|
Самооценка или ценность себя. Про терапию - для терапевтов и клиентов.Автор статьи: Елена Денкова
В популярной психологии есть мнение, что самооценка человека – функция внешняя, социальная, не присущая самому человеку. Это – его отражение в других людях, то, каким они его видят. Отсюда рекомендация – работай над собой, становись более интересным, профессиональным, умелым, совершенствуй себя, и с твоей самооценкой – ценностью себя - всё будет ок. Я не опровергаю значение внешнего отражения, но и не открою Америку, написав, что ценность себя закладывается в раннем детстве, когда ребенок впервые, обычно около трёх лет, начинает ощущать себя отдельным от родителя (чаще всего мамы), пробовать своё «Я» на вкус. Все, кто близко контактировал с детьми, знает это прекрасное время, родители так и вовсе вряд ли его забудут :) У моего сына, например, утро начиналось со слов «Не доброе не утро!» Вот это формирование «Я» у ребенка и есть самооценка во взрослой жизни. Если ребенок получает достаточно отражения, подтверждения от родителя - «я хороший», его функция «Я» становится устойчивой - спокойной и уверенной – «что бы ни случилось со мной, я всё равно хороший, а ошибки я исправлю». Если же отражения «я хороший» от родительской фигуры было не достаточно, или было это отражение недовольным, винящим за оплошности, стыдящим за несовершенство, то вместо вырастания своего "Я" встраивается, интернализируется стыдящая или винящая фигура, внутренний критик – жестокий и беспощадный. Это он не даёт права на ошибку, это его голосом человек жестоко ругает себя за оплошность, долго переваривает «а как надо было бы поступить?» и старается избегать ситуаций в жизни, где можно почувствовать себя плохим, несоответствующим, незначительным, защититься от них. Собственно, нарциссическая травма как она есть. И вот внешнее отражение от взаимодействий с людьми «ложится» на эту основу, на наше ощущение «Я». Если кому-то не повезло (многим из нас, к сожалению), и у него нет вот этого базового ощущение себя достаточно хорошим, можно сколько угодно совершенствоваться, получать отражение из внешнего мира «ух ты, какой ты классный!», то его – это отражение – невозможно присвоить, сделать своим, повлияв на самооценку, почувствовав себя более ценным. Внутренний критик сильнее, он вон сколько лет с человеком и говорит таким родным и понятным голосом, в его правоте невозможно усомниться, ведь он часть человека, осознаваемая своей как рука или голос. То есть, если падение самооценки ситуативно, случилось что-то из ряда вон – сокращение на работе, любимая бросила или что-то еще, то рекомендация «работай над собой, становись более интересным, профессиональным, умелым, совершенствуй себя», безусловно, поможет. А если нет? Если я-концепция человека существенно изменена, искажена в соответствии с убеждениями, ценностями и стилем поведения родительской фигуры, что тогда? Тогда приходится долго взращивать в себе «хорошего родителя», который потеснит внутреннего критика. Хороший родитель это и есть здоровая я-концепция – «я достаточно хороший», устойчивая самооценка. В психотерапии это долгий процесс поддержки, потом постепенного конфронтирования с отжившими своё способами контактирования, мешающими свободному течению жизни. Тот самый баланс поддержки и фрустрации, который делает возможным воспринять новый опыт, встроить его на место отжившего старого. И вот что я, собственно, хочу сказать. Невозможно научить чему-то, можно только научиться. То есть терапевт, как бы хорошо и правильно не работал, не может сделать самого главного для клиента – вот этого вот рывка, когда нужно рискнуть оторваться от привычных моделей поведения и «прыгнуть» в новое. Я воспринимаю такое качественное изменение как скачок сродни квантовому - переходу на новый уровень. То самое, когда количество переходит в новое качество, помните законы диалектики? Так вот, этот скачок совершить может только сам клиент. И я думаю, что это про сепарацию. Потому что терапевт в какой-то момент должен удержаться в «плохой» фигуре, фрустрировать без поддержки, чтобы клиент «оттолкнулся» от терапевта, нащупав, как дно, то самое, своё подросшее в терапии «Я» и мог совершить этот скачок. И я думаю, что это самый трудный, кульминационный момент в психотерапии – как для клиента, так и для терапевта. Могу сказать, что главная задача терапевта – почувствовать этот момент, когда энергия для скачка накоплена, когда «Я» выросло достаточно, чтобы устоять, не свалиться в ретравматизацию (а это случается, если происходит раньше времени), увидеть «взрослость» клиента, дать ему тем самым признание равной позиции «ты такой же, как и я, ты – можешь!» А что главное для клиента? Наверное, знать, что это возможно. Что путь – такой, что будет трудно, и без риска никак. Наверное, для этого я и пишу. А еще – перевариваю, ассимилирую свой опыт – для меня это важный момент, назвать его словами, выливая на бумагу. Психолог, психотерапевт, он ведь тоже клиент :) Важная добавка - когда самооценка завышена, по типу "кто эти люди вокруг? и что они могут вообще знать? и обо мне в частности?" - это те же "яйца", только в профиль. Это другой полюс той же самой проблемы. Но, поскольку, к психологу с проблемой завышенной самооценки не обращаются, поэтому важное, тем не менее, замечание оставлю здесь, в конце статьи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|