Семейное воспитание как фактор становления зависимой и созависимой личности

Автор статьи: Ткачук Оксана

Одной из концепций или определений созависимости является положение о том, что созависимость определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии. Созависимость — это «приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве» [5, с.5]. Б. и Дж. Уайнхолд утверждают, что процесс индивидуального развития ребенка проходит четыре стадии, должен быть завершен к двенадцати годам и в идеале происходит следующим образом.

1 стадия. Когда ребенок рождается, он находится на первой стадии – созависимости. Данная стадия длится примерно 6-9 месяцев, до тех пор, пока ребенок не становится на ноги. Задача лица, обеспечивающего уход за ребенком (как правило, матери, но нельзя исключать и фигуру отца) – установление эмоциональной связи, путем вербальных и невербальных контактов. Эмоциональная связь служит основой доверия к окружающему миру и необходимым условием развития.

2 стадия. (1,5 – 3 года). Вторая стадия – противозависимость. В течение этого периода (его пик – примерно 18-36 месяцев), первой задачей развития является отделение. Успешное прохождение этой стадии «психологического рождения» возможно лишь при установлении доверия к окружающему миру, то есть при успешном прохождении предыдущей стадии.

3 стадия. (3 – 6 лет). Если вторая стадия завершается без каких-либо осложнений, то в возрасте примерно трех лет ребенок готов перейти к третьей стадии — независимости, которая  длится примерно до 6 лет. В течение этой стадии, которая, как правило, длится до шести лет, большую часть времени ребенок способен действовать автономно, но он все еще чувствует и осуществляет действия в состоянии связи со своими родителями и семьей.

4 стадия. (6 – 12 лет). На четвёртой стадии – взаимозависимости - степень близости взаимоотношений между ребенком и другими людьми колеблется. Ребенок то ищет большей близости, то вдруг старается отдалиться. Задача данной стадии – приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.

Перечисленные выше стадии развития взаимосвязаны, нарушение на одной из стадий развития влечет за собой нарушение на другой. Например, результат незаконченного соединения или отделения – это созависимость. Созависимый человек будет: «прилипать», пытаясь завершить свое соединение и становясь очень зависимым или привязанным, или пытаясь завершить отделение или автономию, становясь очень обособленным, то есть противозависимым, или будет ходить по кругу между одним и другим. Собственно говоря, здесь кроется и главная разгадка созависимых отношений, а именно, почему они так долго длятся – каждый с помощью партнера пытается «отыграть» свои незавершенные стадии развития.

Маргарет Малер и ее соавторами (1968) было проведено широкое исследование, результаты которого помогают лучше понять процесс развития, способствующий успешному продвижению ребенка от психологического единства после рождения к психологической автономии в возрасте двух-трех лет.

Они установили, что «люди, у которых эта стадия развития завершается успешно, в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими. У них существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности и четкое представление о своем «Я» и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность. Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь непосредственно к другим лицам, если им необходима помощь. И наконец, «они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие их критикуют» [5, с.16].

По мнению М. Малер, для того чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно, нужно, чтобы оба родителя сами имели хорошо развитую психологическую автономность. Для того чтобы ребенок смог успешно пройти второе рождение, родителям необходимо:

  • иметь надежную связь с ребенком;
  • принимать ребенка таким, какой он есть;
  • разрешать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать их;
  • разрешать ребенку исследовать внешний мир, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»;
  • обеспечить безопасность для эффективного познания окружающего мира;
  • поощрять выражение своих собственных мыслей, чувств и действий;
  • выражать понимание, поддержку и обеспечивать воспитание, когда ребенку это понадобится;
  • демонстрировать эффективную психологическую независимость, открыто выражая ему собственные чувства, прямо указывая на то, чего вы хотите от ребенка, и, в свою очередь, спрашивая прямо, чего он хочет;
  • определять, что вы запрещаете, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам. Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей.

Успех психологического отделения ребенка от родителей зависит и от того, в какой семье растет ребенок - тоталитарной или партнерской, т.к. корни созависимости лежат в системе воспитания ребенка и в системе взаимоотношений между членами семьи.

Нарушение системы семейного взаимодействия, конфликтность и дисгармоничность в отношениях ведут к семейной деструкции. Деструктивная семья характеризуется ригидными и неадаптивными моделями поведения, деструктивными ролевыми установками, высокой конфликтностью, что приводит к нездоровым взаимоотношениям. Деструктивная семья является благоприятной почвой для разрушения психического и физического здоровья детей и всех членов семьи, провоцирует, поддерживает и закрепляет у них аддиктивное поведение. В результате деструктивных семейных отношений в семьях с алкоголиками и наркоманами формируются дезадаптивные установки и защитные реакции в виде неадекватного отношения к себе и окружающим, нарушается эмоциональный фон и способность к волевой регуляции, деформируются личностные структуры. По утверждению Кулакова С.А., Личко А.Е., Битенского Б.С. и многих других современных исследователей, личностные деформации, формирующиеся в процессе семейного взаимодействия – главный фактор, влияющий на становление личности, в том числе – и аддиктивной личности.

К признакам такой дисфункциональной семьи относят:

  • отрицание проблем и поддержание иллюзий;
  • вакуум интимности;
  • замороженность правил и ролей;
  • конфликтность во взаимоотношениях;
  • недифференцированность "Я" каждого члена;
  • границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены глухой стеной;
  • все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия;
  • склонность к полярности чувств и суждений;
  • абсолютизирование воли, контроля [3].

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них:

  • взрослые — хозяева ребенка;
  • лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно;
  • родители держат эмоциональную дистанцию;
  • воля ребенка, расцениваемая как упрямство, она должна быть сломлена и как можно скорее.

Кроме того, если в семьях нет возможности или не принято открыто выражать свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы, то это «может способствовать накоплению психического напряжения, гнева, вины, трудностей в общении и интимной жизни» [5, с. 16].

В рамках подавляющих правил и предписаний родителей, самих в свое время не справившихся с проблемами собственного развития  и теперь передающих их своим детям, и начинают развиваться  расстройства жизненной адаптации, которые впоследствии могут начать стимулировать стремления к уходу от реальности различными способами (азартными играми, опасными видами спорта, едой, психоактивными препаратами, алкоголем, принадлежностью к сектам и пр.).

С течением времени в таких семьях происходят изменения в семейном функционировании: одни функции утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями.

Во всех случаях детской наркомании в период, предшествующий наркотизации, были обнаружены нарушения основных функций семьи. После обнаружения наркотизации дисфункциональность семьи возрастала вплоть до невозможности выполнения в семье таких функций как духовное общение, первичный социальный контроль, сексуально-эротическая. В свою очередь, воспитательная и эмоциональная функции приобретают паталогизирующий характер [4].

Обнаружено, что в деструктивных семьях наркотизация и связанное с ней поведение направлено, прежде всего, на компенсацию диффицитарности эмоциональных контактов в семье, либо выступает как средство ухода от давления семейных конфликтов. В ригидных семьях наркомания подростка выступает как крайняя форма протеста против системы отношений, игнорирующей его возросшие возможности, интересы и потребности.

В работах, посвященных исследованию черт, свойственных людям, злоупотребляющим наркотиками и алкоголем, авторы называют следующие характеристики:

  • слабое развитие самоконтроля и самодисциплины;
  • эмоциональная незрелость;
  • низкая устойчивость к всевозможным воздействиям и неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности;
  • деформированная система ценностей;
  • склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из трудной психотравмирующей ситуации;
  • болезненная впечатлительность, обидчивость;
  • неспособность адекватно воспринимать ситуации, связанные с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими и регуляции своего поведения.

Исходя из сказанного - профилактика этих расстройств строится на создании здорового психологического климата (желательно в полной семье при наличии обоих родителей), который поможет пройти все этапы психологического взросления ребенка. А это является залогом того, что сформируется гармоничная личность, которой не свойственны черты, способствующие зависимому поведению. Уже с момента появления на свет ребенок нуждается в заботливом, ласковом к нему отношении. На первых месяцах жизни, когда малыш не понимает еще обращенной к нему речи, по эмоциям матери, отражающимися на ее лице, по интонациям в ее голосе ребенок улавливает окружающую его ситуацию и чувствует себя защищенным или нет.

В то же время, необходимо помнить, что созависимость, со всеми ее дисфункциональными симптомами, в действительности является прогрессирующим процессом излечения. В каждом из нас заложен природный стимул к излечению и завершению.  Выздровление от созависимости – это процесс, который требует много времени и сил.  Это личное выздровление каждого члена семьи. Те созависимые, которые находятся во взрослом возрасте,  проходят несколько этапов:

1 этап – это отказ от отрицания и осознание проблемы. Этому может способствовать семейный кризис, когда отрицать уже невозможно, созависимый оказывается лицом к лицу с реальностью.

2 этап. При осознавании проблемы защитные механизмы могут рухнуть, боль, гнев, обида прорываются наружу. Начинается процесс осознания собственной жизни. Реальная оценка ситуации помогает освободиться от страха, появляется надежда на выздровление, поиск ресурсов как внутренних, так и поддержки в ближайшем окружении.

3 этап. Начинается практическая работа над своими проблемами. Человек отказывается от прежних стереотипов поведения.

А. Отказ от ненависти к себе, умение принимать себя. Важно простить себя за все ошибки, учиться доставлять себе удовольствия, заботиться о себе, о своем теле, о своих чувствах, о своем духовном росте.

Б. Отказ от игры во власть и руководство. Нельзя управлять отношениями лишь силой воли. Облегчение приносит признание того факта, что твои возможности ограничены. Доверие жизни, судьбе помогают отказаться от контролирования других людей.

В. Отказ от ролей созависимости. Отказ от роли Жертвы – это переход от пассивности к активной позиции. Это развитие способности защищать себя, свои личностные границы, осознание своих собственных прав, умение отдыхать. Член семьи осознает свои права, ставит свои собственные цели. Отказ от роли Спасателя – это умение просить, принимать помощь, оказывать помощь только в том случае, если о ней просят. Происходит переход от созависимости к взаимозависимости.

Г. Отказ от замораживания своих чувств. Любые негативные чувства имеют право на существование. Страх и неуверенность, гнев, стыд, обида, чувство одиночества, вина, бунтарство и апатия ослабляются после того, как они пережиты во всей полноте. Член семьи может отказаться от черно-белого восприятия окружающего мира и переживать все оттенки удовольствия.

4этап. Реинтеграция – изменения приводят к новой целостности. Появляется ощущение внутренней наполненности, свободы, принятие себя, стремление к счастью. Созависимый становится на путь выздровления.

На всех этих этапах определенные средства и понимание со стороны других необходимы для выздоровления. Когда люди понимают основные причины созависимости, имеют в своем распоряжении необходимые средства и получают поддержку, в которой нуждаются, они могут излечиться и устранить отрицательное влияние созависимости на свою жизнь.

Литература

  1. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости/ А.Е. Айвазова - СПб.: Речь, 2003.
  2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. – М., 2001.
  3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / Под ред. профессора В.Д. Менделевича. - Спб.: Речь, 2007.
  4. Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. - М.: ПЕР СЭ, 2002.
  5. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости  / Б. Уайнхолд, Дж.  Уайнхолд; Пер. с англ. А.Г. Чеславский.– М.: «Класс», 2003.
  6. Эйдемиллер, Э.Г.,  Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург [ и др.] Питер: Питер Пресс, 2008. 


Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Критерии и стадии развития зависимости: алкоголизм и наркомания
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Завершение стадии созависимости или формирование уз близости.
  • Стадии развития травматической реакции-2
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь