Арт-терапия с детьми как способ профилактики девиантного поведения.

Арт-терапия с детьми как способ профилактики девиантного поведения.

Праздникова Надия Шамиловна

 

 

Во всем мире с каждым годом возрастает количество населения употребляющего психоактивные вещества и смертность в результате последствий девиантного поведения. Это проблема является крайне значимой в современном обществе.

Профилактику девиантного поведения следует начинать с раннего детства. При этом необходимо учитывать, что наиболее эффективным способом является установка на здоровый образ  жизни в сочетании с формированием у детей и подростков ответственности  за поступки и контроля над поведением.

Очень важно соблюсти баланс между образом абсолютно свободного от всех вредных привычек человека и человека принятого в обществе, которое в подавляющем большинстве состоит из людей, подверженных  тем или иным формам зависимого  поведения. Социализация индивида крайне важна для формирования гармоничной личности, а изоляция может привести к другим формам девиантного поведения или нарушениям психической деятельности.

Идеальная поведенческая норма подразумевает под собой креативность (по Фромму). Она не может быть ригидной или сводиться только к адаптивным способам поведения. Важен так же креативный подход каждого индивида к изменяющимся жизненным ситуациям. Однако и у креативной, и у девиантной личности есть сходные черты. Существенным отличием является то, что для идеального творчества важен процесс, и неудачи являются показателем для продолжения поисковой активности, и даже служат вдохновением, а для девиантной личности характерен интерес лишь к результату-удовольствию.

[3]

На наш взгляд творчество детей должно быть направлено на формирование таких черт характера, как адаптивность, здравомыслие, адекватная самооценка, самостоятельность, что может рассматриваться как база способствующая развитию гармоничной личности, не подверженной формам девиантного поведения.

 Одним из мощных методов  профилактики девиантного поведения можно назвать Арт-терапию.

 Параллельно с развитием творческих способностей Арт-терапия позволяет развить способность к самовыражению, на символическом уровне исследовать самые разные чувства, социально приемлемыми способами сублимировать негативные переживания, выразив их зрительными образами, осознать негативные модели поведения, сформировать новые стратегии действий и коммуникаций, изменить самооценку и способы мышления, путем развития правого полушария, что позволяет выровнять дисбаланс между стандартным подходом к обучению детей в современном обществе, где образование больше нацелено на развитие левого полушария, путем развития навыков анализа и синтеза и логического мышления и всесторонне развитой личностью, которой свойственен гибкий подход к решению задач. 

 Групповые занятия по арт-терапии  в целях первичной профилактики девиантного поведения  можно использовать с группами детей любого возраста. Способность устанавливать контакт с группой и четкое следование потребностям группы является для психолога, использующего методы арт-терапии является важной профессиональной чертой.

Принципиальное значение имеет отличие свободного обучения творческим навыкам и системное занятие арт-терапией. Они по-разному влияют на психологические структуры учащихся и обусловливают разную психическую динамику.

Использование системной модели арт-терапии позволяет решить ряд частных, связанных с осуществлением арт-терапевтического процесса вопросов, а именно:

  • признать контакт   психолога  -  ребенок и ребенок - арт-терапевтическая группа  системой микросоциальных отношений
  • анализировать транзактные процессы и проявляющиеся в ходе арт-терапевтической работы феномены внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней;
  • учесть социальные, культурные, институциональные и иные внешние влияния на процесс арт-терапии;
  • принять во внимание социальный и культурный опыт детей, в том числе, их гендерный, профессиональный, расовый, этнический, региональный опыт. [2]

 

Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени людей, особенно в подростково-молодежный период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития. [1] Весьма ценным является то, что арт-терапия стимулирует раскрытие творческого потенциала личности и активизирует ее защитно-приспособительные механизмы. 

 Использование  методов арт-терапии  в работе с группами молодых людей   позволяет  укрепить групповые отношения и безопасное самораскрытие ее участников, обучение навыкам саморегуляции и повышению коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта. В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Методы арт-терапии обладают огромным потенциалом и могут быть эффективны в самых различных областях жизнедеятельности общества.

 

Список используемой литературы

 

  1. Головань О.В., Осадчих В.А. Роль искусства и арт-терапии в социализации личности и профилактике девиантного поведения.
  2. Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru
  3. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. — Казань, 2002. — 240 с.

 

 

Праздникова Надия Шамиловна, педагог-психолог, медицинский психолог, гештальт-терапевт

 



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Роль антиципационной состоятельности в структуре девиантного поведения
  • Адаптивная концепция девиантного поведения
  • Хромосомная концепция девиантного поведения
  • Антропологическая теория девиантного поведения Ч. Ломброзо
  • К проблеме о формировании факторов девиантного поведения
  • Конституциональная теория девиантного поведения Э. Кречмера и Г. Шелдона
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Биопсихологическая теория девиантного поведения Ганса Юргена Айзенка
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Возможности использования практик осознанности в профилактике и терапии зависимого поведения
  • НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Правила поведения с человеком, страдающим пограничным расстройством личности
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.
  • Программа профилактики асоциального поведения у воспитанников детских домов
  • Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
  • Развитие когнитивно-поведенческой модели злоупотребления ПАВ и зависимого поведения.
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • расстройство поведения у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь