|
Игра - переводчик с детского языка. Играйте с ребенком - в этот момент Вы смотрите на него сердцем.Автор статьи: Риммер Александра Ивановна
Зачем детям игра? Игра – это их школа жизни. Школа, в которой они могут попрактиковать кусочки взрослого мира на моделях взаимоотношений, выстроенных в игре. Если Вы обратите внимание, в играх детей, как правило, присутствуют сюжеты, взятые ими из повседневных окружающих их ситуаций. Дети впитывают, копируют и переносят в игру то, с чем сталкиваются в жизни, в первую очередь, в домашней атмосфере. Отыгрывать, то есть, отражать или выражать через действие – это естественный спонтанный процесс для детей. И в игровой деятельности обнаруживается богатый материал внутреннего содержания ребенка. Это своего рода карта его внутреннего мира с разнообразием ландшафтов и климатических зон. Поэтому игра становится незаменимым универсальным инструментом в общении родителей с детьми. Особенно «говорящей» бывает ролевая игра, которую ребенок может организовать просто с помощью нескольких игрушек, или роли персонажей могут исполняться ребенком и его родными или друзьями. Сюжетом ролевой игры может стать любая часто встречающаяся в повседневной жизни тема - поход в магазин, домашние заботы, визит в гости, день в детском саду или школе. Также это может быть сюжет из любимого мультфильма, или заимствованный у других ребят, например, в гостях или в саду. Ну и, конечно, ребенок может захотеть отобразить в игре то, что его волнует на сегодня больше всего, например, ситуацию, когда необходимо делить внимание родителей с младшим братом или сестрой.
Вот лишь некоторые из возможностей ролевой игры: Игре можно смело присвоить роль переводчика с детского языка, благодаря которому взрослые могут лучше понять, какие настроения у ребенка, что его волнует, что у него на душе. Когда ребенок присваивает роли игрушкам или реальным участникам игры, и в ходе игры раскрывается характерный портрет каждой из ролей, у нас на глазах оживает внутренняя реальность ребенка со всеми актуальными в его психике конфликтами и душевными переживаниями. И получается, что в игре, как в зеркале, отражается эмоциональный фон, в котором пребывает ребенок. Для меня было интересным участие в игре, которую организовала моя дочка в возрасте трех с половиной лет. Я изображала ребенка, которого мама отводит в детский сад. Мамой в этой игре, разумеется, была моя дочь. Серьезным и несколько строгим голосом она-мама объясняла мне-ребенку, почему я должна ходить в детский сад, да еще и оставаться там и находить, чем себя занять, пока мама пойдет на свою работу. В этой детской строгости звучало столько смешанных эмоций, которые вызывало у моей дочки посещение детского сада и необходимость разлучиться с мамой на время. Я уловила и то, как она сердится, и то, как волнуется и грустит и, вместе с тем, пытается определиться с нужностью детского сада в её жизни. Ещё игра может выступать посредником между родителями и детьми, превращая непростой воспитательный процесс в увлекательный и творческий. Когда нужно донести до ребенка какую-либо суть, бывает недостаточно одной взрослой фразы. Не всегда могут найтись нужные слова, а иногда слова просто не действуют в воспитательном процессе. Тогда на помощь приходит разыгранный сюжет, благодаря которому ребенок может «прожить» необходимую ситуацию, получив живой опыт. Такое проживание позволит ему понять, какую реакцию у других могут вызвать его поступки и как он сам после этого может себя ощущать. Кроме этого, через проживание ребенок может обнаружить для себя новые вопросы и задуматься, как он хотел бы себя повести, что ответить, особенно, если это нетипичная для его окружения ситуация. Например, для ребенка, который в семье единственный, незнакомым опытом будет необходимость учитывать интересы и желания других детей, договариваться, уступать и заботиться друг о друге. Здесь родители могут выступить с инициативой и предложить несколько по-новому развить сюжет, добавить новых действующих лиц и наметить существующие между ними взаимоотношения. Такой элемент спонтанности позволяет оставаться игре живой и интересной, а родители заодно показывают, какие есть возможности у ролевой игры, и приглашают детей проявить находчивость и фантазию. Потому как если ролевая игра построена на одних и тех же будто запрограммированных и предсказуемых действиях, процесс рискует стать в некоторой степени шаблонным, ограничивая пространство и свободу самовыражения. Игра умеет «лечить». Ощущая себя свободным в игре, ребенок, не задумываясь, проигрывает в комфортной для него атмосфере то, с чем в реальной жизни ему сложно справиться, например, конфликтные, пугающие или расстраивающие ситуации. И пока ребенок увлеченно проживает разные истории через игру, он вместе с этим выражает и высвобождает свои не всегда приятные чувства: страх, волнение, беспокойство, обиду, агрессию, стыд и т.д. Игра становится тем безопасным пространством, в которое дети выпускают свои страхи и тревоги, встречаются с ними, разговаривают, вступают в соревнование, кто, кого сильнее напугает – страх ребенка или наоборот, проживают и преодолевают их. С помощью ролевой игры у ребенка образуется возможность поменяться ролями и побыть на месте любого участника ситуации, что позволяет ему почувствовать, что он может влиять на эту ситуацию, участвовать в ней, а не только быть её жертвой. Например, столь популярная игра в доктора помогает детям справиться со страхом или волнением перед визитом к врачу. Казалось бы, очень забавно смотреть, как ваш ребенок со смешным сосредоточенным видом и нахмуренными бровями расспрашивает и осматривает потенциального пациента, ставит диагноз, назначает лечение и делает укол. Между тем, в этот момент ребенок как бы «проговаривает» и выражает через действия в роли доктора то, что вызывает его напряжение, смущение, тревогу от взаимодействия с врачом. Таким образом, ребенок высвобождает свои внутренние переживания и успокаивается, так же, как мы, взрослые, когда осознаем, принимаем и выражаем свои чувства. Вообще детям очень ценно наше родительское участие в их игре, поскольку игра для детей – это их стихия и важная часть их мира. Поэтому дети так искренне ждут, что родители будут играть вместе с ними, получая такое же удовольствие от этого процесса, ведь в восприятии ребенка игровая деятельность не менее серьезная и значимая, чем взрослые заботы и работы. Так вот, проявляя интерес и желание поиграть вместе с ребенком, мы тем самым проявляем интерес и внимание к самому ребенку и его миру, и даем понять, что видим и признаем то, что для него является значимым в его мире, и уважаем это. И знаете, какой при этом важный опыт мы передаем своим детям – мы показываем, что значит видеть в другом человеке отдельную уникальную личность, у которой есть свой мир, свои предпочтения и интересы. Мы учим их, как это - уважать и бережно относиться к другому человеку. Когда мы видим своих детей сердцем, мы учим их любить, и дети обретают умение смотреть на нас и на весь окружающий мир так же. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|