Развитие когнитивно-поведенческой модели злоупотребления ПАВ и зависимого поведения.

Судя по собственному клиническому опыту, число клиентов, обратившихся за помощью по поводу той или иной аддикции (зависимости) - неуклонно растет. Примерно такую же картину описывают и ряд коллег. Вместе с тем, далеко не каждый психотерапевт, работающий в рамках когнитивно-поведенческого подхода, возьмется за такого рода клиентов. Одновременно, клинические процедуры и модели КПТ, развитые для терапии зависимостей, могли бы, на мой взгляд, быть использованы значительно шире, нежели сейчас. Во многом дело осложняет недостаточное количество методических инструментов, доступных отечественным специалистам. В силу этого, полагаю, любая свежая информация на эту тему должна быть доведена до КПТ-сообщества, и коллег с другими профессиональными предпочтениями, по возможности, в сжатые сроки.

В вышедшем недавно замечательном по разнообразию и глубине поднятых вопросов сборнике "Наука и практика когнитивной терапии: основы, механизмы и практическое применение" (Гилфорд, 2018, под редакцией Роберта Лихи), наряду с прочими темами, уделено внимание и такому актуальному направлению, как КПТ аддикций. Один из создателей этой главы - Брюс Лиз, соавтор коллективной монографии под редакцией А. Бека "Когнитивная терапия злоупотребления психоактивными веществами" (1993). Авторы современного сборника [Liese] отмечают, что базовая КПТ-модель, созданная в тот период, в принципе, остается неизменной в своей ядерной части, включающей такие элементы, как (в последовательности): Триггеры и стимулы - Активация относящихся к аддикции мыслей и убеждений - Порыв и стремление к аддиктивному поведению - Возможность воздержаться посредством мыслей и убеждений, относящихся к контролю - Самодозволение поддаться аддиктивному поведению, включая его стратегическое планирование - Осуществление аддиктивного поведения или рецидив.

Вместе с тем, авторы отмечают и некоторые дополнения, которые были сделаны в данную модель за это время. Последние в определенной степени вызваны, по их замечанию, влиянием работ Говарда Шаффера, введшего в оборот понятие "аддиктивного синдрома" [Shaffer]. Последний характеризуется комплексными паттернами, лежащими в основе всех аддиктивных процессов, причем, под таковыми подразумеваются как химические, так и поведенческие зависимости, каждая из которых отличается подобием дистальных (связанных с прошлым), и проксимальных (настоящее) факторов [Liese, c. 299].

Аддиктивный синдром подтверждается, в частности, наличием общих для всех аддикций нейробиологических элементов (когда система поощрений мозга активируется сходным образом как при химической, так и при поведенческой зависимости), разделяемыми психосоциальными элементами (когда вне зависимости от вида конкретной аддикции их носители имеют сходные психологические проблемы), и схожим опытом (когда носители разнообразных аддикций демонстрируют похожее поведение). С учетом разделяемых дистальных и проксимальных обусловливающих факторов, базовая КПТ-модель была дополнена следующим образом (см. Таблицу).

Авторы напоминают, что "аддиктивное поведение выступает в качестве компенсаторных стратегий для индивидов, которые не обладают эффективными копинговыми навыками. Поэтому существенным компонентом терапии является создание таких навыков (включая управление эмоциями, контроль импульса, навыки межличностного общения). ...Принимая же во внимание распространенность аддиктивного поведения и его высокую коморбидность с другими психологическими состояниями, все терапевты должны повышать свое мастерство его диагностики и лечения" [Liese, с. 312-313].

Литература
Liese, B.S., Tripp J.C. Advances in Cognitive-Behavioral Therapy for Substance Use Disorders and Addictive Behaviors, in: Science and Practice in Cognitive Therapy: Foundations, Mechanisms, and Applications / ed. by Robert L. Leahy. - New York: The Guilford Press, 2018. pp. 298-316.
Shaffer, H.J., et al. Toward a syndrom model of addiction: Multiple expressions, common etiology. Harvard Review of Psychiatry, 2004. 12(6). pp. 367-374.

Развитие когнитивно поведенческой модели злоупотребления ПАВ и зависимого поведения
:::::::::::::::::::::::::::::::

На русском языке есть следующие материалы по КПТ зависимостей:

Глава 8.10. "КБТ зависимости" в коллективном труде: Прашко Я., Можны П., Шлепецки М. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 1072 с. (Можно найти в Сети).

Две главы (9 и 10), посвященные работе с зависимостями (алкоголь, кокаин) в коллективном томе под редакцией Дэвида Барлоу: Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 912 с. (Тоже есть в Сети).

 



Просмотров: 707
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "4 Столпа" Когнитивно-Поведенческой Терапии (КПТ)
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Методика оценки негативных мыслей "Доказательства" (КПТ)
  • Конспект лекции "Духовная безопасность или причины аддиктивного зависимого поведения"
  • Когда "земля уходит из под ног" , и где найти поддержку при чрезвычайных обстоятельствах.
  • "Любовь? Её зарабатывают!" Что такое глубинные убеждения (КПТ)
  • "Важно все держать под контролем!" Вы тоже так думаете?
  • Что понимается под "гештальтом" в контексте гештальт-терапии?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Самое важное о когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ)
  • "Тренируйся лучше... на кошках" Начинающий КПТ-психолог
  • Методика "Когнитивный континуум" (КПТ). Пример из практики.
  • Противотревожная методика "Маятник" (КПТ)
  • О так называемой третьей волне в когнитивно-поведенческой терапии и ее пользе для клиентов.
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Техника КПТ - "5 пальцев"
  • В забое под знаком "Тау" (У забоі пад знакам "Таў")
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Новая модель поведения или работа с МАК "PERSONA"
  • Когда боль заставляет танцевать танец под названием "Жизнь".
  • Когда боль заставляет танцевать танец под названием "Жизнь", часть 2.
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Как из навоза сделать конфету (или "Воспитай мужа под себя")
  • Победить страх: когнитивно –поведенческая терапия (КПТ)
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Признание своей зависимости: "Да! Я сладкоежка!" , как новый путь к здоровому питанию.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь