Гештальт-терапия - терапия контакта.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Гештальт-терапия известна как терапия контакта.

Человек всегда находится в каком-то контексте,  какой-то окружающей среде. С одной стороны, противопоставляя себя ей, а с другой, нуждаясь в ней и, являясь частью её. И только в обмене с этой средой возможно удовлетворение потребностей человека, достижение удовлетворительного способа жить. Обмен  - основа, суть жизни, обеспечивается процессом контакта.

Контакт - процесс взаимодействия, взаимофункционирования, обмена человека (организма) с окружающей средой, процесс соприкосновения с другим, отличным от меня.

Не любое взаимодействие – контакт. Контакт в гештальт-подходе предполагает полное проживание актуальной ситуации «здесь и сейчас», чувствование единого взаимофункционирования себя и среды при осознании различий. Условием развертывания контакта является выделение на фоне некоторой фигуры – желания, потребности, интереса, переживания. Только с тем, что образует фигуру, можно контактировать. По сути контакт обеспечивает естественный жизненный процесс создания – разрушения фигур. То, как человек устанавливает контакт с миром и является предметом гештальт- исследования. В процессе гештальт-терапии мы стремимся обнаружить способы, используя которые человек получает из среды то, что ему нужно, отдает, то, что не нужно, делится тем, что нужно другому.

Граница контакта – граница, отделяющая «я» от «не я». Граница осуществляет регулирование обмена, это динамическая характеристика процесса. При здоровом, естественном контакте с окружающей средой граница функциональна – открыта для обмена и прочна для автономии. В разные фазы контакта граница разная – от полного растворения до непроницаемости. Возможность осознавать свои границы – важный признак здоровья.

ЦИКЛ КОНТАКТА

Цикл контакта – модель, описывающая естественный процесс удовлетворения потребностей, процесс создания и разрушения фигур. Синонимы – цикл опыта, цикл организмической саморегуляции.

Существует несколько описаний цикла контакта. Остановимся на  четырехфазной модели Пола Гудмана. Он выделяет:

  • преконтакт (forecontact),
  • контактирование (contacting),
  • полный контакт (final contact),
  • постконтакт (отступление).

1. Преконтакт фаза ощущений, от их размытости до возникновения фигуры желания.

В фазе преконтакта само ощущение от внешнего мира или зарождающееся в моем теле возбуждение становится той фигурой, которая возбуждает интерес и желание. Желание может быть направлено либо на получение чего-либо необходимого, либо на избавление от чего-либо ненужного. К. примеру, мое сердце начинает стучать сильнее, когда я встречаюсь с любимым человеком.

Мое сердце — это фигура, а тело — фон.

2. Контактирование – фаза формирования фигуры желания и перевода возбуждения во внешний план.

Это активная фаза, в ходе которой человек распознает свое желание и приступает к взаимодействию с окружающей средой с тем, чтобы его удовлетворить. Речь идет не об установившемся контакте, а об его установлении; имеется в виду процесс, а не состояние. В нашем примере в этой фазе я предприму некое действие, чтобы вступить в контакт с желанным человеком.

Сам желанный объект становится фигурой, в то время как телесное возбуждение постепенно уходит в фон. Как правило, эта фаза сопровождается эмоциональными переживаниями.

3. Полный контакт — фаза полного соединения с желаемым объектом и удовлетворения желания.

Границы между человеком и желанным объектом стираются. Осуществляется цельное действие, происходящее здесь и теперь, восприятие, эмоция и движение оказываются неразрывно связанными. В нашем примере – это соединение с любимым человеком, когда разница между мной и тобой не ощущается.

4. Постконтакт фаза ассимиляции, осмысления свершившегося контакта.

Желание удовлетворено, оно уходит в фон. Границы восстанавливаются. Человек усваивает полученный опыт. Это усвоение сопровождается чувством удовлетворения (облегчения), или какими-то неприятными чувствами, если желание удовлетворено не тем способом или недостаточно. Это важная фаза, способствующая личностному росту.

ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА

 Прерывания контакта – нарушения естественного обмена с окружающей средой, сбои в процессе создания – разрушения фигур, делающие невозможным или затрудняющие удовлетворение потребностей, желаний, интересов человека. Прерванный контакт фиксируется в опыте как «незавершенное дело», сопровождаемое напряжением невыраженных эмоций. Граница контакта при привычных прерываниях теряет свою функциональность, становится ригидной, поведенческий репертуар сужается.

Важно отметить, что способы прерывания контакта не являются патологическими сами по себе. По сути это те же самые способы, при помощи которых мы устанавливаем и развиваем контакт с миром, только ригидные, фиксированные.

Слияние (конфлюенция).

 Слияние – это процесс, в котором нет понимания отдельности каждого человека, когда не учитывается разница между людьми.

«Когда человек совсем не чувствует границы между собой и окружением и когда ему кажется, что он и окружение есть единое целое – он слит с ним» (Перлс)

Энергия в слиянии становится общей, индивидуальность нивелируется, граница контакта размывается.

Слияние – основной способ контакта в зародышевом и новорожденном периодах.

Здоровое использование.

Чувство сопричастности к чему-то большему, чем «я»: религиозный опыт,  переживания, когда «радость на всех одна и беда одна», работа в команде, армия, командные виды спорта, хоровое пение и т.д.

Ощущение единства с другим человеком – естественный симбиоз матери и младенца, интимные любовные переживания, опыт «Я-ТЫ» в терапии.

 
 Нездоровое использование.

Отношения, которые необходимы «как воздух», вне которых человек теряет себя. Оба (или кто-то один) могут верить в то, что они знают мысли и другого, переживают его чувства и его опыт. Это затянувшиеся симбиотические отношения матери и ребенка, любовная зависимость, ощущение, что невозможно жить вне какой-либо среды.

 Проявления.

- Использование в речи местоимения «мы» вместо «я, ты, он (она)».

- Отсутствие уважения к разнице между собой и другими.

- Проявления злости, когда обнаруживаются различия.

- Искренняя вера в то, что люди испытывают  одинаковые чувства.

- Размытая, обезличенная ответственность.

 
 Слияние прерывает контакт в фазе преконтакта. Фигура желания не формируется.

 

Что с этим делать.

«Противодействие слиянию – дифференциация. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать его с выборами, потребностями и чувствами других людей. Он должен усвоить, что может столкнуться с ужасом отделения от других и при этом остаться живым». (Польстер)

 

Интроекция.

Интроекция – это процесс, в котором нечто внешнее (правила, ценности, стандарты поведения, концепции и т.д.) берутся личностью целиком, без критической переработки и проверки. Такие «непереваренные», но присвоенные послания называются интроектами. При интроецировании внешние правила, ценности, концепции могут быть внедрены во внутриличностный план без желания человека, без ощущаемой им потребности (процесс воспитания).

 Внешняя энергия больше, чем энергия желания. Граница контакта расширяется, человек как бы включает в себя часть внешнего мира.

 Интроекция – основной способ установления контакта в раннем детстве, когда младенец принимает и поглощает без переработки не только молоко матери, но и значимые материнские отношения. По мере роста эти интроекты должны подвергаться проверке, переработке, чтобы быть усвоенными и принятыми как свои собственные.

 

Здоровое использование.

Обучение важным жизненным правилам безопасности, этическим нормам поведения. Законопослушность. Освоение репродуктивных видов деятельности, различных технологий, где личностная включенность играет скорее отрицательную роль.

 
 Нездоровое использование.

Жизнь по инструкции. Жесткость жизненных правил, невозможность отступить от них, постоянный поиск инструкций на все случаи жизни. Отсутствие своих собственных жизненных ценностей, приоритетов. Невозможность сомневаться, сравнивать, частично принимать, частично отвергать. Невозможность опираться на себя, а не на внешние правила.

 Интроекция прерывает контакт в фазе формировании фигуры желания (преконтакт), подменяя собственную потребность интроектом.

 Проявления.

- В речи много выражений «Я должен», «Мне следует».

- Поиск хороших правил, способов жизни «А как нужно поступить?».

- Нереалистичные ожидания от себя и других.

- Один гуру сменяет другого.

 Что с этим делать.

«Основным инструментом работы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждение его личностной силы, помогающей различать «мое» и «твое».(Польстер) Это возможно через выделение интроективного послания и человека, дающего это послание. Отделение собственных желаний, взглядов, верований от желаний, взглядов, верований человека, дающего интроект. И, в конечном итоге, принятие решения не жить по чужим ожиданиям.

 

Проекция.

 Проекция – это процесс, в котором нечто, присущее человеку – свойства, качества, поведение, отношения или чувства, приписывается внешним объектам или другим людям.

В процессе проецирования энергия желания переводится во внешний мир и позволяет осуществить поиск объекта, необходимого для удовлетворения желания или эмоциональную разрядку. Граница контакта сужается, часть личности воспринимается как чуждое, принадлежащее внешнему миру.

Проекция – основной способ установления контакта в период освоения способов взаимодействия с миром. Через проекцию в игре своих желаний и имеющихся интроектов ребенок осваивает социальные роли и получает обратную связь от окружения.

 
 Здоровое использование.

Личностная идентификация и эмпатия, возможность сопереживать другому человеку. Механизм проекции лежит в основе создания произведений искусства. Широко используются проективные методы в психотерапии  психодиагностике.

 Нездоровое использование.

Отделение от себя и приписывание другим тех особенностей, которые человек в силу каких-то причин не принимает как свои собственные. Спроецировав на других собственные негативные качества, человек склонен осуждать их, критиковать, бороться с ними. Спроецировав собственную нуждаемость, постоянно помогать другим, заботиться о них вместо того, чтобы попросить помощь для себя.

 Проекция прерывает контакт в фазе контактирования, соприкосновения с окружающей средой.

 Проявления.

- Употребление в речи местоимений «ты, вы, они» вместо «я».

- Склонность фокусировать внимание на негативных сторонах реальности.

- Много критических замечаний, осуждений в адрес других и мира в целом.

- Часто склонность чрезмерно заботиться, помогать слабым.

  Что с этим делать.

Основной фокус в работе – возврат тех свойств, отношений, чувств, которые человек проецирует на других. Проекция возвращена, если человек может принять в себе эти отторгнутые и размещенные в других части своего «я» без самоосуждения.

 

Ретрофлексия.

 Ретрофлексия – это процесс блокирования действия по удовлетворению желания и возврата чувств назад, точно против себя. Человек подставляет сам себя как объект для выражения чувств, направленных к другому. «Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого – того, над кем производят действие и того, кто это действие производит» (Польстер).

 Энергия действия по удовлетворению желания реализуется не во внешнем, а во внутреннем плане. Граница контакта становится непроницаемой.

 Ретрофлексия появляется у ребенка в процессе развития в период формирования способности к автономии, когда ребенок учится сам регулировать свои физиологические потребности и свое поведение, проявляя или сдерживая свои импульсы.

 Здоровое использование.

Саморегуляция, самодисциплина, сознательная адаптация к социальным нормам.  Воспитанность. Способность к самоподдержке. Самоконтроль, защищающий от внешней опасности. Способность к дипломатии.

 Нездоровое использование.

Саморазрушающее поведение. Психосоматические заболевания. Самовлюбленность (на себя могут быть направлены и позитивные чувства).

 Ретрофлексия прерывает контакт в фазе действия, блокируя соединение с объектом, к которому направлено желание.

 Проявления.

- Наличие психосоматических заболеваний.

- Сдерживание телесных проявлений: задержки дыхания, «проглатывание чувств, слез».

- Мускульные напряжения: сжатие кулаков, сжатие зубов.

- Действия, направленные на себя, не обязательно деструктивные: грызение ногтей, поглаживания себя.

- В речи много возвратных выражений типа «сам виноват», «я себя люблю, ненавижу и т.п.».

 Что с этим делать.

В психотерапевтической работе ретрофлексию необходимо развернуть, направить ее из внутренней реальности на отношения с окружающей средой. Это работа с дыханием, телесными зажимами с целью высвобождения энергии и направления ее на внешнее выражение чувств и удовлетворение потребностей.

 «ИНТРОЕКТОР ДЕЛАЕТ ТО, ЧТО ДРУГИЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ОН ДЕЛАЛ,

ПРОЕКТОР ДЕЛАЕТ ТО, В ЧЕМ ОБВИНЯЕТ ДРУГИХ,

РЕТРОФЛЕКТОР ДЕЛАЕТ СЕБЕ ТО, ЧТО ХОТЕЛ БЫ СДЕЛАТЬ    ДРУГИМ,

ЧЕЛОВЕК В СЛИЯНИИ НЕ ЗНАЕТ, КТО, ЧТО, КОМУ ДЕЛАЕТ»

 



Просмотров: 608
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Стеснительный человек или страх контакта
  • Невротическая организация опыта контакта со средой
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Гештальт-терапия. Контакт. Контактирование. Границы личности в контакте.
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Контакт с собой, или главный человек в нашей жизни.
  • цикл контакта - преконтакт
  • Цикл контакта при гештальт- подходе
  • Когда человек теряет себя
  • Как Наташа к холодильнику ходила или Цикл контакта в гештальт-терапии
  • Способы прерывания контакта
  • Проекция, как срыв контакта в терапевтической работе с супружескими парами.
  • Когда желание становится целью или как исполняются желания....
  • Отношения: цикл контакта
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Защитные механизмы, или способы прерывания контакта
  • Теория контакта (только для гештальт - терапевтов)
  • Отношения с едой. Цикл контакта.
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Я тебя не слушаю, посолю и скушаю. Или способы прерывания контакта.
  • Контакт с собой или контакт с другим?
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Трудности контакта человека с зависимым поведением.
  • Когда с партнёром нет эмоционального контакта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь