Некоторые шаги в воспитании самостоятельности ребенка (продолжение)

Автор статьи: Юлия Пырина

Не делайте за ребенка то, что он уже способен сделать сам. Вы можете лучше и быстрее, но тогда он постоянно будет ждать вашей помощи (зачем ему осваивать новое, если это делаете вы).

Оказывайте поддержку. У ребенка не сразу все получается (пуговицы и шнурки не слушаются и ребенок злиться и демонстрирует беспомощность).

 Некоторые шаги в воспитании самостоятельности ребенка продолжение

Ваши действия:

-приучайте его просить о помощи, а не требовать, чтобы сделали за него (верно - помоги мне пожалуйста);

-дате  возможность самому сделать все, что может (сопоставить нужные пуговицы и петельки и т.д.);

-поделите процесс (пуговку ты - пуговку я, шнурок ты - шнурок я);

- в ситуации выбора, на вопрос ребенка: «Что мне делать?»  не спешите советовать, дайте возможность принять решение самому. При этом применяйте техники эффективного общения (например:  «Я вижу, что ты затрудняешься, давай поразмышляем». Или: «А как ты сам думаешь?» и т.д.)

- чаще говорите ему: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать». Так он всегда будет чувствовать вашу поддержку, уверенность в своих силах,  при этом постепенно будут формироваться навыки самостоятельности.

Поощряйте.

Хвалите даже за малейшие успехи, или просто за старания. Все сразу не получается даже у взрослого, когда он осваивает что-то новое.

Старайтесь проявлять понимание и не наказывать (это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я — плохой, потому я себя плохо веду»)

Вспомните, когда ваш ребенок учился ходить и у него получалось не сразу, вы же не наказывали его, а терпеливо ждали и поддерживали. Так же и в воспитании самостоятельности.

Терпение и еще раз терпение.

Мы взрослые зачастую предъявляем ребенку требования исходя из своих знаний и умений, не задумываясь о том, что простые действия, которые мы совершаем изо дня в день для ребенка являются новым и важным делом, требующим освоения. Предоставьте  ребенку независимость в некоторых домашних делах, и он станет увереннее, спокойнее.

Предоставляйте ребенку выбор

Для этого:

-показывайте ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации (например – верно: «пойдем гулять в парк, или во двор, пойдем спать сейчас, или после мультиков, убирать игрушки после ужина, или до?». Неверно – ваше категорическое утверждение: «делай сейчас, иди спать, идем во двор и т.д»). Со временем (после 5 лет)предоставлять больше вариантов для выбора;

-это особенный выбор ( не между делать и не делать, а  «выбор в рамке), учит ребенка принимать решения, выполнять ответственнее;

 -давать ему право самому выбрать, как поступить;

- у ребёнка должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий (например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать) и т.д

У каждого действия  есть последствия

-Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет».

-Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

 Предоставляйте  разумную  самостоятельность, тогда  ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия (например, оставил игрушки на улице и утром их не оказалось, долго одевался – не пошли гулять)

Избегайте критики, не ругайте, а будьте в постоянном диалоге, все объясняйте и все обсуждайте. Тогда  ребенок чувствует себя «плохим» или наказанным. Он  начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения.

Право на ошибку и возможность ее исправления.  Если решать за ребенка, лишать его права на ошибки, он не научится принимать осмысленные решения, будет либо подчиняться чужому мнению, либо действовать на эмоциях (необдуманно).

Что делать:

- избегать осуждения  и критики; 
- быть примером (все время показывать и объяснять, как делать, вовлекать его в действия, например – уборка, дача, приготовление пищи и т.д.). Ребенок научиться, только если вы научите его своим примером.

- в случае неудачи, обсуждать, почему его действие привело к таким результатам и как ему стоит поступать в будущем.

 

Обеспечьте независимость ребенку в повседневных делах

 

Чтобы было удобно самостоятельно:

- выбирать одежду и одеваться (удобное пространство для хранения одежды, доступность вещей для самостоятельного одевания, возможность самому вешать вещи и убирать грязные и т.д.);

- осуществлять гигиенические процедуры (в туалете и в ванной комнате все должно быть доступно для ребенка, чтобы он мог самостоятельно брать использовать туалетные принадлежности, принимать душ-ванну и т.д.);

 Приучайте ребенка соблюдать режим дня (структурирует и организует жизнь ребенка, учит планированию своего времени – иначе вы будете постоянно тратить свои силы и время, чтобы организовать его жизнь).

 

Евгения, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе, самостоятельным, способным принимать решения и отвечать за их последствия – откажитесь от желания вырастить удобного для себя ребенка. 

 



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Гордость за фамилию, или что делать, если дразнят твоего ребенка
  • Хотите, чтобы ребенок вам доверял — научитесь его принимать
  • Развивающий диалог: у ребенка нет готовых программ, но это не основание лишать его уважения
  • Как не кричать и не наказывать ребенка или что делать с Фрустрацией?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь