Что такое симптом? Симптом - это признак ненормального функционирования. У ребенка может быть ночное недержание мочи. Это симптом. Это признак ненормального функционирования (делаем скидку на определенный возраст, конечно). Взрослый может обожать кого-либо, но после какого-то незначительного события изменить мнение на противоположное, а потом - после какого-то хорошего события, обратно поменять мнение о человеке на положительное. Мгновенно. Это симптом. Это “расщепление” при пограничном расстройстве личности. Это признак ненормального функционирования. Но одинаковы ли по значению эти симптомы у ребенка и у взрослого?
У ребенка симптоматика обычно возникает вследствие определенных отношений с родителями - отношений таких, когда ребенок не может по каким-то причинам проявлять себя (они могут быть самые разнообразные и о многих из родителм могут даже не догадываться), свою личность, свою спонтанность, свои творческие порывы. Симптом ребенка - это для него способ коммуникации, способ сообщить нечто. К примеру, ночное недержание мочи ребенка может быть способом сообщить и показать свою спонтанность. Таким образом, симптом ребенка имеет и значение (смысл), но и является также способом коммуникации.
У взрослого симптом не имеет функции коммуникации. Остается значение (смысл) симптома. Вместо коммуникативной функции симптом начинает выполнять функцию защитную. Для взрослого симптом - это способ защититься от чего-то, что он - его психика - считает недопустимым. В случае пограничника - расщепление - это способ защититься от чувства собственного ничтожества. Пограничник - нарцисс; его самовлюбленность прикрывает его чувство ничтожества. Когда его любит кто-то, он любит себя. Когда к нему проявили малейшую не-любовь, он ненавидит себя. Его чувства к себе зависят от того, какой объект он “встроил” в себя, через какой “объект” определил себя. Если этот “объект” стал внезапно плохим, единственное, что можно сделать - исключить его; возненавидеть. Расщепление - способ недопустить в сознание чувство, что ты сам себя ненавидишь, а другие тут ни при чем.
Таким образом, симптом взрослого - это способ защититься. А симптом ребенка хоть и имеет в некоторых случаях защитную функцию, еще и выполняет функцию коммуникативную.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.