«Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)

«Мир глазами ребенка» 

(сюжетно – ролевая игра детей разных возрастных категорий)

     Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игровой деятельности отображается отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, потребность изменить окружение. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей - дошкольников, моделирующая жизнь взрослых.

     Сюжетно - ролевая игра. Имеет определенную тему. Дети играют в  «семью», «поликлинику», «путешествия», «зоопарк» и прочее. Все это – разные темы игр. Чаще тема игры берется из окружающей действительности, но иногда возникают игры на сказочные темы, о персонажах из детских сказок или мультфильмов.  

     В соответствии с темой строится сюжет игры – это события, которые отображаются в игре. Сюжеты игр включают обычно определенную последовательность событий: мама кормит дочку, затем ведет ее гулять, укладывает спать и т.д. Игры на одну и ту же тему могут иметь разные сюжеты. Например, игра  в «семью» в одних случаях может включать изображение стирки, уборки, а в других – прогулки, приема гостей и др.

     Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает две или больше ролей. Иначе невозможно передать сюжет игры – нельзя изображать маму, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить.

     Когда ребенок играет один, он берет на себя главную роль, а другие раздает игрушкам – куклам, игрушечным животным и т.д. В совместной игре, имеющей несколько участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это – роль мамы (или папы) в семье, доктора в поликлинике, капитана на корабле. Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры. В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

     Роли выполняются при помощи игровых действий. Доктор «выслушивает больного», делает ему «укол», дает указания о режиме. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и др.), а могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и т.п.).

Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 3 – 4 лет: 

«День рождения куклы Маши"

Цель игры: Расширять и обогащать кругозор детей, знания об окружающем мире. Способствовать объедине­нию детей для совместной деятельности.

Материал и оборудование: 

- Кукла Маша в праздничном платье;

- образ­ные игрушки (мишка, заяц, кот и др.);

- флажок, шишка, бочонок с медом, мор­ковка и др.

 Предварительная работа:

Празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворе­ний, игры - хороводы («Встаньте в круг…», «Кто у нас хороший»), подвижные игры («Догони Мишку», «Найди Зай­ку» и др.).

 Ход игры.Дети сидят на стульчиках в кругу.

Педагог говорит, что у ее дочки Маши сегодня день рождения и она приглашает всех деток в гости. Педагог советует детям подумать, что они пода­рят Маше, чем порадуют ее. Подска­зывает, что они могут прийти в го­сти с мишкой и принести бочонок меда, или с зайкой, который подарит Маше вкусную сладкую морковку. Слушает ответы детей, которые по очереди отвечают, что они подарят и с кем придут.

1 ребенок: «Я приду с котиком и принесу бантик Маше»;

2 ребенок: «Я приду с братиком и нарисую картинку» и т.д.

Затем педагог предлагает детям помочь Маше красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сам печет пи­рог, со словами:

  Уж я Машеньке пирог испеку, румяненький.

  На нем корочка пшеничная, а начинка земляничная,

  А помазочка медовая, кушай Машенька….

(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку».) Дети помогают педагогу ставить на столы посуду, разливают чай по чашкам, кладут на тарелочки печенье. Далее педагог предлагает детям тоже пойти и собраться на Машин праздник.

     Дети выходят в игровую комнату и берут на выбор различные игрушки (с кем они придут на День рождения).

За куклу Машу говорит педагог:

Кукла Маша радостно встречает гостей, спрашивает у детей кто с кем пришел, что принес.

Обращение к 1 ребеноку: «Спасибо, Мишенька, что пришел на День рождения. А с кем ты пришел?»

Ответ ребенка: «Здравствуй Маша, я поздравляю тебя, я пришел с корзинкой и принес тебе яблочки»

Обращение к 1 ребенку: «Спасибо тебе Мишенька, садись чай пить». Обращение к 2 ребенку: «Смотрите, а вот и Саша пришел с зайкой, а что же зайка прячет в ручке?».

 Ответ 2 ребенка: «Зайка принес большую морковку Маше в подарок».

Обращение к 2 ребенку: «Посмотрите ребята, какая у Сашиного зайки большая морковка! Она, наверное, вкус­ная и сладкая. Спасибо, Саша. Спасибо заинька, садись, и ты чай пить». И т.д.

 Дети садятся за столы и пьют чай с печеньем. Далее педагог предлагает поздравить Машу песенкой и стихами.

 Дети образуют круг на коврике вокруг стула, на котором сидит кукла Маша.

Дети поют песню «День рождения» (муз В. Герчик, слова Н.Френкель):

- Чей, чей, чей, чей,

- Чей сегодня день рожденья?

- Кто, кто, кто, кто

- Принимает поздравленья?

- Кто получит от ребят

- И игрушки, и подарки?

- У кого глаза блестят,

- На щеках румянец яркий?

- Все, все, все, все,

- Все мы Машу поздравляем!

- С ней, с ней, с ней, с ней

- Веселимся и играем.

 Педагог говорит: «А еще Маша любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение про «Флажок». 

Дети читают стихотворение А. Л. Барто «Фла­жок» и дарят Маше флажок.

 Педагог продолжает: «А кто хочет рассказать Маше про ко­та? (Потешка «Как у нашего кота».) Давайте подарим Маше кота, ей будет очень приятно».

 Затем педагогом организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, по­том — дети, затем детей догоняет Маша.

 Педагог в конце игры: «Вот какой веселый День рождения был у Маши. Теперь пора прощаться, пусть Маша отдыхает».

   При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота или другого ребенка из группы. Где главную роль уже можно предложить самим детям.

Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 4 – 5 лет:

«Магазин овощи – фрукты»

Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Задачи:

- учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.

- способствовать использованию в играх представлений об окружающем мире.

- развивать творческое воображение.

- воспитывать уважение к труду взрослых, дружеское отношение друг к другу.

- закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей.

Оборудование:

стол для продавца, прилавок для продуктов, касса, одежда для: продавца, кассира, грузчика, уборщицы, охранника; муляжи овощей и фруктов, бумажные деньги, чеки, ценники, корзины для продуктов, пакеты для упаковки, ящики для переноски овощей и фруктов, кошельки, сумки, весы, руль, предметы для уборки: веник и савок, тряпочка.

Роли: продавец, кассир, грузчик, уборщица, охранник, покупатели.

Предварительная работа (задание для родителей и детей): посетить с родителями магазин, ознакомиться с работой продавца, посмотреть, что продается в магазине.

Ход игры.

Дети сидят в кругу на стульчиках, педагог вместе с ними.

Педагог спрашивает: «Ребята, вы ходили в магазин со своими родителями?»

Ответы детей.

Педагог: «Чем там занимаются люди?»

Ответ 1 ребенка: «Они занимаются разным, много народа, много всяких отделов, яркий свет»…

Ответ 2 ребенка: «Там все в разных одеждах, кто-то в пальто, а кто-то раздетый»…

Ответ 3 ребенка: «Кто-то продает, кто-то покупает»…

Педагог: «А что продают в магазине?»

Ответ 1 ребенка: «В магазине продают разные вещи, мебель, обувь…»

Ответ 2 ребенка: «А я был в магазине, где продают доски, большие банки краски, инструменты…»

Ответ 3 ребенка: «В больших магазинах продают все: и одежду и еду…»

Педагог: «А какие магазины вы знаете?»

Ответ 1 ребенка: «Молочный»

Ответ 2 ребенка: «Хлебный – булочная»

Ответ 3 ребенка: «Обувной» и т.д.

Педагог: « Ребята, я предлагаю вам поиграть в «Овощной магазин». Что продают и покупают в овощном магазине?».

Дети: «Овощи и фрукты»

Педагог: «Чтобы нам начать играть, нам нужно распределить роли, кто и кем будет в нашей игре. Давайте вспомним, кто работает в магазине?»

Ответ 1 ребенка: «Там работают люди»

Ответ 2 ребенка: «Там есть продавцы» и т.д.

Педагог помогает распределить роли и описывает, что делает тот или иной персонаж в магазине. Например: продавец - предлагает и продает товар, говорит цену товара, выкладывает товар на прилавок, советует, что лучше купить, взвешивает и упаковывает товар.

Педагог спрашивает: «Кто хочет быть продавцом?» Выбор ребенка.

Далее кассир – пробивает чеки, берет деньги за товар, дает сдачу. «Кто будет кассиром?» Выбор ребенка.

Грузчик – привозит овощи и фрукты в ящиках, выгружает их.

Охранник – следит за соблюдением порядка в магазине.

Уборщица – следит за чистотой полок и полов в магазине.

А остальные ребята будут – покупателями.

 Педагог: «Итак, все роли распределены, можно подбирать подходящие предметы и начинать нашу игру. Не забывайте, что надо вежливо обращаться друг к другу, говорить, что бы вы хотели купить, сколько вам нужно овощей или фруктов; спрашивать: сколько стоит тот или иной овощ или фрукт, свежие ли овощи и фрукты, когда завезли товар» и т.д.

Педагог может взять на себя роль заведующего магазином, чтобы руководить процессом игры, если это потребуется для развития игрового сюжета.

 В конце игры, подведение итогов:

Педагог: «Ребята, в какую игру мы с вами играли?»

Ответ 1 ребенка: «В овощной магазин»

Педагог: «Понравилась ли игра тем, кто был покупателем?»

Ответ 2 ребенка: «Да, понравилась»

Ответ 3 ребенка: «И мне тоже понравилась»

Педагог: «Кто из вас, что купил в магазине?»

Ответ 4 ребенка: «Я купила картошку и морковку»

Ответ 5 ребенка: «Я купил арбуз»

Ответ 6 ребенка: «Я купила лук и укроп» и т.д.

Педагог: «Хотели бы вы еще поиграть в такую игру?»

Ответы детей: «Да и в другие тоже»

Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 5 – 6 лет: 

«Салон - парикмахерская»

Цель: Учить детей принимать на себя в различных ролях и выполнять соответствующие игровые действия, использовать инструменты парикмахера и называть их. Обогащать словарный запас. Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

 Игровой материал: Куклы, фартук, пелеринка, зеркало, кисточка, флаконы, расчески, заколки, банты, набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

 Словесная работа: Парикмахер, мастер, фен, фартук, пелеринка, женский салон, мужской салон и др.

 Предварительная работа: Беседа о профессии парикмахера с использованием иллюстраций. Рассматривание иллюстрационного материала по теме «Салон – причесок».

 Ход игры.

Дети стоят рядом с педагогом. Педагог, показывает на множество кукол, которые сидят в ряд на стульчиках.

Педагог говорит: «Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними.

Послушайте, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, во что мы будем сегодня играть».

Педагог загадывает загадку:

 Ножницы возьмем у мамы. 

 Подстригаться будем сами.

 Срежем волосы с макушки,

 Оголим немножко ушки.

 Педагог обращает внимание детей на рисунки с изображением салона красоты. 

Ответ 1 ребенка: «Это салон  красоты».

Ответ 2 ребенка: «Это парикмахерская».

Педагог: «Ребята, я предлагаю вам заглянуть в парикмахерскую, здесь светло и интересно, много зеркал. Духи, кресла, большой зал. В парикмахерской работает женский мастер. Кому он делает прически?»

Ответ 3 ребенка: «Он делает прически тетям и девочкам»

Педагог: «А еще, в парикмахерской работает мужской мастер. Кому он делает прически?»

Ответ 4 ребенка: «Дядям и мальчикам»

Педагог: «Но прежде чем зайти в парикмахерскую и попасть к мастеру причесок, нужно посидеть и  подождать свою очередь. Посмотрите, сколько кукол сидят в зале. Все они пришли в парикмахерскую, они сидят и ждут, когда их пригласят. Посмотрите, все ли куклы красиво причесаны?»

Ответ 5 ребенка: «Нет, все лохматые какие-то»

Педагог: «Ой, а кукла Наташа такая лохматая. Сейчас я у нее спрошу, что случилось и вам расскажу. Кукла Наташа с другими куклами играли в детском саду и когда они пошли на прогулку, то подул сильный ветер. Ветер сорвал с ее головы бантик и волосы у нее разлохматились. Да, действительно, у Наташи на голове беспорядок. Надо срочно что-то делать. Что же делать?»

Ответ 6 ребенка: «Ее надо причесать»

Ответ 7 ребенка: «Ей надо голову помыть» и т.д.

 Далее проходит распределение ролей: 

Роль парикмахера играют дети. Педагог в роли администратора, чтобы управлять и при необходимости руководить процессом игры.

Педагог: «Сейчас, Марина будет парикмахером. Она наденет фартук. Кукле Наташе повяжет пелеринку, для того, что бы волосы ни попали ей на одежду и будет ее причесывать. Марина – мастер, здесь в парикмахерской её рабочий кабинет».

Вопросы детям: «Посмотрите, что лежит у Марины на столе?»

Ответы детей: «Фен, расческа, флакон с шампунем и т.д.»

Педагог комментирует действия Марины – парикмахера: «Наташа, присаживается в кресло, Марина смотрит, как её причесать… Сейчас Марина возьмет расческу и причешет её. Волосы от ветра запутались, надо причесать аккуратно, чтобы Наташе не было больно. Наташе нужна красивая прическа».

Педагог: «У Марины будет сейчас обед, она устала. Настя, а давай теперь, ты будешь парикмахером в женском салоне, а Дима в мужском салоне. Настя будет делать причёску Кате. А Дима Артёму».

Дети меняются местами и ролями.

Педагог: «А теперь у Насти будет обед. На её место придет другой парикмахер. Катя, давай ты, теперь будешь парикмахер. Надень фартук, будешь стричь детей, и делать им красивые прически».

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут роль парикмахера и гостя.

Подведение итогов игры:

Ребята, вы все такие красивые. Давайте продемонстрируем свои причёски нашим гостям.

Педагог задает вопросы детям: «Понравилось ли вам в парикмахерской?»; «Что больше всего понравилось в мастерской парикмахера?»;

«Как называется то или иной предмет (инструмент парикмахера)» и т.д.

Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 6 – 7 лет: 

«Больница»

Цель: побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни, о специалистах медицины. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.

Задачи:

помогать детям устанавливать доброжелательные взаимоотношения в совместной игре; обогащать словарь, развивать речь детей; расширять знания об окружающем мире.

Игровое оборудование:

 халат и шапочка врача, рецепты, направления, набор “ Доктор “, лекарства. 

 Роли:

 Доктор – ведет прием, слушает дыхание, смотрит горло, измеряет давление, выписывает рецепт. 

 Медсестра – помогает вести прием больных, выполняет назначение врача, делает уколы, ставит горчичники. 

Пациент – приходит на прием к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Фармацевт – работает в аптеке, отпускает лекарства по рецепту врача.

 Ход игры.

 Организационный момент:

Педагог: «Ребята, давайте поиграем с вами в “ Больницу? “ В нашем городе, очень много аптек и больниц. Зачем же они нужны?»

Ответ 1 ребенка: «Чтобы продавать лекарства»

Ответ 2 ребенка: «Если человек заболеет, его полечат в больнице»

Ответ 3 ребенка: «Они нужны, чтобы человек был всегда здоров» и т.д.

«Беседа с детьми о профессии врача. Называем приборы врача – статоскоп, шприц, градусник и т.д. Рассказываем о роли медсестры (выполняет указания врача, помогает вести прием пациентов). Беседа об аптеке. Введение нового термина – фармацевт. Вспоминаем различные специальности врача – терапевт, окулист, стоматолог, хирург, педиатр и т.д.

 Развитие игры отрывок стихотворения:

Посмотрите, а вот здесь у нас “ Больница “

Всегда внимательно с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье –

Он больше всех бывает рад.

 Педагог: «Я буду доктор, буду лечить деток. Здесь у меня находится больница. Заходите, кого нужно полечить. Входите первый пациент. Где у тебя болит? Покажи мне горлышко, а ушко. Сейчас температуру мерить будем, вот держи градусник. Доктор, выписывает рецепт, отправляет на укол к медсестре и потом в аптеку за лекарством».

Далее, педагог распределяет между ребятами роли, и начинаются действия лечебного учреждения. Дети самостоятельно продолжают игру, педагог лишь направляет ее при необходимости в нужное русло, следит за тем, чтобы все проходило в спокойной и доброжелательной атмосфере.

 Подведение итогов игры:

Педагог спрашивает детей, понравилась ли им игра? Все ли справились со своими ролями? Все ли соблюдали правила игры? Что нового узнали о профессии? Как может продолжиться игра? Какие роли можно еще добавить в игру?

 



Просмотров: 705
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Педагог для одаренного ребенка
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Родитель и педагог, кто кого?
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Взаимопонимание «педагог-ребенок-родитель»
  • У ребенка лишний вес, что делать? Вопрос - ответ
  • Эссе. «Педагог-психолог – профессия или призвание?»
  • Нарциссичный педагог
  • Педагог и общественное мнение
  • Профессия педагог-психолог
  • Каким должен быть современный педагог?
  • Современный педагог и профессиональная этика.
  • Волшебная формула: Педагог - Мотивация - Ученик - Интерес
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Как воспитывать ребенка 10 лет? Вопрос - ответ
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Профессии Геродота: историк, ученый, педагог, археолог, историк политолог, этнолог
  • Игры для снятия тревоги и стресса у ребенка.
  • Братик, я тебя люблю (игры для адаптации старшего ребенка к малышу).
  • Дидактические игры для детей 3- 4 лет. В чем их польза?
  • Развивающие игры для детей от 2-х до 3-х лет
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Как приучить ребенка спать отдельно? Вопрос - ответ
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Пальчиковые игры для детей 2 3 лет: польза и простота!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь