Субличность и эго как важная составляющая в формировании целостности личности в ИРП

В современном мире, мире хаоса, спонтанности, космических скоростей протекания   личностных и социальных процессов, и непредсказуемости результатов  совершаемых действий, как никогда стало важным и жизненно необходимым умение быть собранным, целостным и осознанным. В ИРП восстановление целостности личности рассматривается через интеграцию ресурсов семи основных субличностей, составляющих Я-концепцию интегративно-ресурсной методики:  дочь-сын, сестра-брат, подруга-друг, женщина-мужчина, жена-муж, мать-отец, специалист.

Мы все играем в жизни разные роли. Роль дочери-сына мы получаем сразу при рождении, роль сестры-брата, когда рождаются наши сестры и братья, жены-мужа, когда выходим замуж/женимся и т.д. Каждая роль включается в момент взаимоотношений в соответствии с партнером по роли и с ситуацией и является нашей субличностью. Наша жизнь – это динамичный процесс проживания различных ситуаций, многие из которых являются травмирующими для неокрепшей психики ребенка, подростка и даже взрослого, который только начинает играть новую  роль своей жизни. В момент психологического травмирования любой  субличности происходит спазм, сопровождающийся задержкой дыхания, и потеря идентификации с соответствующей частью. В результате нарушается целостность личности на нескольких уровнях: ментальном, психо-эмоциональном  и духовном. В состоянии спазма мы теряем ресурс, энергию, необходимую для активной жизнедеятельности и, как правило, в теле устанавливается психосоматический блок. Ситуация психологической травмы может произойти в результате неправильного реагирования человека из-за недостатка знаний устройства психики личности, незнания закономерностей протекания психологических процессов сознания и неумения защитить себя  из-за стереотипных способов мышления и ограничивающих ментальных конструкций или, как их принято называть, нашего Эго.  И здесь необходимо поговорить о роли Эго в создании и сохранении целостности личности.

Эго – это субъективная ментальная конструкция, создаваемая человеком в процессе жизни, помогающая на определенном этапе становления личности ее самотождественности. Принято считать, что Эго – это то, с чем нужно бороться и избавляться от него. Слово  эгоист, производное от эго, в обществе устойчиво приобрело отрицательную окраску и является социально неприемлемым. Неверное представление о роли эго в формировании личности приводит к нивелированию процесса роста личности и отрицанию прохождения необходимых этапов ее становления.

Эго с латинского переводится как «Я» и является одним из компонентов структуры личности.  Эго помогает  личности воспринимать окружающий мир через создание устойчивых ментальных конструкций,  складывающихся из субъективных интерпретаций объективного мира. Важный момент в работе с Эго – это баланс.  Что это такое? Эго может быть маленьким и может быть большим. Когда эго маленькое – я чувствую себя «маленьким человеком», меня никто не видит и не слышит, я «хуже других». Личность, имеющая маленькое эго, не способна влиять на происходящие процессы своей жизни, она подвержена стечению обстоятельств и ряду случайностей. Когда эго большое – я «лучше других», я «сам все знаю»  - происходит отрыв от реальности и блокирование получения знаний и опыта из внешнего мира.  Человек с маленьким эго еще не может влиять на процессы своей жизни, когда эго большое – он уже не может влиять. Для балансировки эго сначала необходимо его подрастить, укрепиться в способности противостоять социальным суггестиям, почувствовать свою значимость, поверить в себя и выйти из созданных ментальных конструкций  для дальнейшего  роста личности и перехода на новый уровень сознания. Особенностью терапевтической работы  по воссозданию целостности личности в ИРП, является необходимость понимания, на каком уровне находится эго клиента и как оно взаимодействует с травмированной субличностью.

В качестве практического применения вышесказанного теоретического материала о взаимодействии субличности и эго в данной статье предлагается рассмотреть одну из основных  субличностей – субличность «подруга-друг» на примере проведенной консультации.  Для  понимания важности данной субличности еще немного теории: субличность «подруга-друг» - это социальная субличность. Появление этой субличности и ее формирование связано с первым выходом ребенка в социум, это может быть детский сад или школа. Важно понимать, что к моменту рождения субличности «подруга-друг» у ребенка уже есть определенное представление о себе, сформированное его ближайшим окружением: папой- мамой, бабушками- дедушками, сестрами-братьями.  Полученное представление о себе оказывает огромное влияние на состояние только что рожденной субличности: если ребенок чувствовал себя в семье ущербно, получал мало родительского внимания и ласки – его внутренняя «подруга» будет страдать, а эго «подруги» будет маленьким и, соответственно, не сможет влиять на качество дружбы. И такая субличность, в соответствии с законом дуальности мира, притянет к себе «наказующую» подругу,  доминирующую и подавляющую в угоду своих интересов. Если ребенок любим, обласкан и получил чувство безусловной  ценности своего существования – он будет лидером в дружбе и легко общаться с любым, с кем захочет и его эго будет достаточно большим, чтобы влиять на взаимоотношения с партнером по дружбе.  Обратимся к консультации.

На консультацию пришла клиентка в возрасте 42-х лет с запросом: откорректировать процесс коммуникации с людьми и  научиться сохранять долгие дружеские отношения. Во время доверительной беседы выяснилось, что клиентка  постепенно поссорилась со всеми старыми подругами, прекратила с ними общение и теперь очень страдает. Ретроспективный анализ ситуации показал, что начало конфликтов положила ссора с любимой подругой, которая без видимой причины стала инициатором разрыва и обвинила клиентку в том, что она «предательница». Это ситуация явилась травмирующей, т.к. клиентка не смогла отреагировать на обвинение подруги и ее субличность «подруги» заблокировалась в психо-эмоциональном спазме. Процесс уже спустился на физический план -  несколько лет ее мучают боли в горле. Несмотря на то, что для работы по восстановлению ресурсного состояния субличности достаточно взять верхнюю ситуацию, наибольший эффект терапии достигается благодаря полному пересмотру всех дружеских связей на протяжении жизни, где главным действующим лицом является «первая подруга».  В частности у нашей клиентки «первая подруга», которую она вспомнила, появилась в 1 классе. И это была «преданная» дружба – клиентка была полностью подчинена и подавлена своей внешней подружкой, что говорит о том, что эго клиентки в то время  было слишком маленьким, чтобы противостоять. В процессе взросления клиентка еще не раз притягивала к себе подруг, которые действовали по старому сценарию. Но вместе с тем, менялось эго клиентки. Трудные жизненные ситуации и достаточно активная жизненная позиция клиентки постепенно меняли ее представление о себе, и тем самым подращивали ее эго. И вот наступил  момент, когда эго выросло настолько, что личность смогла восстать против своего «униженного»  положения с подругами и произошел конфликт.  Цель терапии в данной консультации  – восстановление ресурсного состояния субличности «подруга» и балансировка эго. Для терапевтического процесса была взята верхняя ситуация, где был получен удар и впервые объективизировалась «предательница». В результате работы клиентка нашла свою внутреннею «предательницу», приняла ее, оправдала и поблагодарила свою внешнюю подружку за подаренную возможность увидеть свою «преданную подругу».  Осознание личной ответственности за все происходящие ситуации в отношении своих подруг и ментальная трансформация «негативного» опыта в позитивный ресурс, позволило клиентке сбалансировать свое эго, и почувствовать легкость от снятия «тяжести» старых обид. В дальнейшем, благодаря обратной связи, подтвердился терапевтический эффект проведенной консультации на психо-эмоциональном плане  - клиентка восстановила дружеские связи со своими подругами, у нее появились новые интересные знакомства,  а на физическом – исчезли боли в горле.

Вывод:  Представленные теоретический материал  и практическое исследование  по методу интегративно-ресурсной терапии в данной статье подтверждают  необходимость комплексного подхода при работе с восстановлением ресурсного состояния личности - выявление травмированной субличности и одновременно определение уровня состояния эго субличности. Необходимость вызвана различием ведения терапевтической работы для достижения наилучшего результата, а именно: если у травмируемой субличности эго маленькое – терапевтический процесс ведется на подращивание эго, если эго большое – задача психолога помочь клиенту сбалансировать эго. И в том, и в другом случае основная цель работы психолога в интегративно-ресурсной психотерапии – помочь клиенту достать свой ресурс и выйти на новый уровень осознанности для изменения  своей жизни к лучшему.

                                                                                                         Психолог  Амяго О.Г.



Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Альтеры, субличности, эго-состояния: в чем разница?
  • Компоненты Эго-Интеграции (Силы Личности)
  • Любовь, растворяющая эго и любовь, укрепляющая эго
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Роль работы с Эго в профилактике наркопотребления
  • Зависимость от окружения – это свобода от своего эго
  • Понять себя. Три эго-состояния. Транзактный анализ.
  • Эго-состояния при биполярном расстройстве
  • Селф в гештальт-терапии: Эго и Персоналити как процессы.
  • Другие люди как фон для твоего эго.
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Тренировка эго-состояния Взрослый
  • Ласкайте Эго друг друга!
  • О природе эго и его устройстве
  • Что значит «принести в жертву своё Эго»? Или: хочешь что-то получить – откажись от этого..
  • Плохому продавцу ЕГО ЭГО мешает!
  • Эго 2.0 - эффект смысла.
  • Наши связи. Эго и душа. Концепция рая
  • Деконфьюжен Детского эго-состояния (перевод статьи Х.Харгарден и Ш.Силлс) часть 1
  • Деконфьюжен Детского эго-состояния (перевод статьи Х.Харгарден и Ш.Силлс) часть 2
  • Эго или Я человека
  • «Дороги, которые нас выбирают» – 4 простые истории о жизни, судьбе и уловках лукавого Эго
  • Война образов Эго. Осознание глубинной причины конфликтов.
  • Как понять: кто я? Формирование эго-идентичности.
  • Деконфьюжен Детского эго-состояния (перевод статьи Х.Харгарден и Ш.Силлс) часть 3 (завершение)
  • Болезнь - энергетическая конструкция ЭГО
  • Непререкаемая власть Супер-Эго, или Обреченные быть нравственными
  • Как усмирить своё эго
  • От ложного эго к здоровому, как?
  • Психотравма как игра эго.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь