А вы помните себя детьми? Когда ковер становился морем, стул и одеяло превращались в дом, а мы сами за один день успевали побывать и врачом, и учителем, и повором, и продавцом... И даже обычные ложки и спички приобретали свой, понятный только нам и нескольким "посвященным" смысл...
Когда не хотелось заходить домой, поскольку разыгрывался такой захватывающий сюжет... И самое главное, было возможно все. Все фантазии, мысли и желания мгновенно воплощались в жизнь. И исполнялись все мечты. Когда мы сами были строителями своей жизни... Помните?
Конечно же, я говорю об игре. Вспомнив свои чувства, вспомнив то, как мы вкладывали в игру самих себя, свои желания, свои страхи, сложно согласиться с теми, кто считает игру пустой тратой времени, баловством и праздностью.
Через игру мы думали, мы общались, мы любили и ненавидели, мы жалели и сострадали, мы ссорились и мирились. Мы примеряли на себя различные роли, мы искали себя...
Репетиция жизни... Мне кажется эти слова могут идеально описать суть и смысл игры для ребенка. Это и есть его жизнь, его пространство, его мир.
Игра - это основная, главная, ведущая деятельность для ребенка. То же, что для школьника - учеба, а для взрослого - работа. Только проиграв, прорепетировав, "примерив" на себя разные роли и ситуации ребенок готов идти дальше. Только через игру ребенок получает знания о мире и о себе, учится общаться со взрослыми и со сверстниками, развивает фантазию, речь, мышление, воображение...
Только через игру возможно полноценное развитие ребенка.
Есть еще очень важное значение игры для ребенка. В игре малыш будет показывать все то, что его беспокоит, то, о чем он не может сказать словами.
Все его страхи, неуверенность, сомнения и трудности будут так или иначе всплывать в игре. Через игру ребенок будет пытаться также удовлетворять свои потребности, получить то, чего ему так не хватает в реальной жизни.
Наблюдая за игрой ребенка можно очень много понять о его внутреннем мире, о его потребностях, конфликтах и травмах.
Но это еще не все. Грамотно включившись в игру, получив доверие ребенка и "пропуск" в разыгрываемый мир, взрослый получает возможность коррекции внутреннего мира ребенка.
С чудовищем, которого боится ребенок, можно подружиться, злая учительница может начать хвалить ребенка, щенка с раненой лапкой можно пожалеть и вылечить, а вместо драки за кусок пирога можно разделить его и съесть вместе.
Удивительно, но разыгрывая болезненные ситуации, проживая их, а потом еще и получая опыт альтернативного разрешения данной ситуации, ребенок справляется со своими страхами, становится увереннее в себе, получает ресурс для того, чтобы справиться со многими психологическими проблемами.
И, да, только наигравшийся ребенок способен проявить интерес к учебе, а в дальнейшем к профессиональной деятельности.
Так, так ли бесполезная игра?