Эссе. «Педагог-психолог – профессия или призвание?»

 

 

Эссе. «Педагог-психолог – профессия или призвание?»

 

Чтобы перевернуть мир, достаточно

перевернуть представления людей об  этом мире.                                                                                                                 

А. Миллер

 

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Я вспоминаю тот момент, когда впервые в моей голове промелькнуло смутное желание стать психологом. Мне исполнилось 15 и я– непростой ребёнок…

Шло время. Я взрослела, но некоторые вопросы по-прежнему оставались без ответов. Например: «Как же так получается, что самые близкие люди на свете, такие  как родители и дети, не могут найти общего языка?» или «Для чего ребёнку совершать такие поступки, которые непременно расстроят папу и маму и за которые он неизменно понесёт наказание?». Ведь и те и другие искренне хотят, чтобы у них «всё было хорошо»!

И вот, после долгих поисков ответов на эти и другие вопросы, я, наконец, сделала свой выбор.  И выбор мой был в пользу будущих поколений Родителей. Да-да, тех самых, что сегодня идут в садик, крепко держа за руку маму или папу. Чтобы у них-то точно получилось построить собственные счастливые семьи и передать эту модель своим детям. И те, в свою очередь смогли бы вырастить здоровых, уверенных в себе и счастливых детей!

Для реализации таких планов нужны единомышленники! Их поиск привёл меня в гештальт терапию. Мои учителя стали в то же время и моими идейными вдохновителями.

Знакомство с некоторыми научными работами не оставило камня на камне от моих традиционных представлений о психологии. Это было одновременно и здорово и страшно.

Отныне, моя работа с детьми строилась на теории, состоящей всего из 2-х основных положений:

1.Во-первых, всё то, что в поведении ребёнка родители воспринимают исключительно как Проблему, на деле - служит для поддержания равновесия в семье! Каково?

«И что тут такого!», - скажете вы.  А вы попробуйте сказать Это родителям!

Объяснить им, что своим деструктивным поведением, их сын или дочь делают все, что могут для поддержания мира, а быть может и спасения семьи. И, что, прежде чем убрать столь волнующий их, родителей, симптом, следует сначала разобраться, какую положительную функцию в семье он выполняет.

Пример: папа с мамой в разводе. А когда из-за «плохого» поведения ситуация в саду обостряется, родители объединяются, решают, что делать с «трудным» ребенком. Спрашиваю, в каких ещё случаях собирается вся семья вместе. «Больше ни в каких»… Говорю, что, возможно, если бы родителям удалось встречаться для обсуждения успехов ребёнка, то ему было бы гораздо проще предоставлять им именно этот «поведенческий материал». И тогда их ребёнку удалось бы избежать столь высокой платы за возможность побыть вместе с папой и мамой. Платы  в виде раздражения, осуждения и наказания. Вот так.

2. Во-вторых, мой «клиент» – ребёнок!

«Ну, разумеется!» - скажете вы снова. «Вы же педагог-психолог!»

Однако мне есть, что вам возразить.  Зачастую, заказчиками выступают именно родители или педагоги. Именно на их «жалобы» реагирует психолог: «Он не умеет себя вести», «не слушает воспитателей», «не может спокойно сидеть на месте». Да, мало ли, что ещё…

Пример: часто родители бессознательно ждут от своего ребёнка поведения, похожего на собственное. Только разумеется, в улучшенном варианте. Без их заморочек, погрешностей и недостатков! «Я не достиг, ты должен достичь! Я не смог, ты должен смочь! Я курю, но ты не будешь, я тебе не позволю! Это всё потому, что я желаю тебе счастья!»

 И тогда моя задача – не допустить, чтобы дети стали заложниками ненайденного смысла чьего-то существования! А это, поверьте, ой как нелегко!

Пример. Предположим, ребенок отказался от собственно­го Я, приспособился к требованиям окружаю­щих. Образовалось мнимое Я... Но его истинное Я всё равно будет проявляться либо в неврозах навязчивых состояний, либо в деструктивном поведении, либо другим разрушительным для ребёнка образом.

Я поставила перед собой совсем непростой вопрос:  «Чем я могу быть полезна этим детям?» Да-да! Именно детям, а не их родителям! И ответ у меня только один: помочь им не растерять себя.

Вот и получается педагог-психолог – профессия или призвание?

Я отвечу так! Если в работе психолога преобладают техники и методики – вероятнее всего, что это профессия и человек перед Вами - профессионал. 

А если же психологу в процессе работы удаётся оставаться самим собой, ошибаться, учиться и расти вместе со своими клиентами, если их встреча больше похожа на танец, чем на терапию, тогда, вероятно, можно предполагать, что мы имеем дело с призванием.

Как я понимаю, что педагог-психолог – моё призвание? Очень просто. Я чувствую голод.  Я  в постоянном поиске новых книг, идей, обучающих программ. Моя деятельность давно вышла за рамки моей профессии. Я – вечный волонтёр телефонов доверия, групп психологической взаимопомощи и газетных рубрик. И от этого моя жизнь становится интереснее, богаче и счастливее. Я просто делаю то, что хочу. Это способ существования и целая философия.

Найти своё призвание — это значит найти смысл жизни, найти свой талант, это значит обрести свой путь и своё счастье.

Блажен, кто понял с колыбели
Свое призванье в жизни сей

И смело шел между зыбей
К пределу избранныя цели;
Кто к ней всегда руководим
Единой мыслью неизменной,
Как Генуэзец, вдохновенный
Гранитным всадником своим!

 



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если я психолог, это не значит что…
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Имидж - ни что, если вы по прежнему считаете, что это новое платье!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь