|
Дошкольный возраст: обучение через игру.Автор статьи: Ирина Гурова
Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. И именно через игровую деятельность постепенно подключается учебная. Девочка Лена - приемный ребенок, в семье с трех лет. Задержка в развитии была всегда, разговаривать она начала только в возрасте 4-5 лет. На момент нашей встречи Лене было 7 лет и ее мама вовсю готовила дочку к поступлению в школу. Маму очень беспокоило то, что ее ребенка могут не взять в школу, в то время как обучение в коррекционной школе сулило большие проблемы как минимум территориально. На мой вопрос - сколько будет 3+3? Ладно, а сколько - 1+1? Девочка только лучезарно улыбалась. "Нее, это для нее сложно" - прокомментировала мама. Несколько вечеров мы провели втроем - я, девочка и ее игрушка - невнятное зеленое животное с длинными конечностями. Лена играла: животное ходило, что-то делало и обстоятельно что-то объясняло. Я узнала у Лены, что его зовут Кузя и это кузнечик. Поговорила немного с Кузей и попросила дать мне игрушку. Все остальное время я разговаривала с Леной от лица Кузи. Кузю интересовало, сколько будет одна его нога плюс еще одна его нога. Ноги для наглядности поочередно демонстрировались. Поначалу Лена молчала и смотрела на меня. Кузя расстраивался, что его ноги будут непосчитаны, а я подсказывала ответ. Довольно скоро методом тыканья в ноги пальцем удавалось выяснить, что одна нога плюс одна нога будет две ноги. Кузя очень радовался, а вместе с ним радовалась и Лена. Потом подключились Кузины руки. Когда начало получаться с 2+1 и 2+2, Кузя прятался за мою коленку, чтобы Лена не могла видеть, и тыкать пальцем. Она смотрела вверх, воображала Кузю, показывала пальцем на воображаемые конечности и давала правильный ответ. Потом считали руки и ноги не только Кузи, но и самой Лены, дошли в счете до 8. Если что-то не получалось, Лена норовила ругнуть Кузю или дать ему подзатыльник, тогда Кузя прятался - он не будет играть. Лена обещала больше так не делать, и Кузя возвращался. Не сразу, но через некоторое время Лена научилась выполнять свое обещание и игрушку больше никто не обижал. Между делом Кузя учил Лену говорить ре-ре-ре, как говорит маленький котенок, и щщщ, как маленькая змейка. Мягкая "р" начинала получаться. Лена же то и дело пыталась Кузю накормить. Пуговицы он ел и говорил "ням-ням-ням!", от тряпок отворачивался - "фу-фу-фу!". А Лена смеялась. Надо ли говорить, что ребенок оказался вполне обучаемым. Через три вечера она уверенно отвечала, что 1+1 будет 2, и ре-ре-ре получалось уже через раз, и это за 3 занятия. Мама же занималась с ней каждый день. Жаловалась, что Лена ленится, не хочет думать, тупит специально и назло молчит даже в том, что уже проходили. Маме было сложно, но она упорно продолжала регулярно заниматься с девочкой. И вот как это происходило. Мама читает задачку из книжки, просит ответить, ребенок отвечает неправильно. Затем мама говорит уже с нажимом. Требует быть внимательней. И раздраженно перечитывает задачу. После этого ребенок просто молчит и ждет когда мама перестанет требовать ответ. Шевелит губами для порядка. И послушно молча пишет прописи. Ведь это звучит банально - что не нужно сразу ждать от ребенка правильного ответа. Но мама просто устала работать с ребенком, практически не видя результата. А чтобы был наглядный результат, ребенка надо заинтересовать. Дети внушаемы: они легко перенимают эмоциональное состояние, и это самый эффективный инструмент педагога. Если объяснять задачу тоном Деда Мороза, который рассказывает сказку, ребенок заинтересуется. А интерес - единственный двигатель обучения. То, что учится из-под палки - осваивается не благодаря этому, а вопреки. Кроме того, изначально у детей не сформировано абстрактное мышление, у них работает мышление наглядно - образное. То есть чтобы посчитать 1+1 ноги, надо видеть эти ноги перед собой. Дальше ребенок учится, не видя предмета, представлять его и его характеристики. И только потом будет выход на абстракции и будет не важно, ноги это, яблоки или иксы. На этом принципе построены материалы для обучения детей. Но даже эти материалы - это текст и картинки на бумаге. Но у родителя больше возможностей, чем у методистов: он может использовать непосредственно окружающий мир ребенка. И игрушку, которая стала другом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|