|
Некоторые шаги в воспитании самостоятельности ребенка (продолжение)Автор статьи: Юлия Пырина
Не делайте за ребенка то, что он уже способен сделать сам. Вы можете лучше и быстрее, но тогда он постоянно будет ждать вашей помощи (зачем ему осваивать новое, если это делаете вы). Оказывайте поддержку. У ребенка не сразу все получается (пуговицы и шнурки не слушаются и ребенок злиться и демонстрирует беспомощность).
Ваши действия: -приучайте его просить о помощи, а не требовать, чтобы сделали за него (верно - помоги мне пожалуйста); -дате возможность самому сделать все, что может (сопоставить нужные пуговицы и петельки и т.д.); -поделите процесс (пуговку ты - пуговку я, шнурок ты - шнурок я); - в ситуации выбора, на вопрос ребенка: «Что мне делать?» не спешите советовать, дайте возможность принять решение самому. При этом применяйте техники эффективного общения (например: «Я вижу, что ты затрудняешься, давай поразмышляем». Или: «А как ты сам думаешь?» и т.д.) - чаще говорите ему: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать». Так он всегда будет чувствовать вашу поддержку, уверенность в своих силах, при этом постепенно будут формироваться навыки самостоятельности. Поощряйте. Хвалите даже за малейшие успехи, или просто за старания. Все сразу не получается даже у взрослого, когда он осваивает что-то новое. Старайтесь проявлять понимание и не наказывать (это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я — плохой, потому я себя плохо веду») Вспомните, когда ваш ребенок учился ходить и у него получалось не сразу, вы же не наказывали его, а терпеливо ждали и поддерживали. Так же и в воспитании самостоятельности. Терпение и еще раз терпение. Мы взрослые зачастую предъявляем ребенку требования исходя из своих знаний и умений, не задумываясь о том, что простые действия, которые мы совершаем изо дня в день для ребенка являются новым и важным делом, требующим освоения. Предоставьте ребенку независимость в некоторых домашних делах, и он станет увереннее, спокойнее. Предоставляйте ребенку выбор Для этого: -показывайте ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации (например – верно: «пойдем гулять в парк, или во двор, пойдем спать сейчас, или после мультиков, убирать игрушки после ужина, или до?». Неверно – ваше категорическое утверждение: «делай сейчас, иди спать, идем во двор и т.д»). Со временем (после 5 лет)предоставлять больше вариантов для выбора; -это особенный выбор ( не между делать и не делать, а «выбор в рамке), учит ребенка принимать решения, выполнять ответственнее; -давать ему право самому выбрать, как поступить; - у ребёнка должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий (например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать) и т.д У каждого действия есть последствия -Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». -Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Предоставляйте разумную самостоятельность, тогда ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия (например, оставил игрушки на улице и утром их не оказалось, долго одевался – не пошли гулять) Избегайте критики, не ругайте, а будьте в постоянном диалоге, все объясняйте и все обсуждайте. Тогда ребенок чувствует себя «плохим» или наказанным. Он начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. Право на ошибку и возможность ее исправления. Если решать за ребенка, лишать его права на ошибки, он не научится принимать осмысленные решения, будет либо подчиняться чужому мнению, либо действовать на эмоциях (необдуманно). Что делать: - избегать осуждения и критики; - в случае неудачи, обсуждать, почему его действие привело к таким результатам и как ему стоит поступать в будущем.
Обеспечьте независимость ребенку в повседневных делах
Чтобы было удобно самостоятельно: - выбирать одежду и одеваться (удобное пространство для хранения одежды, доступность вещей для самостоятельного одевания, возможность самому вешать вещи и убирать грязные и т.д.); - осуществлять гигиенические процедуры (в туалете и в ванной комнате все должно быть доступно для ребенка, чтобы он мог самостоятельно брать использовать туалетные принадлежности, принимать душ-ванну и т.д.); Приучайте ребенка соблюдать режим дня (структурирует и организует жизнь ребенка, учит планированию своего времени – иначе вы будете постоянно тратить свои силы и время, чтобы организовать его жизнь).
Евгения, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе, самостоятельным, способным принимать решения и отвечать за их последствия – откажитесь от желания вырастить удобного для себя ребенка.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|