|
Самостоятельность ребенка как залог зрелой и инициативной личностиАвтор статьи: Дарья Петровская (Грошева)
Первый значимый кризис ребенка не заметить невозможно. Начиная с 3 до 7 лет многое начинает меняться. Если раньше круг общения ограничивался только семьей, то сейчас малыш активно общается со сверстниками и другими значимыми взрослыми - воспитатели в детском саду, например. И это не может не отразвиться на всей системе семьи в целом! Рассмотрим подробнее то, что происходит в этом возрасте. C 3 до 7 лет в основе всей деятельности ребенка лежит сюжетно-ролевая игра – рисование, конструирование, чтение и даже придумывание сказок. Через игру у ребенка появляется возможность усваивать деятельность взрослых. Воображая себя в различных ролях, ребенок постепенно осваивает новую систему навыков как средств решения возникающих задач. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте может рассматриваться как источник становления самостоятельности, развития творческих способностей и инициативы. Игра является для ребенком тем пространством, в котором можно изучить и попробовать все многообразие ситуаций, требует проявления находчивости и творческого подхода. В то же время игра является возможностью формирования направленности своих действий, а также проявить настойчивость в достижении результата. Ребенок даже раннего возраста проявляет желание самостоятельно выполнять «взрослые» действия (мыть посуду, пылесосить, накрывать на стол). На основе таких простых бытовых навыков могут формироваться более глубокие качества личности - самостоятельность. В этом возрасте у ребенка является мотив «делать для других», развивается самооценка. Ребенок начинает проявлять инициативу не только по отношению к себе, также активно усваиваются нравственные нормы поведения, возникают ценности и смыслы. Отсюда и те тысячи вопросов, которые задают почемучки. И важно не раздражаться, а приглашать к размышлению - "А ты как считаешь?" "Давай вместе представим, что будет, если.." Выполняя элементарные бытовые навыки детки этого возраста начинают работать совместно, распределять обязанности, договариваться, а также оказывать помощь, поправлять друг друга в случае ошибки и начинают относиться объективно к результатам своего труда (похвала или критика собственной работы) Совместная работа также является предпосылкой установления отношения. Это могут быть отношения взаимопомощи, доверия или недоверия, координации действий (Л.С.Обухова) Коммуникация как форма общения со сверстниками в дошкольном возрасте активно развивается. В основе такого общения проявляется в виде взаимоуважения, а также подражания и соперничества. На основе общения формируется образ другого человека и образ самого себя. Общение развивается все более интенсивно, появляются новые его формы, развивается интерес и любопытство ребенка - к окружающему миру, к друзьям сверстникам, к взрослым. Общение выходит за рамки предметного и переходит к абстрактному типу. При этом могут возникать трудности при отсутствии готовности со стороны взрослого. Освоение новых видов деятельности приводит к тому, что ребенок становится «непоседливым» и здесь от взрослого нужно много терпения для того, чтобы процесс развития самостоятельности прошел успешно. Естественным со стороны взрослого является желание все запрещать, что в свою очередь может вызвать протест и стать поводом для обращения в консультацию. Поддерживать развитие возможно в том случае, если взрослый не запрещает ребенку осваивать значения новых предметов и способов их овладения. Быть рядом и помогать узнавать новое открывает возможность стать помощником, участвовать в процессе его развития. Без помощи и примера взрослого невозможно развитие самостоятельно, инициативной личности. Для ребенка взрослый выступает в качестве образца, подражая его действиям, он постепенно овладевает новыми навыками и как результат у него развивается самостоятельность. Так, поддерживая ребенка в начале, помогая ему, помощь взрослого в освоении простых бытовых навыков постепенно уменьшается. Итак, можно выделить основные черты самостоятельности ребенка. 1. За самостоятельностью ребенка стоит "руководитель", взрослый, и все социальные требования в его лице. Однако, с развитием ребенка функция взрослого постепенно уменьшается, формируются определенные привычки и стереотипы действий, на основе которых формируется самостоятельность как черта личности. 2. Уровень самостоятельности измеряется соответственно возрасту ребенка. У каждого возраста существуют свои нормативы и показатели, невозможно оценивать детей разного возраста применяя одни и те же критерии. 3. Самостоятельность развивается не стихийно, а поэтапно. Вначале ребенок учится действовать в привычных для него условиях, при этом помощь взрослого необходима (самостоятельно убирать игрушки, мыть руки, здороваться и благодарить). Затем развивается способность ориентироваться в похожих незнакомых обстоятельствах (например, умение ориентироваться не только в своей комнате, но и в чужой, поведение с незнакомыми людьми), после чего функция самостоятельности становится полностью интроецированной. Таким образом, самостоятельность выступает в качестве реакции на требования взрослых и результата собственной инициативы. Чем больше у ребенка возможностей к проявлению самостоятельности, тем большее количество вариантов поведения он транслирует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|