|
Эссе. «Педагог-психолог – профессия или призвание?»Автор статьи: Ионова Елена Викторовна
Эссе. «Педагог-психолог – профессия или призвание?»
Чтобы перевернуть мир, достаточно перевернуть представления людей об этом мире. А. Миллер
В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Я вспоминаю тот момент, когда впервые в моей голове промелькнуло смутное желание стать психологом. Мне исполнилось 15 и я– непростой ребёнок… Шло время. Я взрослела, но некоторые вопросы по-прежнему оставались без ответов. Например: «Как же так получается, что самые близкие люди на свете, такие как родители и дети, не могут найти общего языка?» или «Для чего ребёнку совершать такие поступки, которые непременно расстроят папу и маму и за которые он неизменно понесёт наказание?». Ведь и те и другие искренне хотят, чтобы у них «всё было хорошо»! И вот, после долгих поисков ответов на эти и другие вопросы, я, наконец, сделала свой выбор. И выбор мой был в пользу будущих поколений Родителей. Да-да, тех самых, что сегодня идут в садик, крепко держа за руку маму или папу. Чтобы у них-то точно получилось построить собственные счастливые семьи и передать эту модель своим детям. И те, в свою очередь смогли бы вырастить здоровых, уверенных в себе и счастливых детей! Для реализации таких планов нужны единомышленники! Их поиск привёл меня в гештальт терапию. Мои учителя стали в то же время и моими идейными вдохновителями. Знакомство с некоторыми научными работами не оставило камня на камне от моих традиционных представлений о психологии. Это было одновременно и здорово и страшно. Отныне, моя работа с детьми строилась на теории, состоящей всего из 2-х основных положений: 1.Во-первых, всё то, что в поведении ребёнка родители воспринимают исключительно как Проблему, на деле - служит для поддержания равновесия в семье! Каково? «И что тут такого!», - скажете вы. А вы попробуйте сказать Это родителям! Объяснить им, что своим деструктивным поведением, их сын или дочь делают все, что могут для поддержания мира, а быть может и спасения семьи. И, что, прежде чем убрать столь волнующий их, родителей, симптом, следует сначала разобраться, какую положительную функцию в семье он выполняет. Пример: папа с мамой в разводе. А когда из-за «плохого» поведения ситуация в саду обостряется, родители объединяются, решают, что делать с «трудным» ребенком. Спрашиваю, в каких ещё случаях собирается вся семья вместе. «Больше ни в каких»… Говорю, что, возможно, если бы родителям удалось встречаться для обсуждения успехов ребёнка, то ему было бы гораздо проще предоставлять им именно этот «поведенческий материал». И тогда их ребёнку удалось бы избежать столь высокой платы за возможность побыть вместе с папой и мамой. Платы в виде раздражения, осуждения и наказания. Вот так. 2. Во-вторых, мой «клиент» – ребёнок! «Ну, разумеется!» - скажете вы снова. «Вы же педагог-психолог!» Однако мне есть, что вам возразить. Зачастую, заказчиками выступают именно родители или педагоги. Именно на их «жалобы» реагирует психолог: «Он не умеет себя вести», «не слушает воспитателей», «не может спокойно сидеть на месте». Да, мало ли, что ещё… Пример: часто родители бессознательно ждут от своего ребёнка поведения, похожего на собственное. Только разумеется, в улучшенном варианте. Без их заморочек, погрешностей и недостатков! «Я не достиг, ты должен достичь! Я не смог, ты должен смочь! Я курю, но ты не будешь, я тебе не позволю! Это всё потому, что я желаю тебе счастья!» И тогда моя задача – не допустить, чтобы дети стали заложниками ненайденного смысла чьего-то существования! А это, поверьте, ой как нелегко! Пример. Предположим, ребенок отказался от собственного Я, приспособился к требованиям окружающих. Образовалось мнимое Я... Но его истинное Я всё равно будет проявляться либо в неврозах навязчивых состояний, либо в деструктивном поведении, либо другим разрушительным для ребёнка образом. Я поставила перед собой совсем непростой вопрос: «Чем я могу быть полезна этим детям?» Да-да! Именно детям, а не их родителям! И ответ у меня только один: помочь им не растерять себя. Вот и получается педагог-психолог – профессия или призвание? Я отвечу так! Если в работе психолога преобладают техники и методики – вероятнее всего, что это профессия и человек перед Вами - профессионал. А если же психологу в процессе работы удаётся оставаться самим собой, ошибаться, учиться и расти вместе со своими клиентами, если их встреча больше похожа на танец, чем на терапию, тогда, вероятно, можно предполагать, что мы имеем дело с призванием. Как я понимаю, что педагог-психолог – моё призвание? Очень просто. Я чувствую голод. Я в постоянном поиске новых книг, идей, обучающих программ. Моя деятельность давно вышла за рамки моей профессии. Я – вечный волонтёр телефонов доверия, групп психологической взаимопомощи и газетных рубрик. И от этого моя жизнь становится интереснее, богаче и счастливее. Я просто делаю то, что хочу. Это способ существования и целая философия. Найти своё призвание — это значит найти смысл жизни, найти свой талант, это значит обрести свой путь и своё счастье. Блажен, кто понял с колыбели
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|