"4 Столпа" Когнитивно-Поведенческой Терапии (КПТ)

Автор статьи: Макс Ильин
4 Столпа Когнитивно Поведенческой Терапии КПТ
А. Бек (ведущий автор когнитивной терапии) и А. Эллис (создатель РЭПТ и родоначальник "когнитивной революции" в психотерапии вообще), 2000 г., Вашингтон (первая очная встреча "ветеранов"). "Эл, да вон там же наш клиент!"

Так вот - по заявленному, изложу, на свой взгляд, естественно - какие компоненты деятельности в терапии позволяют точно понимать, что происходит когнитивно-поведенческая практика. Кроме, конечно же, лояльности к научным данным и фундаментальным теориями - считаю, что именно следующие 4 характеристики описывают практику КПТ наиболее точно.

Откровенное Психопросвещение (Образование)

Естественно, что так или иначе - клиент любого терапевтического подхода так или иначе психологически "просвещается" и образовывается в процессе консультирования, это неизбежно. Однако, для КП-традиции в этом отношении характерны следующие акценты:

  1. Открытое и директивное обучение необходимым психологическим теориям, на популярно-доступном уровне или же глубже;
  2. Отдельный упор на формировании и дальнейшем развитии навыков самоанализа и самопомощи;
  3. Инфо-терапия (т.е. "библиотерапия", аудио-видео материалы и другие способы передачи информации) как неотъемлемый компонент терапевтической работы.

На контрасте с этим - многие "конкурирующие" *ахах* подходы не уделяют вниманию тому, что обучать и объяснять клиенту некоторые положения необходимо отдельно и иногда неоднократно. Полагаясь, видимо, на мистическую силу "инсайта" и опытного научения; которые в КПТ тоже принимаются как необходимые - но явно недостаточные ингредиенты. 

Недостаточность этих компонентов - многогранна: 1) Не факт, что клиент выведет из опыта именно те инсайты, которые ему помогут решить свои вопросы; 2) Даже если и выведет - не факт, что он их разработает самостоятельно далее и использует в необходимом объёме; 3) Сам по себе инсайт (понимание взаимосвязей) - имеет ценность только для того, чтобы переориентировать деятельность; которая и создаст необходимые результаты через систематическую практику.
Структурный Дизайн

Иная бросающаяся в глаза особенность - это наличие вездесущей структуры; касается это также многих элементов:

  1. Структура сеанса консультирования - обеспечиваемая совместным созданием т.н. Повестки (Agenda);
  2. Структурирование проблем - в самом "рудиментарном" случае это просто список проблем; которые ещё можно дополнительно классифицировать, провести "факторный анализ" и т.п.
  3. Структурно организованный проект терапии - на основе "сформулированного случая" (case formulation) производится и формулирование конечных целей, и также план их достижения (через пошаговое решение терапевтических задач).
  4. Мнемонические аббревиатуры и методические формулы - самой популярной из который остаётся АВС-Модель; однако существует и множество иных вариаций (особенно ими насыщена диалектическая поведенческая терапия М. Линехан).

И это, конечно, "ещё не всё". Вообще, многие клиенты именно этой "фишке" очень рады и утверждают, что именно вмешательства, помогающие структурировать ("разложить по полочкам") какую-то ситуацию или сложную проблему, являются наиболее продуктивными.

Другими словами - даже если не "успеть" как-то вмешаться и провести коррективные техники, уже сама структурирующая диагностика (в "комбо" с псих-образованием) - выступает очень сильным и полезным методом, и таким образом, может считаться "программой-минимум" с точки зрения КПТ.

В конце концов - клиент, в большинстве практических случаех, не полностью безвольный-безмозглый "болван", и на основании ясной и наглядной "карты" вполне уже может разработать свои собственные решения и "вмешательства", помогая себе самостоятельно (а в этом и конечная задача КПТ, среди прочего). Впрочем, и переоценивать эту автономную проницательность и находчивость клиентов - тоже не стоит, вполне возможны и варианты, описанные в предыдущем компоненте.
Систематическая Манипуляция Структурой Сознания

Привычное словосочетание "когнитивное реструктурирование" - уже, мне кажется, не вызывает соответствующего "шока и трепета" у публики, так что вот вам новый вариант, как работу с изменением мышления и памяти называть :)

А теперь все обоснования - почему:

  • "Манипуляция" - потому что это научный термин, обозначающий вмешательство с целью изменения каких-то переменных. Никакой "зловредной" смысловой нагрузки, какую имеет "манипуляция" в попсовой психологии, он не несёт. Но с тем же успехом можно использовать и "модификация" - звучит тоже круто-наукообразно. 
  • "Систематическая" - ну понятно почему, потому что используется хорошо оформленный и разработанный метод, система, в которую входят: А) Отслеживание; Б) Локализация; В) Извлечение и формулирование; Г) Анализ и коррекция когнитивных процессов, структур и их содержания
  • "Структура сознания" - здесь я ссылаюсь на теории отечественной психологии, которые к сожалению "забугорным" практикам не известны и поэтому они на них не ссылаются; а отечественным, ну тоже как-то не до того, наверное.

На данный момент - известна относительно "последняя" модель, доработанная В.П. Зинченчко, вслед работам Выготского, Рубинштейна и, естественно, Леонтьева, который первоначальный оригинал этой структуры и предложил.

Так вот - по Зинченко, сознание состоит из двух "слоёв", взаимосвязанных уровней - которые содержат 2 типа содержания соответственно (графика из неплохой шпаргалки для психфака):


Теория, как нетрудно отследить - очень себе исчерпывающая и изящная; от чего тем более печально, что в практику КПТ пока что не внедрена. 

И тем не менее - даже без этой модели, в КПТ существуют свои способы концептуализации и воздействия на различные компоненты сознания:

  1. Чувственная ткань образа - естественно, это технологии, работающие с воображением, визуализация и всё прочее. Не только зрительные образы имеют значимость - они могут быть и слуховыми, и тактильными, и т.д.
  2. Биодинамическая ткань действия - "невероятно", но это поведенческие методы: подвержение, эксперименты и игры. Впрочем, в работе с воображением - тоже вполне себе можно поработать и с этим "моторным" компонентом; как и реальная деятельность неизбежно "реструктурирует" чувственную ткань в сознании. Из термина не очень понятно - под "тканью действия" имеется в виду пространство доступных поведенческих операций (с той же чувственной тканью), всего лишь.
  3. Значения - это основная часть работы, т.к. в основном КПТ занимается всё же выявлением смыслов (т.е. верования и убеждений) в вербализованной, языковой форме. Не "догма", конечно - образы тоже содержат в себе смыслы и значения; однако и это содержание образов, чаще всего - куда проще "переформатировать" в словесные высказывания и описания, и уже затем исследовать и исправлять.
  4. Смыслы - "конечный" пункт работы; все техники вмешательства в КПТ сфокусированы на трансформации именно личностных смыслов, с помощью нового, корректирующего установки, научения. Дело в том, что эмоциональный отклик - зависит именно от извлекаемого смысла событий; и для преодоления эмоциональных проблем именно он (смысл) и должен быть изменён.
Самостоятельные Терапевтические Задания

И напоследок - ещё один "фирменный" компонент КПТ, против которого регулярно "возникают" критики из иных направлений. Хотя в настоящее время, иные терапевтические подходы также зачастую включают "домашку" в работу, КПТ остаётся "передовиком" в этом плане. Так как все параметры, обсуждаемые выше - интегрированы в СТЗ:

  1. Структурированность - в плане формализованных методов наблюдения (знаменитые "дневники мыслей", а точнее - эмоционально значимых ситуаций и мышления в них), "бумажных" форм анализа и т.п.
  2. Ориентированность на развитие навыков и получение необходимого опыта;
  3. Систематичность - если в какой-нибудь гештальт-терапии домашка "может быть", а может и "не быть", а даже если есть, то можно её не делать, если как-то "не чувствуется" необходимость, то в КПТ - это априорное требование. Основная часть терапевтических результатов и стабильных перемен - достигается именно в самостоятельной практике клиента, явно не за один час (или даже два) разговора с консультантом в неделю.

Естественно, это всё не означает, что эти задания "обязательно" исполнять - никакого закона не нарушается, да и терапевт не в силах и не в праве никак "заставлять" это делать. Но не стоит забывать о том, что:

  • Выполнение самостоятельных заданий в интересах клиента, в первую очередь - да, относительно (мало)продуктивная терапия в КПТ-модели возможна и "без домашки", но определённо это займёт гораздо больше времени, и наверняка с меньшим итоговым результатом.
  • Специалистами чаще всего разделяется принцип "No-Lose" в отношении этих заданий - то есть понимание того, что во всех возможных сценариях: 1) Задание выполнено успешно; 2) Задание выполнено, но не так, как оговорено; 3) Задание выполнено частично; 4) Задание не выполнено вообще - так вот, в любом случае исход предоставляет отличный "ресурс", материал для терапевтической работы.

Судите сами - успешный результат вполне можно развить и "капитализировать"; менее успешные - можно исследовать на предмет того, что воспрепятствовало; ну а полное неисполнение - позволяет предположить как сопротивление (т.е. дополнительные иррациональные убеждения), так и просто отсутствие навыков для исполнения, о которых клиент постеснялся сообщить (но которые, чаще всего, вовсе не представляет труда обрести).

* * *

Итак, были рассмотрены "ядерные" компоненты-ингредиенты, делающие терапию - когнитивно-поведенческой: если мы наблюдаем в процессе явное и методичное образование клиента, открытую и логичную структуру в планировании и проведении, систематическую работу со смысловым содержанием клиентского опыта и регулярно обсуждаемые и проверяемые самостоятельные задания - скорее всего, перед нами одна из множества школ КПТ. Но - не погнушаюсь в очередной раз повториться - "не факт" :)



Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь