|
Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»Автор статьи: Иванченко Татьяна Петровна
В настоящее время в России широкое распространение получила гештальт-терапия - одна из разновидностей экзистенциальной психотерапии, течение, входящее в русло гуманистического направления. Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз реализовал на практике холистическое понимание природы человека, он проповедовал целостный подход. Как известно, целостный взгляд основан на том принципе, что целое – это нечто большее, чем сумма его слагаемых. Целому присуща целостность, структура и интеграция частей. Д. Кепнер считает, что «рассматривать личность как целое, большее, чем сумма его частей, - значит рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д.» (3, с.39). Безусловно, данный подход очень актуален для современной школы, в которой преобладает ориентация на передачу детям знаний, а не на развитие личности. Важно отметить и то, что в традиционной школе знания передаются в готовом виде. Гештальт-подход предлагает обучение через открытия: познание рассматриваются как творческий созидательный акт индивида или группы в процессе контакта. Учение понимается как процесс контакта на границе живой и автономной системы в поле "организм/среда". Этот процесс контакта может быть представлен в идее циклического движения "фигура - фон" со всеми прерываниями и нарушениями. Согласно гештальт-подходу, в контакте (общении) важна позиция и той и другой стороны, т.е. как педагога, так и ученика. Действительно, общение представляет собой взаимодействие людей. Если хоть одна сторона не стремится к контакту, диалог невозможен. Те особенности поведения, которые нарушают взаимодействие, обрывают цикл контакта, мешают человеку осознать свою потребность или ее реализовать, называются сопротивлением контакту. Фриц Перлз считал неосознаваемые конфликты между потребностями невротическими и называл сопротивления, соответственно, невротическими механизмами или нарушениями (4). В гештальт-подходе выделяются следующие основные виды сопротивлений, или срывов цикла контакта: конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, девалидизация. Сопротивление может быть защитной реакцией, творческим приспособлением к действительности, устойчивой личностной особенностью. Учитывая эту особенность ученика, учитель может адекватно реагировать на отсутствие взаимопонимания в общении. Наблюдательный педагог выявит наличие у ребенка того или иного вида сопротивления контакту. Конфлюенция, или слияние, характеризуется отказом от различий и непохожести, трудностью провести четкую границу между собой и другим человеком. В качестве основных индивидуальных особенностей конфлюирующего человека гештальтисты выделяют крайнюю форму присоединения в контакте, которая носит характер невротической зависимости от другого человека. В ситуации образовательного взаимодействия ученик с таким видом сопротивления контакту акцентирует внимание не на предмете общения, а на его эмоциональной стороне. Сигналами того, что у ученика проявляется конфлюенция как вид сопротивления контакту, является следующее: - в разговоре заменяет «я» на «мы»; - заканчивает предложения за другого; - легко присоединяется к вербальным и невербальным средствам общения, к эмоциональному состоянию собеседника; - не принимает разницу между собой и другими. В общении с учениками, использующими конфлюенцию как сопротивление контакту, педагогу следует подчеркивать психологические границы между людьми, дифференцировать мысли и чувства разных людей, помогать осуществлять свой собственный выбор, поощрять самостоятельные ответы. Еще один вид сопротивления контакту — интроекция, или поглощение. Человек интроецирует («заглатывает») информацию, установки, принципы, догмы, представления других людей. Необходимо учитывать, что интроецирование – важная составляющая процесса социализации, поскольку общество требует от человека усвоения и поддержания некоторых рамок. Однако часто чужие «интроекты» не соответствуют собственным представлениям человека о жизни и вызывают внутренние конфликты. Иногда воспитание ребенка не способствует развитию у него самостоятельности, чувства ответственности за свои поступки, умения проверять проглоченные интроекты на собственном жизненном опыте. В этом случае у индивида развивается интроекция как личностная особенность. Ученики с интроекцией стремятся всегда быть хорошими, соответствовать запросам общества, нормам морали. Они боятся быть неуспешными, стремятся всегда получить высокую оценку, у них часто присутствует мотив избегания неудачи. Вместе с тем, у них слабо развивается креативность, самостоятельность. Сигналами того, что у ученика проявляется интроекция как вид сопротивления контакту, является следующее: - часто употребляет слова «должен», «надо», «мне следует» и т.п. («Мальчики не должны плакать»); - зависит от чужого мнения; - ощущает телесные зажимы в области живота — неподвижность, тяжесть; - ожидает от себя и других нереалистичных поступков; - постоянно ищет абсолютные авторитеты. Педагог может помочь ученикам, использующим интроекцию как сопротивление контакту, в отделении собственных потребностей, взглядов от чужих, поощряя самостоятельные ответы, обращая внимание на собственную позицию. Третий вид сопротивления контакту, противоположный интроекции, — проекция. Представляет собой процесс, в котором позитивные и негативные свойства, отношения, качества, верования, поведения или чувства, которые в действительности относятся к самой личности, приписываются другим людям. Проецирующим людям трудно принять точку зрения партнера по общению, понять других людей. Ученики, использующие проекцию как сопротивление контакту, проявляют негативизм по отношению к новой информации, упрямство, непримиримость, обидчивость, агрессивность. Они имеют следующие особенности: - в их речи постоянно фигурируют другие («Другой — такой же, как и я», «Он — плохой»), а также слова «ты», «вы», «они» употребляются вместо «я» («Мы считаем…», Мы думаем…»); - используют обобщения («Все учителя одинаковы...»); - у них много жестов агрессии (вертикальная жестикуляция); - часто звучат критические и осуждающие заявления («Ты не должен так поступать»); - много фантазируют об отношении к себе других людей («Меня никто не любит, не понимает»); - проявляют обстоятельственный тип атрибуции: находят причину событий в обстоятельствах, а не в себе; - «уходит» от своей личной ответственности за происходящее. Педагогу следует помочь ученику с проекцией вернуть свойства, отношения, чувства, которые он проецирует на других, а также принять себя. В общении с ребенком, использующим проекцию как сопротивление контакту, важно быть в позиции взрослого и стремиться выработать такую же позицию и у ученика. Следующий вид сопротивления контакту — ретрофлексия (обращение на себя). В этом случае человек делает для себя то, что он хотел бы, чтобы для него делали другие, или то, что он хотел бы сделать по отношению к другим (например, агрессия на себя вместо внешнеобвинительной реакции). Разделившись условно на две половины, человек создает из одной части окружающий мир. Процесс контакта представляет собой удовлетворение потребностей одной части личности за счет другой. В процессе взаимодействия педагога с учеником ретрофлексия проявляется в «психологическом уходе» ученика от контакта. В качестве особенностей поведения ретрофлексирующего ученика можно отметить следующие: - рационализацию, отказ от своих чувств; - телесные зажимы, сжатие кулаков, закусывание губ, неловкие движения и позы; - отсутствие контакта глазами; - монотонный голос; - внешняя отстраненность; - сдерживание, «проглатывание» своих чувств; - отсутствие просьб к другим людям; - несовпадение жестикуляции с эмоциональным значением речи; - использование в речи возвратных частиц; - задержки дыхания; - жалобы на плохое настроение и психосоматические болезни, особенно в эмоционально насыщенных ситуациях. Педагоги порой сами используют для прерывания контактов у детей подавление эмоций, тем самым не позволяют их эмоциям развиваться и дифференцироваться естественным образом. Это достигается в основном посредством чрезмерного подчеркивания значения «внешнего мира» и требований «действительности» и преуменьшения значения организмических потребностей и эмоций. В результате дети «приспосабливаются» к такому неослабному давлению со стороны взрослых, притупляя телесные ощущения и утрачивая часть своей жизненной силы (2). Педагог может помочь ученику, использующему ретрофлексию как сопротивление контакту, осуществлять действия, направленные не столько на себя, сколько на других, осознавать чувства, задержки дыхания. Нужно помогать ретрофлексирующему типу контактировать с другими, поощрять экспрессию его чувств, не нарушая при этом его личного пространства. Пятый вид сопротивления контакту в гештальт-подходе дефлексия (отклонение), представляет собой процесс ухода от прямого контакта с собой и окружающими. При дефлексии человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем (4). У ученика с дефлексией проявляются следующие особенности: - отсутствие контакта глаз; - стремление спрятаться, не выделяться; - недоверие к окружающим, страх контактов; - жалобы на скуку, вялость; - обилие «двойных посланий» с неконгруэнтностью вербально выражаемых чувств с невербальными реакциями. Педагог может помочь такому ученику в установлении контактов с самим собой и с окружающими. Он должен способствовать формированию безопасной психологической среды в школьном классе, прерывать процесс отклонения ученика от контакта. Еще один вид сопротивления – девалидизация, или обесценивание, при котором человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них (4). У учащихся с девалидизацией проявляются следующие особенности: - обесценивающие суждения; - игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат; - вышучивание или самоирония. Педагог может помочь такому ученику увидеть его вклад в получение результата, оказать поддержку, поднять самооценку. Таким образом, сопротивления отличаются друг от друга по механизмам и характерным признакам. Наблюдательный учитель может и должен при общении учитывать вышеперечисленные особенности учащихся с разными типами сопротивления контакту, правильно выстраивать отношения с разными учениками. В рамках гештальт-подхода для педагога важно иметь навыки рефлексии и саморефлексии. Только в этом случае педагог сможет осуществлять эффективное руководство учебным процессом, выявить препятствия к обучению, а также быть действенным против вызванной школьными стрессовыми ситуациями невротизации учащихся. В целом, гештальт-подход может быть творчески использован в педагогике: в проведении занятий в школе и в педагогическом ВУЗе, в психолого-педагогическом консультировании, в повышении квалификации педагогов. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|