Психотерапия эффективна в той мере, в какой терапевт способен к присутственному контакту


Еще одним фактором экологии и эффективности диалогово-феноменологической психотерапии выступает качество присутственного контакта, поскольку именно присутствие терапевта и клиента в жизни друг друга в течение терапевтической сессии является необходимым (хотя и не достаточным) условием восстановления переживания. Разумеется, что не каждый терапевт обладает высокой способностью к организации присутственного контакта. А ведь даже при высокой культуре осознавания терапевта процесс переживания может оставаться блокированным ввиду отсутствия пространства для него, каковым является присутственный контакт. 



Более того, интенсивная феноменологическая динамика, результаты которой размещаются терапевтом в процессе терапевтической сессии, может оказаться небезопасной как для терапевтического пространства в целом, так и для клиента, в частности.

Интервенция, основанная на феноменах терапевтического контакта и исходящая из непосредственного опыта, обладает довольно высокой интенсивностью и силой. Это зачастую провоцирует возникновение новых феноменов, которые нуждаются в переживании. При отсутствии такой возможности, которую обеспечивает присутствие, напряжение в контакте становится чрезмерным и разрушает или деформирует переживание. Интервенция из непосредственного переживания – тонкий и довольно опасный инструмент, пользоваться которым можно лишь при соблюдении некоторых условий. Наиважнейшим из них является устойчивый присутственный контакт, который в состоянии обеспечить витальность процесса переживания любого феномена, возникшего в нем. Такое свойство присутственного контакта, очевидно, является следствием того факта, что любой феномен, возникший в поле, появился лишь в пространстве контакта. Поэтому и ассимиляция любого феномена возможна лишь в контакте. Именно на этом положении основан терапевтический риск, который предполагает диалогово-феноменологическая модель контакта.

Учитывая вышесказанное, профессиональная подготовка психотерапевта, опирающегося на диалогово-феноменологический подход, помимо уже упоминавшегося тренинга осознавания, предполагает формирование навыков установления и поддержания присутственного контакта. Технически тренировка этого навыка начинается с различения в терапевтической сессии простого взаимодействия по поводу некоторой проблемы или симптома и контакта как «соприкосновения жизнями» двух людей.

Для начала следует попробовать обратить свои слова, описывающие некоторый элемент непосредственного опыта лично другому человеку. Причем произнесены они должны быть про себя и от себя лично. После того, как терапевт заметил эту разницу между «говорить что-либо» и «говорить лично про себя, лично Другому», она останется не просто некоторым важным знанием, а опытом, который будет запечатлен «в сердце». В дальнейшем ему достаточно будет лишь сверяться с этим впечатлением, чтобы констатировать наличие или отсутствие присутственного контакта. Один раз испытав такого рода присутствие, забыть его, как и обмануть себя, станет невозможно.

Однако несмотря на сформированность личного маркера присутственного контакта тренинг этого навыка не заканчивается. До тех пор, пока навык присутственного контакта не станет естественным, легким и спонтанным, пройдет немало времени. Поначалу же способность к присутственному контакту будет неустойчивой и фрагментированной, а прерывания его довольно частыми. С течением времени регулярной практики, способность к присутственному контакту у терапевта становится все более стабильной. Нечего и говорить, что способность к присутственному контакту у терапевта в терапевтическом процессе является одним из источников развития аналогичной способности у клиента. 

http://pogodin.kiev.ua/news/psihoterapiya-effektivna-v-toy-mere-v-kakoy-terapevt-sposoben-k-prisutstvennomu-kontaktu




Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роскошь и опасность присутственного контакта и близости
  • Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Качество терапевтического контакта важнее содержания психотерапии
  • С практики. Работа с детьми при отсутствии контакта с родителями.
  • Проекция, как срыв контакта в терапевтической работе с супружескими парами.
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Что нужно для контакта с реальностью?
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Установление контакта в переговорах: что может помочь?
  • О токсичности терапевтического контакта
  • Физиология гештальт-терапевтического контакта
  • Арт-медитация для восстановления внутреннего контакта. Терапия образами
  • про стадии цикла контакта и прерывания
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Что такое работа на границе контакта?
  • Защитные механизмы, или способы прерывания контакта
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • Цикл контакта при гештальт- подходе
  • Близость как динамика отношений на границе контакта
  • Установление контакта при работе с нормой и патологией
  • Я тебя не слушаю, посолю и скушаю. Или способы прерывания контакта.
  • Интерес к ребенку как основа личного контакта
  • Невротическая организация опыта контакта со средой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь