|
Как развивается привязанность ребенка к родителямАвтор статьи: Васильева Ксения Сергеевна
Может ли малыш быть слишком привязан к родителям? Все авторы, пишущие о привязанности, единогласны в том, что чрезмерной привязанности не бывает. А причиной ощущения, что ребенок слишком привязан, является нарушение привязанности. Например, если ребенок застрял на одной из стадий. Сначала я расскажу, какие есть стадии развития привязанности, а в дальнейшем напишу, что делать в случае нарушений.
В первый год жизни ребенок привязывается через физические ощущения. Поэтому так важно не отказывать малышу в ручках, в зрительном контакте. Первые полгода ребенок как бы знакомится с окружающими его взрослыми и выбирает к кому привязаться. Замечали, наверно, что вдруг после 6 - 8 месяцев ребенок начинает бояться малознакомых людей, предпочитая им тех, кто всегда рядом. Основной привязанностью обычно становится мама. Связано это не с родством, а с тем, что именно мама, как правило, заботится о ребенке. Если же мамы не будет рядом, то привязанность сформируется к тому, кто возьмёт на себя заботу о ребенке. Если о нем заботятся несколько взрослых наравне, то привязанность сформируется к ним всем. 2.Похожесть. После года ребенок стремится походить на своего взрослого. Малыш надевает шарфик как у мамы, пытается сесть на горшок как брат, стучит молотком как папа. Именно вследствие привязанности дети учатся на примере родителей. Родителям на этой стадии следует подчёркивать схожесть ребенка с собой. 3. Принадлежность. Примерно с 2х лет ребенок начинает обозначать свою принадлежность: я мамин, моя мама, мой папа. В этом возрасте дети могут начать ревновать родителей друг к другу и к другим детям в семье. Тогда же они начинают "жадничать". Специально ставлю в кавычки, потому что, когда двухлетка кричит "мое!" то это не про жадность. Не нужно ругать ребенка за это и объяснять, что мама общая. Он и сам это со временем поймет. А пока акцент на том, что "ты мой малыш, я твоя мама". 4. Значимость. Примерно после 3х лет ребенку становится важным чувствовать свою значимость для своего взрослого, чувствовать, что им дорожат. От детей в этом возрасте часто можно услышать: Мама, посмотри как я умею. Ребенку в этом возрасте важно видеть, что ему рады. Показывайте его ценность: "Я так рада, что ты мой ребенок!", "Так здорово, что ты у нас родился", "Мы так рады, что у нас родился именно ты". 5. Любовь Возраст 4-5 лет - это возраст, когда ребенок начинает по настоящему любить своих взрослых. На этой стадии принятие важно как никогда. Ребенку важно чувствовать, что его любят не за что-то, а просто потому что он есть. Любовь очень глубокое и уязвимое чувство. Не все дети и не со всеми взрослыми дорастают до этой стадии привязанности. При этом дети привязанные на уровне любви спокойней отпускают своих взрослых. На этой стадии уже нет такой сильной необходимости в физическом присутствии, так как ощущение безопасности, дает само чувство любви, которое греет даже в разлуке. 6. Познание На этом уровне ребенок доверяет вам свои тайны. И здесь важно сделать так, чтоб ребенок не боялся нести вам свои секреты, даже если он сделал что-то неправильно. Если ребенок где-то ошибся, а потом признался в этом, то стоит просто обсудить с ним эту ситуацию, озвучить ему перед каким выбором он стал, его чувства, обсудить возможные решения. Когда дети доверяют свои секреты, тем самым они лучше понимают сами себя, что в свою очередь ведет к развитию цельной личности. Часто взрослые торопят своих маленьких детей преждевременно приучая к самостоятельности. Однако самостоятельность нельзя научить, она должна прийти изнутри. Точно также как мы не можем ускорить физический рост детей, мы не можем ускорить их психическое созревание. И также как и с ростом, наша задача - это создать условия для созревания. Таким условием и является надежная привязанность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|