Формирование зависимого поведения

Личность по А.В. Петровскому, как особый феномен, в котором непосредственно обнаруживаются разворачивающиеся в меж-индивидуальном пространстве предметные и коммуникативные связи между людьми. Характеристика личности осуществляется на уровнях: интра-индивидуальном, мета-индивидуальном, интер-индивидуальном.

Интра- индивидуальный уровень – индивидуально- психологический уровень

Интер-индивидуальный уровень - уровень меж-индивидуальных  связей

Мета-индивидуальный уровень – уровень, существующий за пределами актуальных связей индивида с другими индивидами, за пределами его совместной с ними деятельности.

Зависимая личность также проявляется на трех уровнях: - инта, - интер, - мега

Интра-индивидуальный уровень состоит из характеристик, свойств, особенностей зависимой личности, появление которых связано с непосредственными зависимыми отношениями.

Интер-индивидуальный уровень состоит из специфических взаимоотношений зависимой личности  с ее окружением в непосредственном общении.

Мета-индивидуальный уровень   состоит из представлений о зависимом в сознании его родных и близких.

                Основой развития зависимых отношений является нарушение процесса отделения ребенка от матери. М.Малер, Д.Винникотт считают, что для формирования зрелой личности, необходимо окружение, которое точно и эмпатически отражает все проявления ребенка. Формирование представлений происходит в постоянно сменяющихся друг друга процессах сепарации и индивидуации. Сепарация – развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация – формирование собственной уникальной идентичности и воспроизведение своих индивидуальных характеристик. В норме эти процессы идут одновременно, но они так же могут и расходится.

Индификация

Ситуативное уподобление себя значимому другому как образу на основании эмоциональной связи с ним.

 

Первичная индификация- это индентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим.

 

Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

 

Вторичная – это индентификация в более позднем возрасте с людьми, не вляющимися родителями

Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном употреблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

 

 

Создание индентификационной программы и индентификационных пространств происходит за счет создания родителями ситуации, в которой у ребенка преобладают тревога и страх. Ребенок начинает бессознательно уподобляться объекту, вызывающему страх и тревогу, в данном случае это родители, он начинает подражать поведению, оценивать собственное состояние, желания, потребности и т.д. через их поведение, оценку. И как следствие всего этого начинают образовываться «индентификационные пустоты» внутри ребенка.

 Индификация обычно остается на уровне подражания, повторения. При этом у ребенка не формируется механизмов самостоятельного развития. В результате ребенок не в состоянии самостоятельно  давать оценку своим действиям, самостоятельно контролировать и корректировать, выносить самостоятельные суждения по тому или иному поводу и как следствие он автоматически становится заложником получения информации и оценок себя и своих действий извне. Он становится более ориентированным на окружающих, нежели на себя, на первое место выходят интересы и желания других людей, а не свои. Индентификационная программа – определенные правила, которые определяет жизнь в семье. Таким образом, процесс усвоения ребенком индентификационной программы можно считать началом формирования созависимых отношений, а это в свою очередь формирует зависимую субличность в пространстве самой личности.

Созависимость – это непросто отношение созависимого  к химически зависимому, это создание изначально зависимой личности в условиях, диктуемых созависимым. Зависимая субличность является обратной стороной созависимости и формируется не в момент «обретения» предмета зависимости (алкоголь, игра и т.д.), а процесс длительного «изъятия» из личности основных формирующих ее компонентов (в раннем возрасте – собственные границы, на более поздних этапах – мнения, взгляды и т.д.)

В данном случае под конфликтом понимается несогласование и не совпадение отраженных, возвращенных и реально действующих личностных проявлений ребенка (личность как индивидуальность в совокупности ее свойств, норм, ценностей, историко-культурного компонента, индивидуальных различий). То есть, реально действует ребенок как носитель формирующейся зависимой субличности, так она функциональна, в других отражаются субъективные проявления его психической зависимости, а возвращаются достроенные до целостной завершенности образы зависимой личности.

В последующем, по мере взросления, у ребенка становится все меньше возможности воспроизводиться как личность в каждом из пространств – Жизнь, Культура, Другой человек, Я сам.

Пространство «Жизнь» по Петровскому подразумевает под собой существование субъекта, воплощенное в собственных телесных проявлениях. В процессе онтогенеза, по мере того, как родитель прививает ребенку первичные навыки контроля за своими физиологическими отправлениями, навыки самообслуживания, он в тоже время лишает ребенка возможности выбора по отношению к своему телу (запреты на свободные физиологические отправления, негативное эмоциональное реагирование на самостоятельные попытки ребенка справится со своими нуждами и т.п.).

Пространство «Культура» это существование субъекта в сфере социокультурных отношений. Любая культура, которая ставит один пол выше другого, одну религию выше другой или одну расу выше остальных, создает общество, препятствующее личностной самореализации как таковой. Несмотря на то, что наше современное общество формально является многоликим и в нем признаются разные культуры, нации, которые уравновешивают между собой и провозглашаются равнозначными, тем не менее, подспудно дается оценка и предпочтение тем или иным религиям, нациям, формам и нормам поведения, (культ денег, и т.п.). Естественно, что все это препятствует свободному самораскрытию.

Пространство «Другой человек» это существование субъекта в сфере межличностных отношений. Когда происходит общение между двумя зависимыми субъектами, то каждый из них приходит со своей индентификационной программой, имеющей свой уровень дифференцировки, свою сложность и свое содержание. При этом каждый из них пытается взаимодействовать на своем уровне и взаимодействия как такового не происходит. Если встречаются зависимый и условно здоровый, то зависимый не может в единицу времени считывать и понимать различные комбинаторные возможности поведения, которые предъявляет условно здоровый. Они всегда будут больше по диапазону тех ограниченных возможностей или тех ограниченных паттернов, которые есть у зависимых. Одна из причин этого заключается в том, что зависимый всегда предъявляет кого-то, а здоровый – себя, в силу чего они оба не могут существовать в пространстве другого.

Пространство «Я сам» это существование субъекта в Другом в качестве значимого другого, вначале извне, а далее как бы изнутри, определяя сознание и поведение. Эффекты воздействия идеальной представленности Другого А.В. Петровский обозначает термином Вклад. «Вклады – это только те изменения, которые существенны для субъекта, выявлены свою значимость для его самоопределения, для постановки и решения его собственных проблем и задач». В рамках зависимых отношений между субъектами вклады не могут возникнуть как таковые, поскольку постоянно дается возможность приобретения готовых, функциональных, жестких и ригидных представлений, предписаний к действию, оценок, взглядов, решений, разрешений и т.д. При этом субъект получает все готовое, не затрачивая никаких собственных сил на переработку «информации», а просто воспроизводит зависимые паттерны поведения, со временем совершенствует их.

                В результате у здоровой части нет возможности проявляться и самовоспроизводиться ни на одном из уровней: интра-, интер-, мета-индивидном. У человека есть потребность персонализации, то есть потребность быть личностью. Эта потребность может рассматриваться как базисная потребность человека, лежащая в основе множества явлений. И когда человек не может удовлетворить данную потребность ни в одном из пространств, он ищет новое пространство, в котором это будет возможно. В момент особый вклад вносят родители, которые дают «разрешение» на формирование этого пространства, а в отдельных случаях на личном примере показывают способ его формирования. Одним из таких пространств является – пространство зависимости от объектов и веществ внешнего мира: наркотики, алкоголь, игра и т.д. Здесь субъект может существовать независимо от другого, так как оно ему недоступно. Он может строить свою «алкогольную» семью, зарабатывать деньги, решать проблемы, то есть формировать себя самостоятельно.

 Как следствие формируется еще одна субличность – субличность алкоголика, игрока и т.д. Эта субличность, основанная на болезни, является составной частью зависимой субличности, но при этом она более функциональна, автономна, динамична. Она имеет тенденцию к постоянному развитию, за счет постепенного наслоения на здоровую часть личности.

 Результатом такого наслоения является тотальная захваченность здоровой субличности субличностью наркомана, алкоголика и т.д. Вследствие чего происходит нарушение естественного хода развития личности и в конечном итоге – ее разрушение.

Таким образом, мишенью психотерапевтического воздействия при лечении зависимых, является система семейных взаимоотношений, приведших к формированию зависимости и ежедневно вносящих вклад в ее дальнейшее развитие и существование.

                     Список литературы

    Винникотт Д.В.Семья и развитие личности. Мать и дитя. — М.: Литур, 2004.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М.: Академия, 2002. — 512 с.

 



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Эмоциональная зависимость от партнера. Предпосылки формирования эмоционально зависимой личности.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Героиня м/ф «Летучий корабль» и уровень дифференциации личности, как пример счастливого женского выбора.
  • Неврозы, неврозоподобные расстройства и невротический уровень организации личности.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Развитие личности ребенка и красота: где помощь, где вред?
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Психологические особенности зависимой личности.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Особенности проживания горя у эмоционально-зависимой личности
  • разрушение личности ребенка
  • Семейное воспитание как фактор становления зависимой и созависимой личности
  • Субличность и эго как важная составляющая в формировании целостности личности в ИРП
  • Самостоятельность ребенка как залог зрелой и инициативной личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь