Виталий Булыга
психолог-психотерапевт, педагог-психолог, преподаватель психологии ДУО «Катехетический колледж им. З. Лозинского» г. Барановичи, Беларусь, имеет богословское (факультет практического богословия ДУО «Катехетический колледж им. З. Лозинского») и высшее образование (факультет психологии УО«БИП – институт правоведения». Проходил обучение психотерапии по Методу Мюррей, семейной системной психотерапии в Белорусской ассоциации психотерапевтов.
Сайт «психолог Виталий Булыга»: http://www.psyoffice.ru/vitalibulyha/. Барановичи, Беларусь
Психологи и их специализации
Еще в трудах А.Н. Леонтьева начала и середины 70-х годов 20 столетия не единожды отмечено, что «21 век – век психологии» (Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. В 2 т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 240-242). И действительно, начало 21 века ознаменовано стремительным ростом и развитием практической психологии, которая внедряется во все сферы общественной, экономической и политической жизни людей.
Говоря о специализациях практических психологов, уместным является остановиться на следующем ниже, неисчерпывающим себя списке.
Психолог детский – специалист, осуществляющий диагностику особенностей развития и психологической помощи, включая психокоррекцию. Детский психолог оказывает психологическую помощь детям, родителям и семье в целом. Поскольку проблемы и трудности ребенка тесно взаимосвязаны с образом жизни родителей, их отношением к ребенку и воспитанием, состоянием здоровья и психологическим климатом в семье, а так же с общей семейной ситуацией.
Психолог организационный, или консультант по управлению, работает с организациями, управленческим составом, отдельными подразделениями для успешного развития последних, в условиях непрерывно меняющегося окружающего мира.
Психолог-консультант – психолог, осуществляющий психологическое консультирование. Такой специалист предоставляет компетентную информацию по запросу своего клиента, для оптимального решения тех или иных жизненных, личных или деловых проблем.
Преподаватель психологии – теоретик (однако, сегодня все чаще встречаются практические психологи, совмещающие преподавание), который помимо преподавательской деятельности имеет возможности для научно-исследовательской деятельности.
Спортивный психолог – это специалист, решающий такие задачи, как повышение эффективности тренировочного процесса спортсменов; создание психологических условий для достижения высоких показателей силы, ловкости и выносливости; психологическая подготовка к соревнованиям и мн.др.
Психолог-психотерапевт – это специалист, окончивший медвуз по специальности «Клиническая психология». Также психологом-психотерапевтом может являться практический психолог, который после окончания вуза прошел специальную подготовку в области психотерапии (например, психоанализ, психотравмотерапия, гештальт-терапия и др.), индивидуальной и групповой психотерапии, защитил супервизионно терапевтические сессии с клиентами и получил сертификат.
Педагог-психолог – это практический психолог, психолог-универсал, работающий в системе образования. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются: психодиагностика; психологическое консультирование; психологическое просвещение; развивающая и психокоррекционная деятельность и пр.
Ремесленничество и мастерство
Основной проблемой сегодняшних дней является сложившаяся ситуация на рынке оказания психологических услуг связанная с тем, что большое количество психологов посредственного уровня заполонили данную профессиональную нишу. К таким специалистам применим термин «ремесленники», потому как обладают они низким уровнем своей компетентности, а, следовательно, работают они правильно но поверхностно, они – просто исполнители.
И в действительности, психологическая профессия очень престижна, и может приносить стабильный высокий финансовый доход. Однако востребованными профессионалами-психологами могут быть лишь единицы. Это связано с тем, что наличие только высшего психологического образования не гарантирует последующей профессиональной успешности. Мастерство психолога заключается в том, что он постоянно усовершенствует свои знания и умения, неустанно стремится к личностному росту своей духовности и моральности, стремясь к совершенству и ведя за собой опекаемых им людей.
Что же можно посоветовать старшеклассникам 9-11 классов, желающим связать свою последующую учебную и профессиональную жизнь с психологией? Как ориентировать ищущего свой путь молодого человека сделать не только правильный выбор, но и (с прицелом в будущее) увести его от ремесленничества?
Так сложилось, что все специализации, кроме педагога-психолога, субъективно являются сегодня более модными, высокооплачиваемыми. Однако именно от мастерства специалиста напрямую зависит его высокий уровень доходов, его слава и престиж, уважение и почитание.
Мастерство специалиста проистекает из его мудрости. Как утверждает американский психотерапевт Мэрилин Мюррей, мудрость, – это знание +опыт.
В каждой из специализаций есть возможность профессионального роста, пополнения объема знаний в узкой области, приобретения опыта. Вот только, к сожалению, ни одна из специализаций, кроме «педагог-психолог», не позволит полноценно выйти из уровня «ремесленничества» на уровень «мудрый мастер». Сегодня «ремесленники» своим подавляющим большинством заполонили нишу психосопровождения человека.
Почему же так произошло? На наш взгляд это связано с тем, что как только дело касается человека, в его системном единстве множества составляющих (антропологические особенности, семейно-родовые составляющие, социальные связи, потребности, духовность и т.д.) узкий подход не оправдывает себя, так как подходит к человеку однобоко. Подход «с одной стороны» не учитывает, например, что психоэмоциональное состояние спортсмена зависит не только от его уверенности в своих силах и ловкости, но от его травматического детского опыта, уровня его самооценки, семейных проблем и пр.
Поэтому уникальные знания и последующий практический опыт, цельную разноплановую практику может преподнести исключительный синтез педагогики и психологии - профессия педагог-психолог.
Профориентация: профессия «педагог-психолог»
Плюсы выбора специализации «педагог-психолог» очевидны.
Во-первых, это уникальная возможность за короткий срок в несколько лет стать универсалом, системно подходящим к решению любой задачи или проблемы, что расширяет горизонты возможностей дальнейшего профессионального роста, даже в такого мастера, как «психолог-психотерапевт» или любого другого специалиста.
Во-вторых, помимо финансового роста заработной платы школьного психолога в соответствии с категориями, незамедлительно появляется возможность дополнительного заработка, потому что такой универсал востребован всегда в онлайн-консультировании, индивидуальной психокоррекции в частных условиях, в преподавании психологии и мн. др.
В-третьих, это удовлетворение престижных потребностей в уважении и почитании, которые непременно будут удовлетворяться в виде благодарности от людей и признания общественности.
В-четвертых, педагог-психолог, осознавая свою миссию, параллельно обогащая свои знания и умножая опыт, начинает творить, удовлетворять свои духовные потребности, а профессиональный продукт становится еще более чистым, более объективным, более эффективным.
Педагогическая миссия психолога
Миссия – это самая важная ценность любого профессионала! Человек, не осознающий своей миссии – живет поверхностно, не понимая смысла своего существования. Профессионал-психолог не понимающий своего предназначения «пустышка», и очень опасен. Как он может повести за собой клиента, если не знает и сам куда идет?
Осознание своей миссии дело нелегкое!
Подумайте: что такого вы сделали, или почти что сделали, что навсегда изменило мир? Вот Эдисон придумал лампочку, кроманьонец – колесо, Будда – нирвану. На свете есть много людей, которые сделали вещи, которыми мы не просто пользуемся – это ключевые для цивилизации вещи. Убери их – и всё рухнет! Попробуйте представить себе мир, в котором нет электрического света! Нет лампочек в подъездах, повсюду нагажено, по улицам ходят люди с факелами; и фраза «город горел вечерними огнями» означает совсем не то, что сегодня. Нормально?
А теперь представьте, что наша цивилизация не додумалась до колеса! Что будет? Бензиновые санки с турбонаддувом, лошади, гидросамолеты или человечество начнет расселяться не по поверхности планеты, а вглубь её. А лампочки то нет, только факелы. А под землей нефть и оттуда открытый огонь. Ну как, складывается картинка?
Так что людей, которые сделали что-то действительно важное с большой натяжкой ещё можно назвать избранными. Какова твоя миссия, избранный? (Mr. Freeman, культовый анимационный веб-сериал)
Человеку просто необходимо сформулировать миссию. Профессионалу жизненно важно выйти за пределы своего «ремесленнического» бытия, устремившись к мастерству.
Какой же он, педагог-психолог?
Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это - не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни.
Психолог-педагог - тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь - бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье. (Н.И. Козлов, Психология и педагогика, http://www.psychologos.ru/)
Педагог-психолог – тот, который не ремесленник, неустанно транслирует окружающим здоровый синтез заявляемых гуманистических ценностей и поведения, поступков, соответствующих заявляемыми ценностям.
Целеполагание уже сегодня (упражнение)
Поставьте для себя цель, которую желаете достичь.
Затем начертите линию, «протяженностью» в 10 лет и пропишите, что вы сделаете через 1 год, что приблизит вас к заветной цели, что через 3 года, 5,7 и т.д..
Сайт «психолог Виталий Булыга»: http://www.psyoffice.ru/vitalibulyha/.
Барановичи, Беларусь