Как приучить ребенка к самостоятельности?

Многие родителисталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: егоне допросишься одеться в сад, сложить свои игрушки вечером, почиститьзубы без "торговли". Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 разповторять, уговаривать или даже угрожать. Все это, разумеется, лишаетсил и понемногу сводит с ума...

Знакомая ситуация?

Если Вы сталкиваетесь с подобными проблемами, то в этой статье Вы можете найти множество идей, как с легкостью и удовольствием приучить ребенка к самостостоятельности.

Чтобы привлечь ребенка кмаленьким домашним делам, которые включают уход за собой и за своими
вещами, стоит придерживаться некоторых простых принципов.

1. Сформулируйте для себя, что ребенок уже может и должен делать сам.
Этот шаг часто бывает недооценен родителями. Они с легкостью обижаютсяна то, что ребенок не убирает за собой одежду, не вытирает ноги, не естсам... Однако если спросить у мамы и папы: «Так что же Ваш ребенок точно должен делать в этом возрасте, каковы его обязанности?», этот вопрос часто заводит в тупик.

Ведь, во-первых, существует миф, что ребенок никому ничего не должен... Если это действительно так, то почему же родители так сильно сердятся на его «лень» и «непослушание»?

Давайте не будем кривить душой: каждый родитель ожидает, что его ребенок будет вносить свой вклад в уход за собой, домашнее хозяйство и даже жизнь семьи. Вопросы только в том, сколько, как и когда.

Во-вторых, нет четкого представления о возможностях и возрастных этапах развития самостоятельности у ребенка. Словом, непонятно, что, в каком объеме и в каком качестве ребенок должен делать сам.

Что в итоге?
Если даже сами родители смутно представляют себе, что должен делать ихребенок, то как тогда сам малыш может контролировать свои достижения иуж тем более - стремиться к ним?

Итак, задачи и обязанности ребенка должны быть прозрачны прежде всего для самих родителей.

2. Создайте перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста. После того, как Вы задумались над тем, что может и должен делать ребенок, составьте список этих действий.

В первой колонке опишите, что ребенок должен делать по уходу за собой (каков уровень его самостоятельности). Во второй колонке перечислите действия, которые ребенок должен выполнять по уходу за своими вещами. В третьей колонке опишите то, что ребенок должен делать для всей семьи.

Не указывайте то, что ребенок уже давно "прошел", выполняет с легкостью и без напоминания. Ваш список должен содержать навыки, которые еще только предстоит освоить или усовершенствовать.

Вот произвольный пример такого списка:
1) уход за собой:

  • относить грязное белье в корзину;
  • самостоятельно включать и выключать свет в туалете;
  • полностью раздеваться и надевать без помощи футболки и свитера;

2)уход за своими вещами:

  • складывать свои игрушки без напоминания;
  • относить грязное белье в корзину;
  • складывать вещи на стул или в шкаф (допускается помятость);

3)помощь по дому:

  • не мешать, когда взрослые разговаривают по телефону;
  • помогать маме накрыть на стол;
  • помогать вытирать пыль по просьбе и т.д

Постарайтесь описать в этом списке не только действие, но и качество его выполнения.Ведь в случае маленького ребенка достаточно, когда он просто "поелозит"тряпкой по столу и кое-как скомкает вещи в шкаф. Однако когда ребенокподрастает, стоит требовать от него более точных и аккуратных движений.


3. Двигайтесь маленькими шагами. Послетого, как Вы создали перечень обязанностей Вашего ребенка, начнитеприучать его к ним. Двигайтесь маленькими шагами, например, по одному
навыку в неделю.  Для некоторых родителей "приучать" значит сказать один раз вслух и забыть об этом. Но этого совершенно недостаточно.

"Приучать" значит, вдохновлять, стимулировать, поощрять, показывать, корректировать, контролировать и хвалить.
Поэтому недельный срок нужен именно для того, чтобы сконцентрироватьвсю Вашу энергию и внимание на одной задаче, которую Вы хотитепривить Вашему ребенку.

 
4. Начинайте всегда вместе. Многие родители поступают так: они просят ребенка сделать что-то и уходят по своим делам.Надо сказать, что эта тактика не очень эффективна. Пока Вы неубедились, что малыш точно выполнит действие без Вашей помощи иконтроля, оставайтесь рядом с ним.

5. Давайте четкие указания, подсказывайте и помогайте.
Оставив все свои дела и морально настроившись уделить все свое вниманиеребенку, четко скажите ему, что делать. Постарайтесь, чтобы Ваш голосзвучал твердо и убедительно, а не заискивающе. Чересчур просящие илиуговаривающие интонации провоцируют ребенка на «отнекивание» или«торговлю».
Также постарайтесь избегать уговоров и аргументирования.
Во-первых, не все Ваши аргументы будут понятны ребенку, а во-вторых, налюбой аргумент «за» можно найти аргумент «против». Многие дети оченьизощренны в этом. А ведь домашние обязанности или уход за собой – совсем не должны подлежать обсуждению. Это насущные дела, которые объективно необходимо выполнять для нормальной полноценной жизни.
В период обучения важно оказывать ребенку помощь и подсказки.
Однако их нетак-то просто выполнить правильно. Часто в своем кабинете я наблюдаю,как родители «помогают» ребенку сложить игрушки. Они просто подходят ккорзине и, приговаривая «давай-ка соберем машинки» мигом укладывают все вкорзину. Ребенок, успев бросить только одну игрушку, оглядывается ивидит, что все уже собрано.

Разумеется,такая помощь не только не «настраивает» ребенка на успех и достижениерезультата, но подчас может и демотивировать его.

 

 
 Чаще всегопроблема с самостоятельностью кроется не в сложности самого действия, а втом, чтобы начать его делать. Начать сложно не только для взрослых, но идля детей.
Ведь для того, чтобы начать действовать, нужно:

  • оставить то интересное, чем ребенок занимается СЕЙЧАС;
  • переключить и сфокусировать внимание на чем-то, что будет ПОТОМ;
  • сделать что-то длинное или, как правило, менее интересное;
  • напрячься непонятно ради чего.


Как же правильно оказывать ребенку помощь?
Для того, чтобы вдохновить ребенка сделать что-то полезное, можно использовать вербальные (помощь словами) и телесные (с помощью движений и жестов) подсказки.


Телесные подсказки:

  • Жесты.

    Многие недооценивают роль жестов в помощи ребенку, но на самом деле,особенно для маленьких детей, такие подсказки играют огромную роль.

Когда использовать жесты? Жесты хороши, когда слов недостаточно, чтобы побудить ребенка к действию.

Например, когда Вы говорите ребенку «возьми машину и положи в корзину»,он может продолжать стоять на месте или заниматься другими делами.Когда же Вы показываете на машину, внимание ребенка фокусируется и онможет сосредоточиться намного быстрее на задании. Жесты также помогают
начать действовать, то есть запустить цепочку последовательных шагов.Ведь если машина уже в руке, то ничего не стоит положить ее в корзину. 

  • Движения. Подсказки в виде движений предполагают изменение положения тела ребенка.
    Например, если он стоит далеко от корзины с игрушками, можно, взяв егоза плечи, плавно подвести поближе. Если же ребенок стоит, а для сборамелких деталей удобнее сесть на коврик, то с помощью телесной подсказки,легко похлопав малыша по плечу, можно пригласить его сесть. Когда малышотворачивается, то с помощью телесной подсказки можно направить егокорпус в нужное русло.

Ваши помогающие движения служат не только приглашением к действию, но и хорошей, мягкой коррекцией.Вспомните, сколько бы инструктор по танцам или йоге не объяснял Вам,как встать в третью позицию или «позу собаки», пока он не покажет, алучше не «выстроит» Ваше тело, движение не получится.

  • Демонстрация. Очень хорошо приобщать ребенку к миру дел, предварительно показав ему, что и как нужно сделать.
    Однако с этой подсказкой легко переборщить, например, когда, показывая,мама выполняет все действие за ребенка. Чтобы такого не случилось,можно выполнить только часть действия, оставив его незавершенным, чтобыребенку осталось сделать только финальную часть – закрыть крышку,положить носок в уже открытую коробку и т.д.

Вербальные подсказки:

  • Подробный инструктаж, когда Вы разбиваете действие на маленькие шаги и проговариваете каждый из них (не потому что ребенок не знает, как, а чтобы помочь ему начать).

Чтобы инструкции были восприняты ребенком, нужно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, Ваши слова должны иметь мотивирующую силу, то есть способствовать тому, чтобы ребенок начал действовать.
Такие инструкции содержат конкретные глаголы, описывают простые ипонятные действия: «возьми машинку», «отнеси ее к шкафу», «положи наполку», «возьми колготы», «посмотри, чистые ли они», «сложи красиво»,«положи в ящик».

Во-вторых, для того, чтобы ребенку было проще поначалу, часть Ваших инструкций должна помогать ему сосредоточиться. Для этого Вы подсказываете ребенку, как он может сконцентрировать свое внимание, например: например, «подойди ко мне», «слушай внимательно», «посмотри сюда», «повернись», «посмотри выше» и т.д.

В-третьих, не стоит начинать говорить следующую инструкцию, пока не выполнена предыдущая. То есть пока ребенок не «посмотрел сюда», не стоит просить его «взять это». Действия должны быть простыми и легкими.

6. Хвалите ребенка.
Правильно хвалить – целое искусство. Похвала – это не просто восторг поповоду и без повода. Похвала, которая может стать ценной для ребенка,должна быть конкретной и немедленной.

Когда Вы хотите выразить своеудовлетворение ребенку, опишите, что именно он сделал хорошо,
например: «молодец, ты послушал маму», «посмотри, как быстро ты сложилэти машинки», «мне так нравится, как ты собираешь свои вещи», «сколько утебя сил, ведь ты разложил все подушки самостоятельно!»

В таком виде похвала выглядиткак комментарий, служит хорошей обратной связью для ребенка. Ведь он невидит себя со стороны, ему сложно оценить, что он делает хорошо, а что плохо. Получая похвалу-комментарий от родителей, ребенок много узнает о своих сильных качествах и об их ценности для родителей. А кто не захочет показать себя с лучшей стороны?

7. Вводите элементы соревнования и игры.
Если, несмотря на все Ваши просьбы и поощрения, ребенок все же «тяжелна подъем», можно попробовать заинтересовать его соревнованием.Состязаться можно по-разному – друг с другом, с самим собой (вчерашним),с героями мультфильмов и т.д. Например, «посмотри, как быстро ты сложил эти машинки, а сможешь так же быстро сложить конструкторы?»

Для игрового эффекта можно использовать различные «декорации» и «антураж». Многих детей «заводит» состязание по времени, когда они видят перед собой песочные часы. Другим нравится выполнять задачки, чтобы получить «приз». Интересных условий и игр может быть масса, главное – творческое вдохновение и желание родителей помочь своему ребенку.

8. Постепенно уменьшайте уровень своего контроля и помощи.
Использование игры или соревнования не значит, что Вам придется каждыйвечер развлекать ребенка для того, чтобы он научился складывать носки вшкаф. Напротив, по мере того, как ребенок начинает привыкать к своимобязанностям, Вы поэтапно убираете разные элементы помощи, подсказки,
оставляя лишь похвалу за полностью выполненное действие. Впоследствииможно уйти и от этого, в зависимости от того, переходит ли внешняямотивация ребенка во внутреннюю.

Кроме этого, если Ваш ребенокуже освоил тот или иной навык, Вы можете отлучаться по своим делам и неследить за качеством выполнения, лишь иногда проверяя, не «сбился» лималыш с пути, отвлекшись на игру или мультик.

Если же у Вас нет ни сил, ни желания мотивировать ребенка, поощрять или вдохновлять его, стоит обратить внимание на себя: возможно, Вы слишком устали, перегружены домашними и рабочими делами, нуждаетесь в отдыхе, помощи и поддежке.
Если это так, то уделите время себе. Ведь не имея внутреннего ресурса,желания и радостного настроения, так сложно вдохнуть радость вдостижения ребенка!

Терпения, сил и радости Вам, дорогие родители!

© Ольга Товпеко

Оригинальная статья "Как приучить ребенка к самостоятельности?" находится на сайте psycomfort.com.ua



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как правильно хвалить ребенка или Почему не стоит говорить "Молодец"?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Вредные советы. Что делать, чтобы у Вашего ребенка сформировалось ПРЛ?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь