«Для чего нам симптом?» работа с симптомом в психотерапии.

Когда я приступал к написанию этой небольшой статьи, я совершенно автоматически, начал было с традиционного для популярных текстов о психотерапии перечисления «мифов о психотерапии» с последующим их разоблачением. Но, уже начав набирать на клавиатуре текст, описывающий «первый миф», я вдруг вспомнил, недавно прочитанную в одном российском психологическом журнале информацию, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около 40% пациентов, которые приходят на прием к врачам общей практики с теми или иными симптомами, не нуждаются ни в какой медицинской помощи, кроме психотерапии. Какие выводы следуют из этого тезиса? Их, по сути, два: во-первых, то, что эти 40% расстройств имеют психосоматический генез, причем они еще являются функциональными и обратимыми нарушениями, раз не требуют фармакологической коррекции. Это те самые «болезни от нервов». И второй вывод – психотерапия совершенно по-другому обращается с симптомами, нежели соматическая медицина и это приводит к результату (иногда впечатляющему). Мне хотелось бы сейчас остановиться на этом втором аспекте, а именно поговорить о том, в чем суть психотерапевтической работы с симптомом и заглянуть «на кухню» этого удивительного процесса.

Природа чрезвычайно экономна и потому не будет тратить время и силы на «создание» того или иного симптома (синдрома), например, панической атаки, если это не будет ей для чего-то «выгодно». Действительно, ведь паническая атака крайне энергоемкий процесс: нужно разогнать частоту и увеличить силу сокращений сердца, спазмировать сосуды, усилить перистальтику, заставить в авральном режиме трудиться множество потовых желез, дрожать колени и т.д. Просто так психофизиологическая система нашего организма не станет вкладывать энергоресурсы в это сомнительное предприятие. А раз так, значит, есть некие серьёзные причины, почему всё-таки этот приступ генерируется (а то и несколько раз в день!). Тело, вегетативная нервная система в данном случае выступает лишь инструментом, исполнителем, выполняющим волю некоего таинственного «заказчика». Где же прячется этот «заказчик»? Несомненно, не в теле – он скрывается в структуре личности, в глубинах души человека. При этом дело осложняется тем, что нечто в душе, какой-то конфликт  не дает ему возможности высказаться окружающим его людям, миру обычным путем и потому, у него не остается никаких других средств, кроме как заговорить на языке симптомов. Обычно начало разговора на языке симптомов и означает начало проблем у человека и если они серьезны и/или долго длятся, человек обращается за помощью.

Работа психотерапевта сводится к расшифровке изначального послания «заказчика», переводу с «симптомного» языка на обычный. Это непростая, но интереснейшая совместная работа пациента и психотерапевта. Причем пациент знает на самом деле, что хочет сказать его психика через симптом, но помочь посланию самостоятельно выйти на сознательный уровень, профессиональная задача психотерапевта. Здесь важно подчеркнуть, что именно самостоятельно, так как чаще всего психотерапевту достаточно одной-двух консультаций, чтобы понять, что «говорит» симптом, но этого мало – сообщение его понимания пациенту (преждевременная интерпретация) малоэффективно, а то и вредно. Может пройти еще 10 или 20 консультаций, прежде чем это понимание родится у пациента. Психотерапевт в данное время должен быть крайне терпелив и не пытаться как Карлсон, который живет на крыше, посадив персиковую косточку, каждый день вытаскивать ее из горшка с землей, проверяя, не появилось ли из нее на второй день целое дерево с персиками. И когда это понимание (инсайт) рождается у пациента, до него доходит месседж страдающей части его души, то ровно в этот момент надобность в столь энергоемком феномене, как, например, рассматриваемая нами паническая атака, естественно отпадает. Это начало конца симптома. Расшифровка послания симптома – это только часть совместной работы  психотерапевта и пациента над проблемой. Далее идет проработка и закрепление результата, приводящая к стабилизации состояния пациента.

Для иллюстрации приведу пример из практики: клиентка, немолодая уже женщина, несколько лет страдает от панических атак. Это «сильная» женщина, которой с детства не позволялось/не поощрялось выказывать свои чувства, желания, а требовалось жить для других забывая о себе.  Поэтому для нее панические атаки это единственный путь высказаться, пожаловаться, попросить о помощи для «внутреннего ребенка» клиентки, который оказался заброшенным и никому не нужным много лет. Также невозможность выражать свои чувства для ребенка порождает еще накопление большой злости по отношению фигурам запрещающим (особенно, матери), и этот гнев на них только усиливает гнет. И, быть может, этот «внутренний ребенок» внутри «сильной женщины» терпеливо молчал бы и вполне возможно никогда не проявил бы себя, но в жизни женщины происходит мощный стресс. Не в силах  уже выносить на своих хрупких плечах тяготы за себя и за других членов семьи «внутренний ребенок» как бы говорит «хватит!», но, поскольку, сказать ему это открыто мешают многие и многие запреты, вложенные родителями, он начинает говорить, или точнее, просто кричать на языке симптома, посредством тяжелых панических атак.

Таков в общих чертах патогенез (с психоаналитических позиций) панических атак пациентки, и в целом это стало понятно на первой консультации. Но между моим профессиональным пониманием и пониманием пациентки (эмоционально заряженным страданием и страхом, иногда чувством безысходности) есть дистанция, требующая для своего прохождения определенного времени. Из последних строк может показаться, что автор чересчур высоко оценивает свое понимание и занижает понимание пациентки – нет, как говориться, отнюдь. Во-первых, со стороны виднее; во-вторых, «в чужом глазу мы видим соринку, а в своем бревна не замечем»; в-третьих, автор этих строк (как, убежден и подавляющее большинство коллег) сам проходя длительную личную терапию иногда по месяцу «доходил» со своим терапевтом до вроде бы простых вещей, которые ему (терапевту) были видны изначально. Также и мы идем вместе с ней эту непростую дистанцию. И это абсолютно нормально.

Совершенно нормально на жизненной дистанции «дать слабину» и временно прибегнуть к помощи такого же идущего по жизни, прислониться к его плечу, чтобы просто отдышаться, передохнуть от ставшего невыносимым пути, потом какое-то время пройти вместе, ощущая поддержку и через некоторое время окрепнуть душой настолько, чтобы вновь идти самостоятельно.  Психолог, психотерапевт – это такие же идущие по жизни люди, отличающиеся лишь тем, что владеют теоретическими знаниями об устройстве и работе психики, причем существенно подчеркнуть – знаниями «пропущенные через себя» в ходе уникального у каждого терапевта опыта самопознания, творческого разрешения своих проблем в ходе своей необходимой психотерапии. Это делает эти общие знание «живыми», наполняет их силой и верой терапевта в практикуемый им метод/подход, что по умолчанию транслируется  клиенту и является мощным фактором исцеления.

Благодарю за внимание к моей статье. Буду рад помочь или просто ответить на возникшие вопросы.

С уважением, Константин Локтев. Психолог. Психофизиолог.



Просмотров: 541
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Нейробиологические основы симптомов панических атак. (Доктор, что же это со мной, я не понимаю?!)
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Паническая атака – что это такое и как с ней справиться?
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь