|
Остаться в живых: как рождаются субличностиАвтор статьи: Олеся Русак
Затравка Приходит на терапию полная молодая девушка с жалобами на то, что не может прекратить есть. Или, вот молодой человек, над которым смеются друзья, за то, что тот не выносит красиво упакованных подарков! Что такое?
Предисловие В жизни смысла нету. Она ни зачем <по большому счету> не нужна. Единственная Цель всего живого, которую мне удалось отследить – это, собственно, остаться в бытие. Быть. Жить. Выжить. «Остаться в живых… Отчаянный псих… Ни свой, ни чужой… Последний герой…» Локально – сохранить себя подольше. Глобально – чтобы сохранился вид. А еще глобальнее, чтобы сохранилось живое. (Какие существенные признаки живого? Рост и размножение?) Если я увижу пепелище, на котором то тут, то там пробиваются зеленые расточки, я пойму, что всё в порядке. Всё во мне заточено на то, чтобы остаться в живых. А) Инстинкты – дышать, сосать. Б) Эмоции. «Опасность! Беги!» В) Чувства. «Я его люблю, я о нем позабочусь» (когда о тебе заботятся, ты выживаешь). Г) Мысли. «Если a, то b» - мы описываем мир; в понятном мире выжить проще. И т.д.
Слова Эмоции – это то, что нами движет, да? К тому, что хорошо. И от того, что плохо. Я неторопливо бреду по деревенскому зеленому полю, вдыхая вкусный воздух. И быстро пробегаю мимо свалки, зажав нос. Благодаря обратной связи, пробуя то одно, то другое, мы находим (не)приятные для нас вещи, (не)полезные манеры поведения, (не)опасные ситуации. Так мы приобретаем опыт. Опыт выживания. Он запечатляется в нашем мозге в виде нейронных сетей, связей. В виде образов, убеждений, установок, голосов в голове и т.д. Каждый отдельно взятый такой опыт можно назвать – по Шварцу – субличностью. Как субличности «рождаются»? А) Раз и навсегда: как формируется некоторые комплексы Бывают моменты в жизни, которые дважды можно и не пережить (помрешь). Потому, хорошо бы их запомнить (и научиться распознавать) с первого раза. Так, когда с нами случается что-то из ряда вон, эмоциональный всплеск случается такой силы, что даже если незначительная деталь данной ситуации встретится нам в будущем, сигнал об опасности будет невероятной интенсивности. В момент серьезнейшей опасности схватывание (и запоминание) – мгновенное! И – любых мелочей. Так сказать – всего комплекса сопутствующих событий. Допустим, маленький ребенок застрял один в лифте, когда ехал от бабушки домой с 15 на 7 этаж. Свет погас, жуткий скрип, грохот и… тишина. Страх зашкаливал. Моментальное схватывание всего. И что именно схватится – не известно. Ладно, малец боится теперь лифтов. Так еще он больше не ест сладкого и не выносит вида оберточной упаковки. Почему? Потому что в тот злополучный день, он нес от бабушки кусок торта в коробке. А откуда мозг знает, что было главной причиной смертельной опасности? Лифт? Торт? Или упаковка? Так этот несчастный ребенок застрял в лифте навсегда. Выросший мужчина этого не помнит, конечно. Но стоит ему увидеть оберточную бумагу, из недр подсознания раздается вопль смертельно напуганного мальчишки: «Берегись! ОПАСНОСТЬ!» Б) Из раза в раз Бывает, нейронные связи подкрепляются снова и снова. Например, мама приходит с работы, приносит полные сумки еды, готовит домашним ужин. Все собираются за столом, делятся новостями. /Еда = любовь, близость./
Папа, всякий раз возвращаясь из командировки, привозит гостинец: - Смотри, какой я тебе пряник из Тулы привез! /Еда = папа обо мне думает./
Заглядывает в гости тётя, приносит детям конфет. /Еда = внимание и забота./
Так и «рождается» девочка, убежденная в том, что еда и любовь суть одно и то же. Зачем субличности рождаются? Сохранить важный опыт. Для нашего выживания.
Послесловие Мне кажется, именно (ну, в том числе) про эти комплексы, про убеждения говорит Шварц, предлагая выделять субличности. Так их легче увидеть, услышать. Понять.
- Кто говорит, что нужно убегать, когда видишь завернутые подарки? - Это… ребенок лет 4-х. Он затыкает уши, чтобы спастись от жуткого лязга... Перед глазами красный бант… и почему-то блеск упаковки…
С этим малышом можно будет поговорить. *** - Т.е. какая-то твоя часть обвиняет тебя в том, что ты снова и снова ешь? А что чувствует та часть, которая заставляет тебя есть? - Страх. Она говорит… пока есть еда, есть и любовь…
С испуганной голодной <по любви> частью тоже можно поговорить.
P.S. Чтобы прийти к интеграции (к целостности), нужно, чтобы было что интегрировать. Без дифференциации будет одно только слияние – общая грязная серая масса. Суть интеграции в отлаженном гармоничном взаимодействии отдельных частей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|