Альтеры, субличности, эго-состояния: в чем разница?

Автор статьи: Анна Зайцева

Понятие "субличности" ввел в употребление итальянский психолог Р. Ассаджиоли; это часть личности, которая обладает определенными установками, желаниями, потребностями. Самые частые и простые субличности связаны с определенными социальными ролями: дочь, жена, мать, работник и проч. Терапия субличностей показала высокую эффективность при решении сложных терапевтических задач - это может быть работа с травмой, самосаботажем, суицидальным поведением, навязчивым повторением, и многое другое.

Впрочем, предположение о том, что наша психика в достаточной степени фрагментирована, не является цельной, выдвигал еще Фрейд; отчасти из этой идеи вышло деление психического аппарата на сознательное, предсознательное, бессознательное и на Эго, Ид, Супер-Эго.

Эрик Берн, в свою очередь, выделил три так называемых эго-состояния: Я-Родитель, Я-Ребенок, Я-Взрослый. Соответственно, в каждый момент времени человек: либо занимает родительскую позицию и транслирует родительские установки; либо выступает в коммуникации в роли ребенка (обижается, капризничает и т.д.), либо проявляет свою взрослую, зрелую сторону. Это достаточно упрощенная модель, однако она эффективна при задаче улучшить отношения с другими людьми, сделать коммуникацию более адекватной и здоровой.

Речь об "альтерах" (alters) идет, как правило, в случае диссоциативных проявлений, прежде всего, диссоциативного расстройства личности. Очевидно, это слово произошло от выражения "альтер эго", то есть "второе я". Фактически это те же самые субличности, но потерявшие связь между собой. Когда мы переключаемся из одной социальной роли в другую - например, из роли матери ребенка в роль подруги - мы осознаем, что остались тем же самым человеком; меняется только видимое поведение, иногда настроение. Но эти перемены никогда не бывают слишком радикальными. В случае с диссоциацией целостность теряется: не выдержав какого-то травматического опыта, психика пытается хранить его изолированно, в некой отдельной "капсуле", отделе памяти. Дальше этот механизм может стать привычным, и травмирующий материал обособляется от всего остального. Образуются или реальные провалы в памяти, или хроническое ощущение ирреальности происходящего.

"Альтеров" может возникнуть большое количество, в зависимости от степени фрагментации психики. Однако современный голландский психотерапевт Онно Ван дер Харт выделяет две основные структуры: "внешне нормальная часть личности" и "внешне аффективная часть личности", ВНЛ и АЛ.

"Для ВНЛ характерно стремление участвовать в обыденной жизни, заниматься повседневными делами, то есть главную роль в функционировании ВНЛ играют системы повседневной жизни (исследования, заботы, привязанности и пр.), при этом ВНЛ избегает травматических воспоминаний. Функционирование АЛ оказывается довольно жестко детерминировано теми системами действий (защиты, сексуальности и пр.) или подсистемами (сверхбдительности, бегства, борьбы), которые были активированы во время травматизации. ВНЛ и АЛ чрезмерно ригидны и в той или иной степени изолированы друг от друга". ("Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы")



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Работа с МАК". Расклад "Я и МОИ СУБЛИЧНОСТИ". (авторский)
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть первая



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь