. Если ребенок получает достаточно отражения, подтверждения от родителя - «я хороший», его функция «Я» становится устойчивой - спокойной и уверенной – «что бы ни случилось со мной, я всё равно хороший, а ошибки я исправлю». Если же отражения «я хороший» от родительской фигуры было не достаточно, или было это отражение недовольным, винящим за оплошности, стыдящим за несовершенство, то вместо вырастания своего "Я" встраивается, интернализируется стыдящая или винящая фигура, внутренний критик – жестокий и беспощадный. Это он не даёт права на ошибку, это его голосом человек жестоко ругает себя за оплошность, долго переваривает «а как надо было бы поступить?» и старается избегать ситуаций в жизни, где можно почувствовать себя плохим, несоответствующим, незначительным, защититься от них. Собственно, нарциссическая травма как она есть.

И вот внешнее отражение от взаимодействий с людьми «ложится» на эту основу, на наше ощущение «Я». Если кому-то не повезло (многим из нас, к сожалению), и у него нет вот этого базового ощущение себя достаточно хорошим, можно сколько угодно совершенствоваться, получать отражение из внешнего мира «ух ты, какой ты классный!», то его – это отражение – невозможно присвоить, сделать своим, повлияв на самооценку, почувствовав себя более ценным. Внутренний критик сильнее, он вон сколько лет с человеком и говорит таким родным и понятным голосом, в его правоте невозможно усомниться, ведь он часть человека, осознаваемая своей как рука или голос.

То есть, если падение самооценки ситуативно, случилось что-то из ряда вон – сокращение на работе, любимая бросила или что-то еще, то рекомендация «работай над собой, становись более интересным, профессиональным, умелым, совершенствуй себя», безусловно, поможет. А если нет? Если я-концепция человека существенно изменена, искажена в соответствии с убеждениями, ценностями и стилем поведения родительской фигуры, что тогда?

Тогда приходится долго взращивать в себе «хорошего родителя», который потеснит внутреннего критика. Хороший родитель это и есть здоровая я-концепция – «я достаточно хороший», устойчивая самооценка. В психотерапии это долгий процесс поддержки, потом постепенного конфронтирования с отжившими своё способами контактирования, мешающими свободному течению жизни. Тот самый баланс поддержки и фрустрации, который делает возможным воспринять новый опыт, встроить его на место отжившего старого.

И вот что я, собственно, хочу сказать. Невозможно научить чему-то, можно только научиться. То есть терапевт, как бы хорошо и правильно не работал, не может сделать самого главного для клиента – вот этого вот рывка, когда нужно рискнуть оторваться от привычных моделей поведения и «прыгнуть» в новое. Я воспринимаю такое качественное изменение как скачок сродни квантовому - переходу на новый уровень. То самое, когда количество переходит в новое качество, помните законы диалектики? Так вот, этот скачок совершить может только сам клиент. И я думаю, что это про сепарацию. Потому что терапевт в какой-то момент должен удержаться в «плохой» фигуре, фрустрировать без поддержки, чтобы клиент «оттолкнулся» от терапевта, нащупав, как дно, то самое, своё подросшее в терапии «Я» и мог совершить этот скачок.

И я думаю, что это самый трудный, кульминационный момент в психотерапии – как для клиента, так и для терапевта. Могу сказать, что главная задача терапевта – почувствовать этот момент, когда энергия для скачка накоплена, когда «Я» выросло достаточно, чтобы устоять, не свалиться в ретравматизацию (а это случается, если происходит раньше времени), увидеть «взрослость» клиента, дать ему тем самым признание равной позиции «ты такой же, как и я, ты – можешь!»

А что главное для клиента? Наверное, знать, что это возможно. Что путь – такой, что будет трудно, и без риска никак. Наверное, для этого я и пишу. А еще – перевариваю, ассимилирую свой опыт – для меня это важный момент, назвать его словами, выливая на бумагу. Психолог, психотерапевт, он ведь тоже клиент :)

Важная добавка - когда самооценка завышена, по типу "кто эти люди вокруг? и что они могут вообще знать? и обо мне в частности?" - это те же "яйца", только в профиль. Это другой полюс той же самой проблемы. Но, поскольку, к психологу с проблемой завышенной самооценки не обращаются, поэтому важное, тем не менее, замечание оставлю здесь, в конце статьи.



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Себя невозможно изменить (что делать, если ты недоволен собой)
  • Ценность себя и самооценка
  • Самооценка и ценность себя
  • Самооценка или ценность себя ?
  • легчает ли если есть опора на себя?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • 9 способов научиться принимать себя таким, какой есть
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Если вы для себя не ценность…
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Достаточно хороший родитель - кто он, какой он?
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • Утешает только самое простое - маленькая заметка про "себя"
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Сказочная история о том, что случается, когда любишь только себя
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...
  • Почему так страшно принимать себя таким, какой ты есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь